Лучший фальшивомонетчик Страны Советов. А может и мира | Nastroy.net

08.04.2017 05:00

Виктор Баранов мог бы стать знаменитым изобретателем, но его идеи были никому не нужны. Тогда он стал помогать советской стране делать деньги. Его смело можно назвать королем фальшивомонетчиков всех времен и народов.

Такого качества подделки банкнот до него еще никому не удавалось добиться. В 1977 году лишь случайность вывела на фальшивомонетчика милиционеров. Дотошный кассир заметил смещение волны – клише было поставлено задом наперед. Государственная машина вздрогнула. Было совершено покушение на святая святых любой державы – деньги!
Родители Виктора были чиновниками в Москве. Когда ему исполнилось 16, семья переехала в Ставрополь. Здесь он посещал художественную школу и начал профессионально рисовать. Мыслей о подделке денег в те годы у него не возникало. В армии он был секретарем комсомольской организации, после демобилизации работал в Ставропольском крайкоме партии шофером. Пару раз даже Михаила Горбачева подвозил. Через несколько лет Баранов сменил работу – перешел на винзавод. Там больше платили. На предприятии он предложил руководству одно из своих первых изобретений – складной ящик. Используя такие ящики, можно было в 10 раз увеличить загрузку машины. Однако главный инженер, похлопав изобретателя по плечу, сказал: «Иваныч, на х.. тебе и мне это надо?..»


В голове Виктора Ивановича постоянно роились идеи, но гениальный ум требовал настоящего дела. А так как Баранов много читал, то знал, что советские деньги – одни из самых крутых по степеням защиты и подделать их было невозможно… Но не Баранову. Приложение таланту было найдено! Чтобы выпустить свою первую купюру, Баранов освоил 18 специальностей. Имея 10 классов образования, он изучил весь мировой опыт полиграфии, изготовления красок и бумаги. По словам мастера, в течение девяти лет (!) он ездил в Москву, где не вылезал из научных библиотек. Там Виктор штудировал книги по химии и полиграфии. Три с половиной года у Баранова ушли на разработку своей бумаги и технологии изготовления водяных знаков. Еще два с половиной года он отдал разработке красок и клише. В итоге Баранову удалось создать свой собственный состав для травления меди, с помощью которого делалась матрица – основа оттиска будущей банкноты. Причем вместо пяти часов как на Гознаке барановское травление шло две минуты! Все детали для многочисленных станков и станочков Виктор Иванович заказывал по своим чертежам на различных заводах. Всем говорил, что нужны они для производства ювелирных изделий. Собирал все станки у себя в сарае на улице Железнодорожной (теперь на эти раритеты смотрят посетители Центрального музея МВД в Москве).

Первую партию своих шедевров – семьдесят пятидесятирублевых купюр – мастер отвез в Краснодар, разменял их и больше не делал. Слишком просты они были в изготовлении. Самая сложная в исполнении была купюра номиналом 25 рублей. Она и стала верхом творения Баранова… Кстати, по эстетическим причинам он специально "омолодил" Владимира Ленина на пятидесятирублевой купюре. Потому что старый Ильич ему не нравился. В это самое время в пятнадцатиэтажном здании Научно-исследовательского института Гознака трудились сотни художников, химиков, печатников и фотографов. И тут как снег на голову на специалистов-печатников свалились МВД и КГБ – по стране начали гулять фальшивые «четвертаки». Специалисты, которые провели научную экспертизу фальшивок, заявили, что создание подобной технологии кустарным способом невозможно. У следователей МВД оставалось два варианта: либо финансовую диверсию осуществляет какая-то иностранная держава, либо матрицы и технологии украдены с завода Гознака. Целый год на нем шли дознания – как и кому удалось завладеть матрицами. Результат нулевой. Лишь через год специалисты стерли верхний слой краски и обнаружили под ней, на купюре, маленький несоответствующий штрих. На заводе вздохнули с облегчением – матрицы не наши! Версия органов рушилась на глазах. Тогда эмвэдэшники взялись за регионы.

