И вы должны их услышать.
BuzzFeed попросил читательниц рассказать, что бы они хотели объяснить другим о бесплодии. Вот их честные и смелые ответы:
1.
«Пожалуйста, не рассказывайте нам, как нам “повезло”, что мы можем нормально выспаться, поздно встать или пойти прогуляться, когда захочется.
Я МЕЧТАЮ, чтобы меня посреди ночи будил ребёнок, которому приснился кошмар, и чтобы надо было вставать пораньше для него. В бесплодии нет никакого “везения”».
2.
«Ненавижу, когда говорят: “ты просто расслабься, и всё получится”. Это так не работает. Три года бесплодия, куча анализов, проверок и инвазивных тестов — и один большой диагноз.
Расслабление не может волшебным образом подарить мне яйцеклетки или обратить вспять пре-менопаузу. Хуже всего, когда так говорят медики».
3.
«Если бы от “позитивного настроя” рождались дети, я бы обошлась без долгих курсов приёма кломифена, летрозола, четырёх внутриматочных осеменений, двух операций, слёз, выкидыша и 4 с лишним лет бесплодных попыток».
4.
«Очень трудно открыться друзьям и близким: одни заваливают непрошенными советами, а другие пытаются обходить эту тему, потому что им трудно или неловко об этом говорить».
5.
«Поддержка друзей значит очень много. Даже просто сказать: “я с тобой, всегда можешь на мене рассчитывать” или хотя бы “я не знаю, что сказать, но знай, что я рядом” — уже очень помогает».
6.
«Решение жить без детей — это не капитуляция и не лёгкий выход. Это вполне нормальный выбор, которые пары делают, исходя из эмоциональных, личных и финансовых соображений. Каждый имеет право выбирать за себя».
7.
«Если ты не могла зачать аж три месяца, это не значит, что тебе понятны страдания человека, который пытается годами».
8.
«Я бы хотела донести до людей, что попытки забеременеть — это очень дорого. Я потратила тысячи на анализы, разные трюки, приложения, книги и в конце концов на репродуктивную эндокринологию, прежде чем родить сына».
9.
«Мы не можем “просто усыновить”. Усыновление стоит кучу денег, и даже если ты можешь себе это позволить, никто не гарантирует, что ты получишь ребёнка. Это вовсе не так просто, как записаться в очередь и подождать несколько месяцев. Зачастую приходится ждать и надеяться годами, а потом ничего не получается и ты снова страдаешь по новой».
10.
«Старение каждый день по чуть-чуть убивает тебя. С каждым днём беременность становится всё менее вероятной. Я стараюсь об этом не думать, но врачи каждый раз говорят, что у меня будет “гериатрическая беременность”, напоминая мне о том, что я ничего не могу с этим поделать и моя мечта становится всё менее достижимой».
11.
«Бесплодие — это проблема не только “пожилых”. Нам с мужем было 26 и 22, когда нам поставили диагноз “мужской фактор бесплодия”. Теперь нам удалось забеременеть через ЭКО (и ещё 4 эмбриона у нас в заморозке), но если бы мы ждали до 30 с лишним, этот вариант мог бы уже и не сработать.
Даже если вы не хотите детей ПРЯМО СЕЙЧАС, есть смысл показаться врачу, чтобы убедиться, что у вас есть все варианты».
12.
«Да, я молодая, но мне от этого ничуть не легче. Мне 16, но мне сказали, что, скорее всего, у меня никогда не будет детей.
Все говорят: “Ой, ты ещё молодая, сейчас-то тебе всё равно”, но мысль о том, что в мире никогда не будет маленькой меня, мучит меня больше, чем я могла себе представить».
13.
«Меня бесит мнение, что раз ты состоишь в однополых отношениях, то надо “просто усыновить”. Моё желание забеременеть и родить никуда не делось. Оно не исчезает от того, что я в однополых отношениях. Мои биологические часики тоже тикают!»
14.
«Я бы хотела, чтобы люди поняли, что бесплодие — это глубоко личная тема, которую не всегда хочется обсуждать. Я не рассказывала семье о своих проблемах с бесплодием, пока наконец-то не забеременела».
15.
«Хватит уже спрашивать у женщины, когда она собирается рожать. Когда мы с мужем пытались зачать ребёнка, самое сложное было выслушивать эти бесконечные “Когда у вас уже будет ребёнок?” и “Вы хотите детей?”.
Мне хотелось заорать: “Да, хотим!!! Но моё тело не работает, как надо! А теперь отстаньте от моей матки и не лезьте не в своё дело!”»
16.
«Бесплодие касается не только тех, кто пытается забеременеть. Когда мне было 22 и я была не замужем, оказалось, что мне будет сложно забеременеть из-за “необъяснимого бесплодия”. Самое сложное — найти партнёра, который не испугается, а согласится вместе принять этот вызов».
17.
«Никто не спрашивает, как проходят процедуры/лечение и что нам приходится терпеть. Когда я упоминаю бесплодие, люди смущаются и разговор тут же угасает.
Хуже всего то, что я знаю: они сплетничают/говорят о нашей проблеме, но только не с нами».
18.
«Бесплодие — это высшая степень тревожности. Ты постоянно радуешься за других и ужасно печалишься за себя и своего партнёра. Это постоянная борьба с завистью, иначе можно превратиться в злобную завистницу».
19.
«Успешная беременность не отменяет всех трудностей бесплодия, которые пришлось пережить до того».
20.
«Не говорите: “Если этому суждено быть, то будет”. Я с шестилетнего возраста чуть ли не каждый день мечтала о своём ребёнке, но, видимо, этому не суждено быть.
Я пытаюсь уже 8 лет. Я сидела с детьми многих своих подруг, пока они ходили на вечеринки и мечтали быть бездетными. А я всегда хотела стать мамой, и мне не суждено. Не преуменьшайте эту проблему».
21.
«Бесконечные УЗИ, анализы крови и инвазивные процедуры сказываются на теле и физически, и эмоционально. Каждый менструальный цикл — это эмоциональные качели, когда ты снова пытаешься и у тебя появляется проблеск надежды, а потом ты опять впадаешь в отчаяние, когда оказывается, что ты снова не беременна».
22.
«Ради всего святого, хватит рассказывать истории, как кто-то “чудом забеременел ”. Это не помогает и ещё больше убивает нашу самооценку».
23.
«Скорбь от бесплодия похожа на любую другую. Её постоянно носишь с собой. Иногда забываешь, что она у тебя в кармане, а иногда достаёшь и упиваешься всеми “что было бы, если” и мыслями о том, чего тебе никогда не узнать».
А вы знаете людей, которые сталкивались с этой проблемой?