1. «Большой электрический стул», Энди Уорхол
Творчество Энди Уорхола началось с банок кока-колы, супа и Мерлин Монро. Однако вскоре оно изменилось до неузнаваемости, стало буквально пронизано смертью. Смерть раскрывается в разных образах — от простого, но полного исчезновения до жизни после смерти и даже смерти как трансформации в нечто иное.
В 1962 году Уорхол стал работать над большим циклом под названием «Смерть и катастрофы». В него вошли картины самоубийств, трагедий и катастроф. Часто за основу брались простые газетные фотографии. Одна из самых знаменитых картин цикла называется «Большой электрический стул». Основана картина на фотографии камеры исполнения смертных приговоров нью-йоркской тюрьмы Синг-Синг. Оригинальный снимок был сделан в 1953 году после казни двух человек — Джулиус и Этель Розенберг получили приговор за шпионаж в пользу Советского Союза. Сам цикл «Смерть и катастрофы» был выполнен в привычном художнику стиле, как банка колы и красотка Монро. Таким образом Энди Уорхол показывал, что смерть является обыденностью для американского общества. Такой же обыденностью, как суп.
2. «Триумф смерти», Питер Брейгель — старший
Часто эту картину принимают за изображение «чёрной чумы» — скорее всего, ошибочно, так как пандемия чумы пришлась на середину XIV века, а картина увидела свет аж в 1562 году. «Триумф смерти» изображает армию смерти из скелетов, нападающих на деревню. Люди гибнут и подвергаются страшным пыткам, земля становится бесплодной. Удивительная детализация, позволяющая рассмотреть традиционную одежду тех лет и некоторые другие атрибуты вроде игральных карт или нард.
Некоторые люди разбегаются в страхе, другие пытаются дать отпор; один человек просто играет на лютне, будто не замечает происходящего вокруг. В центре картины скелет размахивает большой косой, а убегающие люди принимают гроб за укрытие. Перед смертью все равны — и простой люд, и король.
3. «Расправа над невинными», Питер Пауль Рубенс
«Расправа над невинными» — это одна из самых дорогих картин в мире. Находится она в частной коллекции, но по доброй воле владельца выставлена в Национальной галерее Лондона. Картина изображает исполнение приказа царя Ирода о расправе над всеми юношами и детьми мужского пола в Вифлееме — событие, описанное в Евангелии от Матфея. Взрослые мужчины вырывают младенцев из рук молящих о пощаде матерей и убивают их, бросая об пол и стены.
Ирод Великий был царём Иудеи в начале нашей эры. Его описывают как злого гения иудейской нации, как человека, готового на любое преступление в угоду своим неограниченным амбициям, и как убийцу своей семьи. «Слава» Ирода дошла до наших дней: жестокого и неоправданно агрессивного человека частенько называют иродом.
4. «Сатурн, пожирающий сына», Франсиско Гойя
Жутковатая картина «Сатурн, пожирающий своего сына» появилась в 1823 году. На ней изображён греческий Кронос или римский Сатурн, верховное божество или титан. Изначально Кронос являлся богом земледелия, однако позднее стал отождествлялся с богом времени Хроносом — имена очень уж созвучны.
Верховный бог или титан Сатурн был очень могущественным. В страхе потерять своё могущество он устранял конкурентов, коими являлись его дети. Кронос просто сжирал их. В мифологии он проглатывал младенцев в пелёнках целиком — в своей работе же Франсиско Гойя продемонстрировал обезумевшего бога, который терзает плоть. Его могущество, как и безумие, так велико, что он не помещается на картине, оттого и пребывает в неестественной позе.
5. «Юдифь и Олоферн», Микеланджело да Караваджо
Царь Вавилона Навуходоносор (как корабль в «Матрице») отправил свою армию в Иудею. Полководца звали Олоферн, и он есть на картине. Его голову отпиливает Юдифь — женщина из осаждённого города. Это была целомудренная и богобоязненная девушка, однако, когда у горожан не оставалось уже никакой надежды, Юдифь надела самую привлекательную одежду, что у неё была, и отправилась в лагерь врага. Подробностей нет (пускай их подскажет твоя фантазия), но полководец Олоферн проникся к ней доверием. Вечером он заснул пьяным, и Юдифь отрезала ему голову. Вражеская армия, оказавшись без начальника, отступила, а девушка вернулась к обычной жизни. Хеппи-энд.
6. «Живопись», Фрэнсис Бэкон
Фрэнсис Бэкон — один из величайших художников XX века или полный псих. Мнения разделились, настолько неоднозначны его картины. То, что ты сейчас видишь на экране, должно было быть птичкой, садящейся на травку, но что-то пошло не так. Сам Фрэнсис на вопрос критиков ответил следующим образом: «Внезапно линии, которые я нарисовал, стали намекать на нечто совершенно другое. Из этого намека и возникла картина. Я не собирался этого писать. Я ни о чём таком не думал — просто так вышло. Как будто череда случайностей, громоздящихся одна на другую».
Таким образом птица и трава превратились в мясную лавку, разделанные туши и странного человека (вроде бы) с зонтом, вальяжно закинувшего ногу на ногу. В общем, с кем не бывает.
7. «Искушение святого Антония», Сальватор Роза
Святой Антоний был набожным христианином. Однажды от отправился странствовать по пустыне, чтобы в уединении достигнуть просвещения. Путь был непрост: различные искушения и демоны пытались сбить Антония с верного пути. В итоге он был убит демоном в одной из пещер, где искал укрытия.
Как ты понимаешь, раньше люди (а тем более праведники) не могли просто так взять и умереть. Антония вернули в наш мир, и что ещё удивительнее — он снова посетил ту пещеру и снова встретился с демонами. Эта встреча и изображена на картине.
Оцени внешний вид демона, его форму и пропорции. Картина XVII века, а демона хоть сейчас хватай и засовывай в новый голливудский фильм. Он действительно похож на какую-то инопланетную тварь.