Николай Хмелев – российский актер, имя которого известно всем поклонникам старого кино. Известность этот человек приобрел благодаря картине «Человек в футляре». В этом фильме он блестяще воплотил образ преподавателя гимназии Беликова. Какова же история артиста, что можно поведать о его личной жизни и творческих успехах?
Николай Хмелев: семья, детство
Герой этой статьи появился на свет в Нижегородской губернии, произошло это в августе 1901 года. Николай Хмелев родился в семье рабочего и учительницы. Его отец трудился на паровозостроительном заводе, а мать преподавала музыку детям из богатых семей.
Николаю уже исполнилось 15, когда его родители решили перебраться в Москву. В столице Хмелев стал посещать 6-ю Московскую гимназию. В подростковом возрасте страстью мальчика была живопись. Он всерьез подумывал о том, чтобы продолжить образование в Строгановском училище. Однако затем Николай увлекся театром, стал принимать участие в любительских постановках.
Годы студенчества
В 1919 году Николай Хмелев поступил в Московский университет, остановив свой выбор на историко-филологическом факультете. Однако любовь к драматическому искусству побудила молодого человека в том же году стать студентом 2-й Студии МХТ, которая в 1924 году влилась в труппу МХАТа в полном составе.
Еще в студенческие годы Николаю удавалось привлечь к себе внимание общественности. Это было связано не только с его актерским талантом, но и с повышенным вниманием к своему внешнему облику, гриму. Он блестяще сыграл Снегирева в «Братьях Карамазовых», Карпа в «Лесе», Фирса в «Вишневом саду». Талант новичка был отмечен Немировичем-Данченко и Станиславским.
Театр
Николай Хмелев – в первую очередь театральный актер. Свои первые серьезные роли он исполнил на сцене МХАТа. Первым его значительным достижением стало участие в постановке «Разбойники» Ф. Шиллера. В этом спектакле он создал яркий образ Шпигельберга. Закрепить успех начинающему актеру помогла одна из основных ролей в постановке «Елизавета Петровна».
Первых поклонников Хмелев приобрел уже в 1925 году. Именно тогда Немирович-Данченко выбрал артиста на роль крестьянина Марея в постановке «Пугачевщина», сюжет которой был взят из пьесы К. Тренева. Далее последовало участие в спектакле «Дни Турбиных», в котором Николай убедительно сыграл Алексея Турбина. Известно, что от этой постановки был в восторге сам Иосиф Виссарионович Сталин. Легенда гласит, что именно благодаря спектаклю «Дни Турбиных» вождь позволил отмечать Новый год в стране, настолько ему пришлись по душе эпизоды с украшением елки.
Дальнейшее развитие карьеры
С каждой новой ролью Хмелев Николай приобретал все большую популярность, а также наращивал свое мастерство. Артист блестяще исполнил роль интеллигентного большевика Пеклеванова в постановке «Бронепоезд 14-69», убедительно сыграл князя в «Дядюшкином сне». Нельзя не отметить и яркий образ Скоробогатова, который он создал в спектакле «Враги».
В 1932 году Хмелев Николай организовал собственную студию. В 1937 году она стала частью театра имени Ермоловой, художественным руководителем которого он был назначен. Эту должность актер занимал вплоть до своей смерти. Также в течение двух последних лет жизни Хмелев являлся художественным руководителем МХАТа.
Кинороли
Фильмы Николая Хмелева также нельзя оставить без внимания. Впервые талантливый артист оказался на съемочной площадке в 1920 году. Он дебютировал в драме «Домовой-агитатор», в которой сыграл второстепенную роль. Первый фильм с участием Хмелева агитировал крестьян поддерживать пролетариат, сдавая хлеб в города.
Семь лет спустя Николай снялся в исторической драме «Конец Санкт-Петербурга», роль ему вновь досталась второстепенная. Картина рассказывает историю простого деревенского парня, который вынужден зарабатывать на жизнь на заводе. Герой принимает участие в бунте, попадает в тюрьму, сводит дружбу с революционерами и благодаря этому обретает цель в жизни.
Далее на зрительский суд была представлена драма «Саламандра», которая повествует о жизни выдающегося ученого-биолога Пауля Каммерера. Персонажем Хмелева в этой картине стал князь Рупрехт Карлштейн. Затем актер воплотил образ Федора Достоевского в «Мертвом доме», сыграл Евгения Светлова в «Поколении победителей».
Звездный час
В 1939 году наконец-то вышел фильм, в котором актер Николай Хмелев исполнил центральную роль. Речь идет, конечно же, о знаменитой комедийной драме «Человек в футляре», сюжет которой позаимствован из одноименного произведения Антона Чехова.
Персонажем Хмелева в этой картине стал учитель греческого языка Беликов, трудящийся в сельской гимназии. Герой боится буквально всего, старается защитить себя от любой возможной опасности. «Как бы чего не вышло» - жизненный принцип, которому он следует. Не только ученики Беликова, но и жители села устали от сумасбродных выходок учителя.
Любовь, семья
Как сложилась личная жизнь Николая Хмелева? В первый раз звезда картины «Человек в футляре» женился на своей коллеге Надежде Тополевой. Брак вскоре распался, супруга ушла от него к Георгию Вицину.
Уже несколько лет спустя Николай вновь решился расстаться со своей свободой. Его выбор пал на Лялю Черную, актрису театра «Ромэн». В 1943 году в семье родился сын, мальчика назвали Алексеем. Интересно, что свою вторую жену артист увел у М. М. Яншина.
Смерть
Хмелев Николай ушел из жизни в ноябре 1945 года. Смерть настигла талантливого актера во время генеральной репетиции постановки «Трудные годы». Николай должен был воплотить образ царя Ивана Грозного. Могила актера находится на Новодевичьем кладбище. Он умер в возрасте 44 лет.