Шоколад и конфеты в ссср | Nastroy.net

08.04.2017 05:06

Да простит меня достопочтенная публика, может многим это не понравится, но сегодня хочу продолжить тему сладостей в СССР, начатую вчера с тортов. Сегодняшняя будет посвящена шоколаду и конфетам. Обо всех марках конфет и шоколада рассказать будет сложно. Речь пойдет о самых популярных в то время.

Нам сейчас кажется, что шоколад был всегда. Ну невозможно себе представить, что в этом мире когда-то не было шоколадных конфет. А между тем первая шоколадная плитка появилась только в 1899 году в Швейцарии. В России кондитерское производство до начала XIX века было, по большей части, кустарным. Активно осваивали русский кондитерский рынок и иностранцы. История появления шоколада в России началась в 1850 году, когда приехавший из немецкого Вюртенберга в Москву Фердинанд фон Эйнем открыл на Арбате небольшую мастерскую по производству шоколадной продукции, в том числе и конфет.


В 1867 году Эйнем и его компаньон Гейс построили на Софийской набережной здание новой фабрики. Как гласят сведения из истории шоколада в России, эта фабрика одной из первых была оснащена паровой машиной, что позволило фирме быстро стать одним из крупнейших производителей кондитерских изделий в стране.

После революции 1917 года все кондитерские фабрики перешли в руки государства – в ноябре 1918 года вышел декрет Совнаркома о национализации кондитерской промышленности. Естественно, что смена хозяев повлекла за собой и смену названий. Фабрика Абрикосовых получила имя рабочего Петра Акимовича Бабаева, председателя Сокольнического райисполкома Москвы. Фирма «Эйнем» стала называться «Красный Октябрь», а бывшая фабрика купцов Леновых была переименована в «Рот Фронт». Правда, идеи Маркса и Ленина, революционный настрой и новые названия никак не могли повлиять на технологию производства кондитерских изделий. Как при старой, так и при новой власти для производства сладостей нужен был сахар, а для изготовления шоколада – какао-бобы. И с этим были серьезные проблемы. «Сахарные» районы страны долгое время были под властью белых, а валюта и золото, за которые можно было купить заморское сырье, шли на закупку хлеба. Только к середине 20-х годов кондитерское производство было более-менее возрождено. Помог этому НЭП, предпринимательская жилка и рост благосостояния городских жителей позволили быстро увеличить выпуск карамели, конфет, печенья, пирожных. Свой отпечаток на кондитерскую отрасль наложила плановая экономика, пришедшая на смену НЭПу. С 1928 года производство сладостей было строго регламентировано, каждая фабрика была переведена на свой, отдельный вид продукции. В Москве, например, карамель производила фабрика имени Бабаева. Производителем шоколада в СССР была фабрика «Красный Октябрь», а печенья – «Большевик».

