Мозг - штука сложная и до сих пор до конца не изученная. Заболевания мозга - и того сложнее: медики до сих пор спорят о том, что следует считать нормой, а что - болезнью. А еще у людей иногда встречаются такие удивительные психические отклонения, что трудно понять - то ли это в самом деле заболевание, то ли мнимый больной притворяется. Потому что такого просто не может быть! Вот, судите сами!
Это расстройство случается только в Париже и практически только с японскими туристами. Приезжая в Париж, они надеются увидеть город-сказку из романтических фильмов. Но, обнаружив, что это всего лишь обычный, пусть и очень красивый, мегаполис - с пробками, толпами и выхлопными газами, - они буквально сходят с ума. У них начинается дезориентация, истерика, головокружения, обмороки - словом, полный набор ярко выраженных симптомов острого нервного расстройства. Для заботы о таких пациентах в посольстве Японии во Франции работает круглосуточная горячая линия, сотрудники которой обеспечивают отправку больных домой в сопровождении психиатра, который и определяет их на дальнейшее лечение.
Синестезия - это расстройство, при котором активация одной из сигнальных систем - проще говоря, чувств, - тут же активирует и другую. Проще говоря, человек испытывает сразу несколько связанных чувств - к примеру, слушая музыку, он не только слышит мелодию, но и чувствует на языке какой-то вкус вкус или видит перед глазами определенный набор ярких пятен. Одна известная больная синестезией, повар-кондитер из США, утверждает, что чувствует на вкус мелодии, прикосновения и даже эмоции других людей.
Это заболевание было впервые диагностировано в XIX веке, во время наполеоновских войн, у раненых солдат, и получило свое название в 1903 году. Страдающие этой болезнью не узнают окружающую обстановку и не понимают, где находятся. Знакомая обстановка и вид из окна ничуть не помогают им в ориентации. Так, раненые солдаты, страдавшие этой болезнью, считали, что находятся не в госпитале, а в больнице своего родного города. А один из пациентов, описанный психологом Арнольдом Пиком, утверждал, напротив, что находится не в больнице своего города, а в совершенно другой клинике, куда зачем-то перенесли обстановку и медперсонал привычного ему госпиталя.
Трихотилломания - одна из разновидностей расстройств контроля импульсов. К той же группе принадлежат, к примеру, пиромания (страсть к поджогам) и клептомания (импульсивное воровство). Но трихотилломания куда неприятнее для самого пациента. Это - страсть к выдергиванию своих волос. Больной, словно в трансе, постоянно вырывает себе волосы - по всей голове или в какой-то одной ее части, где скоро образуется блестящая лысина. Больные также могут выдергивать себе волосы на теле и даже на лобке. При этом они испытывают боль, но не могут остановиться - движения пальцев им совершенно не подконтрольны.
Это состояние может быть вызвано массой причин, но самая частая из них - микротравмы среднего уха из-за постоянного воздействия громких звуков. Такой болезнью чаще других страдают диджеи. Засыпая и просыпаясь, больные слышат невыносимо громкий шум в ушах. "Он такой громкий, что, кажется, может убить меня", - жаловался один из них. Конечно, в итоге от этого шума никто не умирает, но психику он портит весьма серьезно.
Каждый подростком переживал из-за не вовремя вскочившего прыща, искренне полагая, что он закрывает все лицо и делает тебя похожим на Квазимодо. Но лишь у больных дисморфофобией подобные страхи с возрастом не угасают, а, напротив, начинают занимать все активнее крутиться в сознании. Мельчайшее несовершенство они способны раздуть до размеров трагедии. Даже отсутствие изъянов не спасает от дисморфофобии - больной ее просто-напросто выдумывает, к примеру, считая себя прыщавым, толстым или косым, - и никакие уговоры на него не действуют. Как ни странно, болезнь встречается с равной частотой и у женщин, и у мужчин.
Название болезни звучит относительно безобидно. Подумаешь - бессонница! На самом деле, это - опаснейшее смертельное расстройство. Оно начинается после 30 лет, чаще - ближе к 50, и выражается в том, что больной не может спать. Вообще. Поначалу он может проваливаться в краткосрочные кошмары, после которых приходит в себя еще более разбитым. Затем к паническим атакам присоединяются галлюцинации, и в течение максимум года больной умирает от бессонницы. Лекарства от этой болезни нет. Все это звучало бы совсем страшно, если бы не тот факт, что болезнь передается лишь с генами предков, и в мире известно лишь около 40 семей с соответствующими генами.
