115 лет со дня рождения композитора и дирижера Александра Мелик-Пашаева: разлучить его с Большим театром смогла только смерть | Nastroy.net

22.10.2020 12:18

Всю свою жизнь народный артист СССР и прославленный советский дирижер Александр Мелик-Пашаев посвятил своей главной страсти - музыке. До самого последнего своего дня он оставался главным дирижером Большого театра, и именно этот период считается одним из самых ярких и насыщенных в истории театра.

Достойная замена

Как только Александр Мелик-Пашаев дебютировал в Большом театре с оперой "Аида", о нем тут же заговорили в советской прессе. Его окрестили достойной заменой самым крупным дирижерским величинам предыдущего поклонения, и Мелик-Пашаев за свою долгую творческую деятельность доказал справедливость этих слов.

Родился он в Тбилиси, в семье мирового судьи. Старшие братья Мелик-Пашаева занимались игрой на фортепиано и пели, часто музицировали, Александр с самого раннего детства слушал прекрасную музыку и не мог не поддаться ее волшебной силе. Однако по-настоящему в нее влюбился он гораздо позже.

Настоящий опыт

Будучи учеником училища, Мелик-Пашаев стал посещать Тбилисский оперный театр. Мальчик учился в вечернюю смену, но почти каждый день после занятий он стремглав мчался на представление, опасаясь только одного: что он опоздает к началу спектакля и пропустит хотя бы одну ноту, сыгранную оркестром. Самыми любимыми операми Мелик-Пашаева были "Отелло", "Аида", "Гугеноты". Тринадцатилетний Саша буквально заболел музыкой и даже сам пытался сочинять. Композитор Черепнин, увидев его рвение, поспособствовал зачислению подростка в Тбилисскую консерваторию, в класс теории.

А в 1921 году его взяли концертмейстером в театр. Это был огромный и неоценимый опыт, который в будущем помог Мелик-Пашаеву в работе и благодаря которому его заметили именитые певцы и деятели искусства. Александр вместе с певцами разучивал их партии, он настолько владел всеми нотами, что мог заменить любого заболевшего дирижера на любом представлении. Это уникальное качество невероятно ценилось его коллегами. В этот период о нем уже начинает писать пресса, называя юным дарованием, обладающим совершенным чувством ритма и уверенной музыкальностью.

Уникальные способности

У Александра Мелик-Пашаева действительно были уникальные способности. К примеру, ему вручили партитуру оперы "Самсон и Далила" всего лишь за час до начала представления. Ранее он не видел нот, но сумел на представлении сыграть все "с листа", причем настолько безупречно, что никому и в голову не могло прийти, что ранее он ни разу не репетировал этот спектакль.

Однако сам Мелик-Пашаев чувствовал, что теоретической базы для успешной работы дирижером у него недостаточно, несмотря на все его природные способности и старания. Потому он поступил в Ленинградскую консерваторию, на дирижерское отделение. Здесь благодаря своему старанию и упорству, а также неповторимому таланту он с блеском прошел всю программу и окончил консерваторию всего за два года. Это было прекрасное время общения с единомышленниками, посещения театров и музыкальных представлений, когда Мелик-Пашаев смог получить неоценимый опыт, пригодившийся ему в будущем и окончательно сформировавший дирижера. После окончания консерватории он уехал в родной Тбилиси, а через три года приехал на пробы в Большой театр.

Поразительный дебют

Это произошло летом 1931 года, когда в Большом театре в очередной раз давали "Аиду". Казалось бы, все было привычным и неизменным - "Аида" шла на сцене уже много лет, и все были знакомы с артистами, с сюжетом, музыкой и дирижером. Вот только в этот раз место дирижера занял высокий и худощавый молодой человек, который выглядел просто неприлично молодо. Многие подумали, что это какая-то ошибка, что невозможно, чтобы "такой юнец" смог управлять оркестром и хорошо отыграть спектакль. Однако Александр Мелик-Пашаев - а это был он - удивил всех.

С самой первой ноты все были поражены, ведь молодой дирижер отложил партитуру в сторону и стал дирижировать оркестром, не допустив ни одной ошибки. Ноты оперы он знал наизусть, все были в полном восторге от молодого дарования. На этом спектакле присутствовал главный дирижер театра - Вячеслав Сук. Все ожидали, что станут свидетелями интриги, шекспировских страстей и прочих вещей, нередко случающихся в стенах театра. Но все не просто прошло гладко, Сук, которому на тот момент уже было более 80 лет, был в полнейшем восторге от "этого мальчика". Он сказал, что теперь может спокойно уйти на покой и готов уступить свое место дирижеру с такими незаурядными талантами и невероятным потенциалом.

Главный дирижер страны

Александр Шамильевич прослужил в Большом театре 33 года, всю душу он отдавал работе. Его обожали все певцы и музыканты, к каждому он сумел найти подход и был внимательным дирижером.

Каждый спектакль, которым руководил Мелик-Пашаев, был не похож на предыдущий, казалось, он пел вместе с артистами и проживал каждую ноту, как маленькую жизнь. Он был не просто дирижером во время представления, он был Печориным, Отелло, Князем Игорем - каждым персонажем, которого на сцене играли артисты.

Всю жизнь он провел рядом с музыкой и из жизни ушел, не расставаясь с родным театром. Во время одной из репетиций дирижеру стало плохо, а приехавшая "скорая" не успела помочь. "Аида", "Травиата", "Двенадцатая ночь", "Война и мир", "Пиковая дама", "Кармен" - навсегда музыкальный мир запомнит эти оперы, образцом исполнения которых стало дирижирование Александра Шамильевича.

Источник