В годы войны многие кондитерские фабрики были эвакуированы из европейской части страны в тыл. Кондитеры продолжали работать, выпуская, помимо прочего, стратегически важную продукцию. В набор «неприкосновенного запаса» обязательно входила плитка шоколада, спасшая жизнь не одному летчику или моряку. После войны по репарации из Германии в СССР поступило оборудование с немецких кондитерских предприятий, что позволило в короткие сроки наладить производство шоколадных изделий. Производство шоколада росло с каждым годом. К примеру, в 1946 году на фирме-производителе шоколада в СССР имени Бабаева было переработано 500 тонн какао-бобов, в 1950-м – 2000 тонн, а к концу 60-х годов – 9000 тонн ежегодно. Такому внушительному росту производства косвенно способствовала внешняя политика. Советский Союз долгие годы поддерживал различные режимы во многих странах мира, в том числе и африканских. Главным для этих режимов было поклясться в верности коммунистическим идеалам, и тогда помощь в виде оружия, техники, оборудования была обеспечена. Поддержка эта была практически безвозмездной, единственное, чем африканцы могли хоть как-то расплатиться с СССР, – это сырье и продукция сельского хозяйства. Поэтому-то кондитерские фабрики бесперебойно снабжались сырьем с далеких африканских просторов. В те годы конкуренции между производителями шоколада в Советском Союзе, в традиционном ее понимании, не было. Кондитеры могли бороться за премии и звания, например «лучший в отрасли», за награды на выставках, за любовь, в конце концов, потребителей, но не за их кошельки. Проблемы со сбытом конфет и другой сладкой продукции могли быть у совсем уж нерадивых и «невкусных» производителей. Но и дефицита, по крайней мере в крупных городах, не было. Конечно, время от времени названия конфет в СССР, как «Белочка», «Мишка на Севере» или «Каракум» исчезали с прилавков, а «Птичье молоко» вообще редко на них появлялось, но обычно москвичи, киевляне или харьковчане могли купить, пусть не в каждом магазине, свои любимые лакомства. Исключение составляли предпраздничные дни. Каждое предновогоднее детское представление в театре или утренник заканчивались раздачей сладких наборов, из-за чего с полок магазинов в это время исчезали самые популярные сорта конфет. Перед 8 Марта с трудом можно было найти конфеты в коробках, которые вместе с букетиком цветов составляли «универсальный», не требующий от мужчин серьезных раздумий подарок к празднику.
Шоколадные конфеты, главным атрибутом которых является дроблённый фундук в начинке, а также стилизованное изображение белочки с орешком в лапках. Первая «Белочка» появилась в начале 1940-х годов и производилась Кондитерской фабрикой имени Н.К.Крупской, которая входила в состав Ленинградского производственного объединения кондитерской промышленности. В советское время объем производства фабрикой этих популярных конфет достигал тысяч тонн в год.
Шоколадные конфеты изготавливались из орехового пралине с добавлением какао и дробленых вафель. Изначально «Кара-Кум» был фирменной маркой Таганрогской кондитерской фабрики.
Мягкие глазурованные конфеты с ореховой начинкой, заключенной в вафельный корпус, получившие такое ласковое название "Мишка на Севере", кондитеры фабрики им. Крупской начали выпускать накануне Великой Отечественной войны, в далеком 1939 г. Конфеты настолько полюбились жителям города на Неве, что даже во время сложнейшего периода жизни Ленинграда, несмотря на все трудности военного времени и осадного положения, фабрика не прекратила производство этого лакомства и уже в 1943 г. выпустила 4,4 тонны конфет "Мишка на Севере". И как знать, может быть "Мишка на Севере" стал одним из тех важных элементов, что поддерживали в жителях блокадного города веру в победу.
«Мишка косолапый» — своеобразный советский кондитерский символ — родом не из СССР, а из царской России. Его история началась в мастерских «Товарищества паровой фабрики шоколада, конфет и чайных печений «Эйнемъ»», причем сама история создания конфеты давно обросла многочисленными легендами. Примерно в 80-е годы XIX века на пробу Юлиусу Гейсу, руководителю «Товарищества «Эйнемъ», принесли конфету: толстый слой миндального пралине был заключен между двумя вафельными пластинами и глазированным шоколадом. Находка кондитеров фабриканту пришлась по вкусу, тотчас появилось и название — «Мишка косолапый». По легенде, в кабинете Гейса висела репродукция картины Ивана Шишкина и Константина Савицкого «Утро в сосновом лесу», вследствие чего сначала было придумано название, а позднее и оформление нового лакомства.
Глазированные шоколадом конфеты, корпус - пралине с добавлением леденцовой крошки и ароматизаторов ванильного и фундук. Предположительно название конфет произошло от балета "Красный мак". В 1926 году в Большом театре готовилась постановка нового балета "Дочь порта", но руководство театра посчитало либретто балета Рейнгольда Глиэра недостаточно динамичным и мало интересным. Оживили сюжет постановщик и художник, а музыкальное оформление балета "Дочь порта", с позволения автора, были переведены на музыкальное оформление балета "Красный мак". В сюжетную линию вплетены и отрицательные герои в образе заговорщиков и коварного начальника порта Хипса, и советские моряки, и юная китаянка по имени Тао Хоа, влюблённая в Капитана русского судна. Конфликт буржуа и большевиков, попытка отравления справедливого Капитана и трагическая кончина отважной девушки! В финальной сцене представители китайской бедноты – партизаны "красные пики" – несут тело смертельно раненой девушки на носилках, прикрывая её красным знаменем. Очнувшись, умирающая Тао Хоа передает окружающим детям алый цветок мака, подаренный Капитаном. В небе загорается огромный красный цветок. К нему идёт беднота, освобожденная от власти европейцев. На носилки с мёртвой Тао Хоа сыплются бесчисленные лепестки красного мака. Печальная и одновременно красивая история, разве не достойна она увековечивания в кондитерском искусстве?