Постепенно контрразведчики и милиция вышли на Ставропольский край – именно здесь фальшивые, и в то же время практически настоящие, банкноты имели наибольшее хождение. Специальные наряды проверяли всех без исключения людей, разменивающих двадцатипятирублевые купюры. Были предупреждены все продавцы рынков и магазинов: в случае если возникнет подозрение, связывайтесь с милицией. В свой роковой день, 12 апреля 1977 года, Виктор Иванович приехал в город Черкесск с целым чемоданом денег. На рынке он предложил пожилому адыгейцу разменять две двадцатипятирублевые купюры. Аксакал оказался бдительным и сообщил о просьбе Баранова в милицию. В протоколе значилось, что задержанный Виктор Баранов, житель города Ставрополя, имел при себе крупную сумму денег в купюрах по 25 рублей… Примечательно, что в черкесское УВД Баранов довез наряд на своей машине. В милиции задержанный сам признался побледневшему следователю: «Я тот, кого вы ищете!» Вскоре эскорт из пяти машин с включенными сиренами и мигалками несся по направлению к Ставрополю. А на столы генсека Леонида Брежнева и министра МВД Щелокова легли доклады о том, что фальшивомонетчик пойман. Поначалу никто не мог поверить в то, что какой-то кустарь-самоучка в сарае (!!!) смог сделать настоящие деньги. На следственный эксперимент в Ставрополь слетелись высочайшие чины МВД. И лишь когда станок выдал напечатанную на обычной бумаге двадцатипятирублевую купюру, окончательно поверили – это он.

В Бутырской тюрьме «ставропольский печатник» был нарасхват. К нему приходил генерал из МВД и брал консультации. Он принес целую кипу фальшивых банкнот и спросил, как они сделаны и как выйти на след фальшивомонетчиков. Однако эти грубые подделки не шли ни в какое сравнение с барановскими работами. Больше всех с мастером общался главный технолог Гознака. Именно ему Баранов раскрыл секрет травления меди и свою «кустарную технологию». На вопросы Баранов отвечал честно и даже предложил технологу свою разработку карандаша, штрих которого определял бы фальшивку. Ему ответили, что есть специальная машинка и государство как-нибудь обойдется и без его идей (ровно через три месяца американцы выпустили свой аналогичный карандаш-определитель. – В.В.). Беседы с главным технологом окончились резолюцией: «…очень умен и очень опасен для общества». Человек, который мог заменить целый институт, чиновникам от науки был не нужен. Вердикт был вынесен: Виктору Ивановичу дали 12 лет тюрьмы...

Попав в Пятигорский распределитель, Баранов едва не распрощался с жизнью. Здесь правил свой волчий закон. Несколько дней мастера били просто так, от нечего делать. Освободился в 1990 году. А вот семь лет, проведенные в ИТК города Димитровграда, что в Ульяновской области, Виктор Иванович вспоминает с гордостью. Он тянул на себе всю художественную самодеятельность. От представлений Баранова начальство ИТК было в восторге. На выступлении на сцену могла выплыть гигантская нарисованная баржа, влекомая за канаты зэками-бурлаками, а за сценой хор выводил «Эх, дубинушка, ухнем!». Отсидев большую часть срока, Баранов был выслан на поселение в уральский поселок Колва, что неподалеку от Соликамска. Здесь он тоже не переставал удивлять людей. Маэстро нарисовал собранный из фрагментов огромный портрет Ленина. Каждый щит, а их было 18, едва умещался в его убогой комнатушке. Жители поселка не верили, что, когда будут собирать «части вождя», мозаика совпадет. Однако Ильич совпал с точностью до миллиметра! Вскоре над Колвой возвышался портрет размером четыре на девять метров, который был виден за несколько километров.

По возвращении в Ставрополь Виктор Иванович организовал свою фирму. Стал выпускать женские духи и ароматизаторы белья из натуральных масел. Однако когда рынок наполнился китайским ширпотребом, работа завяла. Затем он явил миру огнеупорную автомобильную краску, которая даже в кислоте сохраняла свой цвет, но снова гениальные изобретения Баранова никого не заинтересовали… Зная о прошлом Баранова, к нему изредка обращаются с просьбой подделать печать или удостоверение. Однако Баранов с криминалом «завязал» навсегда...


Источник