100 лет исполнилось мультипликатору Леониду Шварцману: вспоминаем его лучшие мультфильмы, которые стоит пересмотреть всей семьей | Nastroy.net

03.09.2020 16:19

Когда речь идет о талантливом человеке, то говорят, что в нем горит искра Божья. Так иносказательно называют особые способности, дар, которым обладают люди, отличающиеся от других.

В ком-то эта искра разгорается в пламя, и тогда человек проживает яркую, но короткую жизнь, успев оставить после себя большое наследие. А кого-то она подпитывает и вдохновляет, давая возможность творить и радовать своим талантом других людей долгие плодотворные годы. К последним относится Леонид Шварцман, которому 30 августа этого года исполнилось 100 лет.

Краткая биография

Знаменитый мультипликатор родился в 1920 году в Минске. Кроме него в семье росли сестра Генриетта и брат Наум. Когда Леониду было 14 лет, под колесами машины погиб его отец, а спустя время он сам покинул родной дом, переехав жить к сестре в Ленинград.

Школу будущий художник оканчивал при Институте живописи и архитектуры в 1941 году, после чего был призван в армию. На фронт Леонид не попал, так как был эвакуирован в Челябинск. Там молодой человек работал не только токарем на танкостроительном заводе, но и художником.

Матери Леонид Шварцман лишился в 1942 году: женщина не пережила блокаду Ленинграда. После окончания войны молодой талантливый парень поступил во ВГИК. Леонид прекрасно рисовал с детства, но больше всего тяготел к графическому и изобразительному искусству. На его выбор профессии повлиял диснеевский мультфильм «Бэмби». Увидев качество изображаемых героев и способ подачи повествования, он загорелся делать мультфильмы не хуже, чем на Западе.

Творческая биография в датах

Каждая мультипликационная работа Шварцмана, независимо от того, выступал он ее режиссером или художником-постановщиком, становилась шедевром. Героев его мультфильмов любили не только дети, но и их родители. Творческую биографию художника можно проследить по его работам:

  • 1948 год. Еще будучи студентом ВГИКа, он начал сотрудничество со студией «Союзмультфильм» в качестве ассистента художника. Он был приглашен на эту должность своим учителем Анатолием Сазоновым, которого восхитила курсовая Леонида. Их совместной работой стал мультфильм «Федя Зайцев», в котором начинающему мультипликатору доверили рисовать игрушки.
  • 1951 год. Окончив институт, Шварцман начинает работать уже в качестве художника-постановщика.
  • 1952 год. Первой полнометражной работой Шварцмана стала сказка «Аленький цветочек». На мультфильм такого качества в среднем уходило от 2 до 3 лет. На каждый жест героя, например, взмах руки, создавалось до 20 рисунков, так что можно только представить, какой была кропотливой работа мультипликаторов XX века.
  • 1954 год. Участие в создании полнометражной картины «Золотая антилопа».
  • 1957 год. Выход полнометражной «Снежной Королевы» всколыхнул весь мир мультипликации. Работа получила многочисленные награды и призы: 1 премия на XXII венецианском фестивале; награды Каннского и Римского кинофестивалей 1958 года; премия в категории «Лучший фильм года» на III МКФ в Лондоне.
  • 1963 год. Шварцман становится самостоятельным художником-постановщиком. В это время выходят такие его работы, как «Проверьте ваши часы», «Заповедник».
  • 1964-1969 годы. В этот период на экраны выходят такие работы мастера, как «Дядя Степа», «Портрет», «Варежка», «Крокодил Гена».
  • 1970-е годы. В это десятилетие были созданы картины, ставшие любимыми несколькими поколениями детей: «Письмо», «Чебурашка», «Аврора», «Шапокляк», «38 попугаев», «Котенок по имени Гав».
  • 1980-е годы. Этот период был посвящен созданию цикла мультфильмов про обезьянок: «Гирлянда из малышей», «Осторожно, обезьянки», «Обезьянки и грабители» и др.
  • 1990-е годы. Продолжен цикл мультфильмов об обезьянках.

Такова творческая биография Леонида Шварцмана. А теперь о самых интересных моментах создания популярных мультфильмов этого талантливого художника.