Конфеты с пралиновым корпусом, глазированные шоколадной глазурью. Популярная в советское время конфета «Ну-ка, отними!» тоже была выпущена более ста лет назад на фабрике «Эйнемъ» благодаря художнику Мануилу Андрееву. На фантике он изобразил свирепого вида мальчугана с битой в одной руке и надкусанной плиткой шоколада "Эйнем" в другой. Не вызывало сомнений, что мальчик готов на все, чтобы доесть шоколад. В таком виде конфета просуществовала недолго, так как счастливый советский малыш не мог иметь такой свирепый вид, тем более - штаны в заплатах. Поэтому на последующих вариантах этикетки фабрик НАРКОМПИЩЕПРОМа СССР, а после 1947 года - Министерства пищевой промышленности - мальчик счастливо улыбается, рука уже в кармане и палка исчезла. Название тоже слегка изменилось - был местами переставлен дефис и слово "конфект" было заменено на привычное нам "конфета". В 1952 году ученик Андреева - художник фабрики "Красный Октябрь" Леонид Челноков, творчески переработав и сохранив фон обертки, нарисовал девочку в синем в горошину платье с конфетой в руке и белой собачкой. Надпись уже была выполнена по всем правилам современной орфографии.
Карамель в виде подушечек с шоколадно-ореховой начинкой из обжаренного миндаля и какао. Эти конфеты, а вкупе с ними "Гусиные лапки" и "Утиные носики", были фирменным продуктом кондитерских фабрик Алексея Абрикосова. После национализации фабрики популярные конфеты сохранили не только оригинальную рецептуру, но и название. Название карамели связывают с внешним сходством формы конфет с вареными раковыми шейками.
Шоколадный батончик с добавление дробленых вафель, тертого арахиса. Фабрика "Рот Фронт" берет начало с 1826 года, когда предприимчивый мещанин Сергей Ленов открыл «Кондитерскую мастерскую» по производству помадки и карамели в районе Замоскворечья. Вскоре продукция предприятия стала очень популярна и получила признание покупателей и купцов по всей России, а маленькая мастерская выросла в крупную фабрику «Торгового дома Г.А. и Е.С.Леновых». В 1917 году владельцы фабрики – семья Леновых продали ее Центросоюзу. Предприятие получает новое название – «Кондитерская фабрика Московского Союза Потребительских Обществ» . В конце 1918 года фабрика, как и многие другие предприятия, была национализирована. Название «РОТ ФРОНТ» появилось в 1931 году в знак солидарности с немецкими рабочими-антифашистами (слова «Рот Фронт» (Красный Фронт) были девизом немецкой массовой организации рабочих-антифашистов).
Помадная масса, получаемая при уваривании сгущённого молока с сахаром, мелассой (патокой) и жиром (сливочным или растительным маслом либо маргарином). В советское время наряду с "Кис-Кис" большой популярностью пользовался также ирис "Золотой ключик". Считается, что название «ирис» дал партии молочных конфет работавший в Петербурге начала XX века французский кондитер Морна, или Морнас, заметивший сходство их рельефа с лепестками ириса.
В Советском Союзе самыми популярными сладостями были леденцы в железных банках (монпансье). Фруктовые леденцы, маленькие, как таблеточки. Настоящие леденцы, из карамелизированного сахара. Вкусы, как и цвета, были разные. Некоторые целенаправленно покупали, например, только лимонные, апельсиновые или ягодные, большинство же выбирали ассорти.
Это был первый в стране шоколад, разделённый на порционные кусочки. Мало кто знает, но его появлением в нашей стране мы обязаны Председателю Совета министров СССР Алексею Косыгину. Во время своего визита во Францию чем-то подобным его угостили местные кондитеры. Вдохновлённый Косыгин привёз французский шоколад с собой и дал указания Государственной кондитерской фабрике №2 немедленно начать собственное производство. В 1967 году шоколад под названием «Вдохновение» появился на прилавках. Для оформления упаковки была выбрана тема балета, который всегда был визитной карточкой нашей страны.
Молочный шоколад, изготавливавшийся в СССР с 1965 года. В начале 1960-х годов правительством СССР была принята новая продовольственная программа, в которой особое внимание отводилось созданию массового, доступного по цене молочного шоколада. На различных фабриках в Москве начались эксперименты по созданию вкусного шоколада. В 1964 году советскими специалистами-кондитерами на московской фабрике «Красный Октябрь» была разработана подходящая рецептура, которая была внедрена в производство одновременно с «Красным Октябрем» на фабриках «Рот Фронт» и им. Бабаева, а затем на многих других советских кондитерских фабриках. Первыми «Алёнками» стали бабаевская — девочка в синем платочке — и две рот-фронтовские — девочка с лейкой и девочка с собачкой и зайчиком. Название шоколад получил по имени дочери Валентины Терешковой Елены. До 1964 года у «Алёнки», выпускаемой «Красным Октябрём», не было постоянного оформления обёртки. Шоколадки первое время выпускались с разными изображениями и разным цветом обёртки. В итоге фабрика приняла решение по выработке своего фирменного портрета «Алёнки». Было предложено использовать в оформлении обложки картину Васнецова «Алёнушка», но эта идея поддержки не получила. И тогда руководство фабрики через газету «Вечерняя Москва» объявило конкурс на фотографию девочки, которая впоследствии станет темой оформления шоколадки. В конкурсе победила фотография заслуженного работника культуры РСФСР Александра Геринаса, которую тот сделал в 1960 году. На фотографии была изображена восьмимесячная дочь Геринаса Елена в шёлковом платке.

Источник