15 апреля 2019 года сгорел собор Парижской Богоматери. В годовщину большого пожара вспоминаем историю Нотр-Дам де Пари | Nastroy.net

15.04.2020 02:23

Собор Парижской богоматери еще далек от открытия. После пожара в прошлом году основные восстановительные работы еще не начались, так как руководство собирает различные документы, поднимает схемы и рисунки. А в связи с коронавирусом все работы остановлены полностью без определенной даты возобновления. Пока мы можем только ждать и изучать историю.

Брайан Кац

Брайан Кац является одним из специалистов, который присоединился к большому числу уже имеющихся людей, специалистов в разных областях, призванных восстанавливать собор. Его считают специалистом очень узкопрофильным, который понимает и умеет работать со звуком. Нет, он не музыкант, но его слух воспринимает такое количество мельчайших звуковых вибраций, что у собора есть шанс практически на полное восстановление к 2024 году.

Разработки

Еще до трагедии с собором Парижской богоматери Брайан Кац разработал систему, с помощью которой он восстанавливает акустику самых сложных помещений. Суть его разработки в том, что он вместе с помощниками изучил все свойства материалов, которыми покрывают стены, определил их проницаемость и обратную отдачу. Впервые Брайан Кац начал исследовать акустику собора в конце 80-х годов. Тогда собрали первый оркестр, который сыграл несколько произведений. Команда специалистов записывала концерты внутри собора несколько раз в неделю на протяжении тридцати лет. И вот после пожара Брайан рассказал, что ежегодно акустика собора Парижской Богоматери менялась. Правда, не всегда в худшую сторону, как вы могли подумать. Акустика просто менялась, и все. Видимо, это зависит от качества отделочных материалов, которые с течением времени также теряли форму. Надо сказать, что акустику проверяли с помощью не только изменения состава инструментов. Меняли и место расположения музыкантов.

Концерт в годовщину

В день годовщины пожара в парижском соборе Кац и его команда снова планируют собрать оркестр, чтобы проверить очередные изменения акустики. Собор построен в 1345 году, и сегодня с помощью своих исследований специалисты могут продемонстрировать, каким был звук в начале его карьеры и во что превратился спустя несколько веков. На акустику в равной степени влияет все: от изменения плотности ковров до сколов и трещин на скульптурах или лавочках, которые стоят или могли бы стоять внутри.

Если концерт все-таки будет проведен, то пользователи по всему миру смогут насладиться этим концертом, одновременно проведя виртуальную экскурсию.

От других, пусть и похожих между собой зданий старинные соборы отличаются, в первую очередь, огромным уровнем реверберации, во вторую – запредельно сложной внутренней геометрией пространства. Например, собор Парижской богоматери имеет реверберацию на средних частотах, время которой достигает шести секунд, из-за чего нормальная человеческая речь или игра на обычных музыкальных инструментах порождает какофонию из громких и затухающих нот. Та же схема практически идеальна для григорианских песнопений и органной музыки. В принципе, изначально собор создавался именно для этого.

Огонь и акустика

Недавно Брайан Кац вместе с коллегами снова побывал внутри собора. Недавно - это несколько месяцев назад. Не думаете же вы, что кому-то разрешили гулять по Парижу в разгар пандемии? Брайан прошелся по всем залам и ответственно заявил, что акустика никогда не будет прежней. Конечно, с помощью его разработок можно восстановить истинное звучание онлайн, но в реальности такого эффекта будет добиться очень сложно. Вообще огонь унес не только материалы, которые создавали уникальную акустику, но и бесценный авторские слои. Это очень печально.

Акустические решения

Самые знаменитые строения мира, будь то храмы, театры или музеи, проектируются с хорошей акустикой. Да что там, итальянский Колизей был разработан древними архитекторами так, что слышен был даже шепот на последних рядах. Акустические решения зависят от множества факторов, большую роль играют конструкция здания, его масштабы, а также материал, который используют не только для отделки, но и для самого строительства. Поэтому архитектурные агентства разрабатывают такие проекты по несколько лет. А здания радуют людей и того дольше. В древности не все площадки обладали необходимыми акустическими особенностями. Но всех устраивало такое положение дел. Однако в 1895 году американский архитектор и инженер по имени Уоллес Сэбин самостоятельно взялся улучшить акустику лектория Гарвардского университета. Много лет подряд студенты страдали, пытаясь разобрать то, что говорит лектор. В зал летели несвязные фразы и оглушительное, раскатистое эхо. Инженер проводил различные эксперименты с текстильными материалами, пока наконец не нашел приемлемое сочетание материалов. Эхо стало намного слабее. Через несколько лет Уоллеса позвали в качестве консультанта в проект по строительству Симфонического зала в Бостоне.

Источник