В романе Жюля Верна 1873 года «Вокруг света за восемьдесят дней» герой книги Филеас Фогг путешествует по миру точно за 80 дней.
Журналист-расследователь Нелли Блай решила, что может сделать это еще быстрее. Женщина путешествовала на корабле, поезде, дзинрикисе (сиденье на колесах, запряженных человеком), сампане (маленькое речное судно), лошади и осле. Она отправилась в путь 14 ноября 1889 года и завершила его через 72 дня.
Отважный шаг
Элизабет Джейн Кокрейн под псевдонимом журналистки Нелли Блай заслужила репутацию первого в мире журналиста-расследователя и бесстрашного человека. Прочитав роман Верна, журналистка подошла к своему редактору в «Нью-Йорк Уорлд» и попросила разрешения отправиться в кругосветное путешествие, чтобы потом написать об этом статью.
Сотрудники не верили, что женщина способна добиться успеха в такой затее и предложили отправить в путешествие мужчину. У Блай был готовый ответ: «Очень хорошо. Отправьте какого-то мужчину и я начну в тот же день. Но уже ради другой газеты ». Редакция уступила.
Подготовка к путешествию
Блай спланировала все заранее и собрала небольшой багаж. Вместо «дюжины сундуков», которые ее редакторы с иронией предлагали взять с собой, женщина ограничилась лишь небольшим чемоданом. Она упаковала несколько смен нижнего белья, туалетные принадлежности, письменные принадлежности, халат, пиджак, фляжку, чашки, тапочки, иголки с нитками и платочки. Она не взяла ни единого запасного платья, на ней была только та одежда, которую она заказала от портнихи, сделанную из «простой синей ткани и верблюжьей шерсти». Блай отказалась взять револьвер, будучи уверенной в том, что все пройдет без происшествий.
Не так гладко, как хотелось бы
Журнал полностью поддерживал Блай в финансовом отношении и разместил на первой полосе историю о ее затее. Путешествие началось на пирсе Хобокен в Нью-Джерси. С самого начала Блай была точна со временем и отметила, что ее отъезд произошел 14 ноября 1889 года в 21:40 часов и 30 секунд. Она хотела побить рекорд Филеаса Фогга и находиться в пути не более 75 дней и четырех часов.
Путешествие началось не с самого приятного. Уже на переходе в Лондон у Блай началась сильная морская болезнь. Еда вызывала у нее тошноту, и ее попутчики осуждали тошнотворную женщину, предлагающую путешествовать по всему миру. Пытаясь уснуть от тошноты, Блай проснулась 22 часа спустя от стука в дверь ее каюты. Капитан боялся, что женщина умерла. Но долгий сон, похоже, помог, и женщина провела остаток пути в хорошем здоровье и с отличным аппетитом, быстро подружившись со своими товарищами по кораблю.
Прибыв в Саутгемптон, Блай пришлось принимать важное решение. Сам Жюль Верн направил репортеру приглашение навестить его в его доме в Амьене, Франция. Но у женщины был только один шанс совершить поездку. Она не спала две ночи, чтобы сделать правильное решение, и таки решилась на встречу. Несмотря на то что им пришлось воспользоваться услугами переводчика, оба остались довольны общением.
Соперник путешественник
Журнал Cosmopolitan тоже захотел добиться большей популярности и отправил конкурирующего репортера на гонку. Но она отправилась в противоположном направлении. Элизабет Бисланд покинула Нью-Йорк в тот же день, что и Блай, с уведомлением о подготовке всего за шесть часов.
В то время как публика интересовалась второй путешественницей, сама Блай не знала о сопернице до приезда в Гонконг. Там ее спросили, была ли у Нелли Блай «гонка по всему миру», она наивно ответила, что да, она участвовала в «гонке со временем». Но ей сказали: «Я не думаю, что это ее имя». Бисланд прошла через Гонконг три дня назад. С чеком от Cosmopolitan она предлагала судам взятки в любом размере, только чтобы соответствовать ее графику.
Нелли с уверенностью ответила, что не участвует в гонке. А если кто-то собрался соревноваться – это их проблемы. «Я обещала совершить поездку за семьдесят пять дней, и я сделаю это. Хотя год назад в планах были шестьдесят дней».
Найти новых друзей
Будучи женщиной, путешествующей в одиночку, Блай привлекала значительное мужское внимание. На корабле из Италии в Египет распространился слух, что она была «эксцентричной американской наследницей, путешествующей с расческой и банковской книжкой», и мужчина сделал ей предложение о браке, мечтая о богатстве. В следующий раз ее звал замуж капитан корабля, который вопреки ожиданиям оказался не стариком, а красивым стройным юношей. Жюль Верн предполагал, что Блай может найти компаньона на этом пути, как это сделал Филеас Фогг, но она решила продолжать в одиночку.
Во время путешествия Нелли столкнулась с различными персонажами. Во время своего первого океанического путешествия она обратила внимание на американскую девушку, которая, как она утверждала, знала больше о политике, искусстве, литературе и музыке, чем любой человек на борту. Она рассказала о мужчинах, которые измеряли пульс после каждой еды или считали пройденные за день шаги. О женщине, которая с момента отъезда из Нью-Йорка, всегда была «при параде».
Блай отправлял краткие телеграммы в журнал и записывала все подробности путешествия в дневник. Редакторы, чтобы поддержать интерес общественности к путешествию, начали печатать статьи из иностранных газет и интересные факты о странах, которые посещала Нелли. После 8000-мильного путешествия через Тихий океан и двухнедельного молчания, благополучное прибытие Блай в Сан-Франциско заставило всех вздохнуть с облегчением.
Дом, милый дом
В родной стране женщину встречали как героиню-завоевательницу. На всех остановках стояли ликующие. Мужчина из Канзаса пригласил ее приехать на Средний Запад, чтобы они могли избрать ее губернатором; мэр Додж-Сити сам приветствовал ее от имени своих граждан; Чикагский пресс-клуб провел завтрак в ее честь; все кричали «Ура, Нелли Блай!»
Нелли Блай прибыла в Джерси-Сити в 15:51 25 января 1890 года, всего через 72 дня, шесть часов, 11 минут и 14 секунд после того, как она покинула его. Элизабет Бисланд вернулась гораздо позже.
Поездка Блай имела безоговорочный успех, но по прибытии она заявила: «Я сняла шапку и хотела закричать с толпой не потому, что я объехала весь мир за семьдесят два дня, а потому, что я снова дома».