«Аленький цветочек»

В этой картине Леонид Шварцман выступал в качестве художника-постановщика в соавторстве с Александром Винокуровым. Удивительно, но герои этого мультфильма рисовались с реальных людей – актеров, исполнявших их роли. Именно поэтому жесты у них такие «человеческие», а натурой для мультипликаторов стали Николай Боголюбов (купец), Михаил Астангов (Чудовище), Алексей Баталов (Принц), Нина Крачковская (Настенька).

«Золотая антилопа»

Еще одна совместная работа Винокурова и Шварцмана. Этот мультфильм начинался не с рисунков, а с озвучки. Чтобы сделать его максимально приближенным к реальности, мультипликаторы изучали жесты, которые использовали актеры во время читки сценария.

Костюмы - также не выдумка художников: они специально ходили в Эрмитаж для изучения национальной одежды индусов XIX века. Так что, как видите, каждому мультфильму Шварцмана предшествовали серьезная работа с актерами и изучение изображаемой эпохи.

«Дядя Степа»

В данной работе Леонид Шварцман уже выступал в качестве самостоятельного художника-постановщика. Автором сценария мультфильма о советском милиционере высокого роста стал сам автор стихотворения – Сергей Михалков. Сегодня мало кто знает, но в этой картине 1964 года впервые была вставлена скрытая реклама – изображение реальных наручных часов фирмы «Эра».

«Снежная Королева»

Мультфильм вышел в 1957 году. На его создание ушло 2,5 года. Чтобы передать атмосферу Копенгагена и максимально точно воссоздать его дома и улицы времен Андерсена, художники-постановщики фильма Шварцман и Винокуров и съемочная группа ездили в Ригу, посчитав ее наиболее похожей на города Западной Европы.

Интересный факт: героиня Снежная Королева не была рисованной, а снималась в технике ротоскопирования. Сначала велись художественные съемки актрисы Марии Бабановой в гриме, «давшей» свою внешность и голос героине, а затем они покадрово переносились в виде рисунков на целлулоидную пленку.

«Варежка»

Невероятно добрый фильм о девочке, мечтавшей о собаке. Изюминкой мультика стали прототипы его героев, хотя об этом мало кто знал. Так, прообразом мамы девочки стала жена друга и коллеги Шварцмана, Льва Мильчина, Тамара Полетика.

Даже бульдог в этом мультфильме не простой: его внешность весьма смахивает на режиссера картины Романа Качанова. Кстати, 10-минутный мультик собрал множество наград: 1 премию на фестивале в Аннеси (Франция, 1967 г), приз «За высокое художественное качество» в Хихоне (Испания, 1968 г), серебряную медаль на МКФ в Москве (1967 г).

«Чебурашка»

В книгах Успенского этот герой больше смахивает на обезьянку. Ту внешность, которую сегодня знают во всем мире, придумал именно Леонид Шварцман. Как он сам признается, вначале и его Чебурашка был с ушками на макушке и с хвостом, но постепенно первые «съехали» вниз, а последний вообще исчез.

Прототипом Шапокляк стала теща художника, благодаря чему в советской мультипликации появился образ вредной старушенции, весьма отличающийся от традиционных назидательных и благочестивых бабушек того времени.

Мультфильмы о крокодиле Гене и Чебурашке стали настолько популярны, что им даже была посвящена серия марок, выпущенная в 1988 году.

«38 попугаев»

Еще один мультфильм, герои которого «рождались» не сразу. Начнем с того, что Шварцман не любит змей. Чтобы понять, как будет выглядеть герой сказки Остера, художник часами сидел перед вольером с удавом, делая его зарисовки. Постепенно начали прорисовываться его брови, удлиняться мордочка, просматриваться нос и «распускаться» цветы на теле.

Большую сложность вызвал не только образ змеи, но и его голос, который достался Василию Ливанову. Актер долго мучился, пытаясь разговаривать на разный лад, пока режиссер картины Иван Уфимцев не потребовал, чтобы он не искажал свой, известный на весь Советский Союз, голос.

Прототипом попугая, с легкой руки Юрия Норштейна, стал Ленин. У него такие же резкие взмахи крыла, хождение взад-вперед, наклон головы к плечу, как и у вождя мирового пролетариата.

Вместо заключения

100 лет – это много или мало? В случае Леонида Шварцмана – второй вариант. Этот человек и сегодня полон энергии, энтузиазма, позитива и творческих идей. А мы, дети, выросшие на его мультфильмах, говорим спасибо и желаем ему еще много лет оставаться символом ушедшей эпохи советской мультипликации.

Источник