Эта болезнь со стороны кажется забавной, но партнерам больных бывает не до смеха. Сексомния - это разновидность лунатизма, при которой, однако, больной во сне не ходит и не лазит по крышам, а занимается сексом либо совершает иные действия сексуального характера. Наутро он, разумеется, ничего не помнит. А теперь представьте, каково будет жене или подруге, когда она выяснит, что вся их бурная личная жизнь напрочь вылетела у партнера из головы!
Если жертвы парижского синдрома не могут справиться с бесконечным разочарованием, то жертвы синдрома Стендаля, напротив, буквально сходят с ума от невероятных позитивных эмоций. Впервые это состояние было описано в 1970-х у туристов, посещавших художественные галереи Венеции и Флоренции - от созерцания красоты полотен итальянских мастеров эпохи возрождения у впечатлительных туристов развивался самый настоящий психоз с истериками, дезориентацией и обмороками. В особо тяжелых случаях больные пытались уничтожать картины. Подобное состояние, хотя обычно в несколько более мягкой форме встречается у экзальтированных фанатов актеров и музыкантов.
Раньше врачи считали, что это заболевание встречается лишь у народов Юго-Восточной Азии, однако в последние годы его фиксируют у жителей Африки и Европы, в том числе России. Синдром Коро - это навязчивое представление мужчины о том, что его половой член и яички уменьшаются, втягиваясь внутрь тела. На этой почве у мужчин развиваются психозы и депрессии, отмечаются случаи самоубийства и членовредительства. Описывались случаи, когда расстройство даже приводило к смерти пациента, хотя это, все-таки, редкие исключения.
При этом расстройстве больной верит, что объект его страсти любит его, встречается с ним и даже занимается с ним сексом - хотя в реальной жизни они, скорее всего, ни разу не встречались. Чаще всего объектом эротомании становится известная публичная личность - артист, певец, музыкант или спортсмен. Однако иногда болезненная фиксация может быть направлена на соседа/ соседку или кого-то из сослуживцев. Доказательства любви звезды больной видит в любом жесте, взгляде или высказывании, с упоением расшифровывая слова любви хоть в разговоре о погоде, хоть в интервью, которое якобы влюбленная звезда дает журналистам. В тяжелых случаях больной начинает преследовать жертву своей больной страсти или совершает иные безумные поступки. Так, стрелявший в Рональда Рейгана Джон Хинкли совершил покушение на президента, поскольку, по его словам, именно такого доказательства любви потребовала от него якобы влюбленная в него актриса Джоди остер в своем зашифрованном послании.
Деперсонализация - расстройство, при котором человек как будто отчуждается от своей личности и своего тела, наблюдая за своими действиями со стороны и считая, что не в его силах на них повлиять. Иногда больной воспринимает себя самого как робота или персонажа компьютерной игры, которым он управляет. Деперсонализация временами возникает после травмирующего события, пережитого больным, однако иногда может быть первым симптомом более грозного расстройства, например, опухоли мозга.
При соматопарафрении больной не чувствует принадлежности части тела - чаще всего, руки или ноги - ему самому. Он утверждает, что его конечность действует самостоятельно, и он никак не может контролировать ее. Иногда он даже пытается общаться с конечностью как с отдельной личностью. Самое неприятное, что эта самая конечность действительно может причинить ему неприятность - к примеру, хлопнуть по голове, причем сам он будет пребывать в уверенности, что не имеет к этому жесту никакого отношения.
Больные апотемнофилией испытывают болезненное сексуальное влечение к уродствам тела, чаще всего - ампутированным конечностям. Нет, речь не идет о сексуальном влечении к инвалидам: можно сказать, что сам человек больному вовсе не интересен, а объектом страсти, фетишем выступает уродство как таковое. В тяжелых случаях пациенты склонны наносить увечья самим себе, также находя в этом сексуальное удовлетворение. При этом их жестокость по отношению к своему телу имеет определенную цель: добиться того, чтобы врачи ампутировали им изуродованную конечность.
Аутосаркофагия напоминает апотемнофилию, но это расстройство - куда тяжелее и опаснее. При аутосаркофагии больной испытывает непреодолимую тягу к поеданию собственной плоти. Это что-то вроде каннибализма, но направленного только на себя. Врачам приходится постоянно удерживать больного от того, чтобы тот себя не съел. Самое ужасное, что сам больной не осознает происходящее, уничтожая свою плоть в некоем подобии транса. Это крайне редкое расстройство, задокументированное лишь несколько раз за всю историю современной медицины. Однако его редкость не делает его менее ужасным.
Источник
Следующая публикация