Этот человек является самым маленьким актером отечественного кинематографа. Именно он исполнил роль лилипута Альберта Петровича в культовой картине режиссера Сергея Соловьева "Асса", которой в этом году исполнился тридцать один год.
Сегодня актер одной роли живет вдвоем со своей мамой в далеком молдавском селе, позабыв о своей былой славе так же, как многие зрители забыли о нем самом.
Детство
Будущий актер родился 11 ноября 1952 года в старинном селе Моловата Ноуэ Дубоссарского района Молдавии, расположенном на левом берегу живописной реки Днестр.
Его родители - так значится в биографии Виктора Бешляги - трудились в местном колхозе и были обычными людьми, как и их дети: младшая дочь, а также сын. Потом случилось несчастье: когда Вите исполнилось три года, он случайно упал с печи и ударился головой. Сначала никто не осознал трагедии случившегося. Лишь когда мальчику исполнилось пять лет, врачи констатировали, что он перестал расти.
Несмотря на остановку роста, умственные способности Виктора не претерпели изменений. Поэтому, как и все его сверстники, в 1959 году он пошел в школу. Правда, проучился недолго - всего лишь до шестого класса, когда его дефект стал более выраженным. К тому же, как раз в это время - шел 1965 год - в их село с гастролями приехал "Цирк маленьких людей".
Поскольку отец Виктора рано умер и воспитанием мальчика по мужской линии занимался дядя, он рассказал о своем племяннике Леониду Баткину, руководителю циркового коллектива. Артисты уехали, но через несколько месяцев прислали приглашение. Четырнадцатилетнему Виктору Бешляге предлагалось участвовать в представлениях киевского циркового коллектива маленьких людей.
Начало новой жизни
Киевский "Цирк маленьких людей" начал свое существование еще в годы Великой отечественной войны: взрослые артисты "детского" роста давали концерты во фронтовых госпиталях. С наступлением мирного времени выступления продолжились. Но цирк взялся еще помогать маленьким людям получить образование, создать семью, реализовать себя и даже сделать карьеру.
То, что Виктор Бешляга попал на работу в такой цирк, было для него большой удачей. Он, совсем еще мальчишка, ни разу до этого даже не бывавший в городе, начал свою артистическую карьеру партерным акробатом.
Мальчик был маленьким, худым и слабым, поэтому его цирковые товарищи поставили перед ним задачу: нарастить мышечную массу и научиться делать стойку на руках. Когда же парнишка окреп, то стал работать воздушным акробатом. К 1972 году он уже придумал и поставил собственный эквилибристский номер.
Первый опыт в кино
Актером Виктор Бешляга стал вскоре после начала своей работы в цирке.
Кинодебютом семнадцатилетнего маленького юноши в 1968 году стала небольшая роль злобного карлика-попика в картине режиссера киностудии имени Довженко Юрия Ильенко «Вечер накануне Ивана Купала». Это была достаточно смелая и практически арт-хаусная с позиции современного кинематографа интерпретация произведений Н.В. Гоголя.
При своей зарплате начинающего артиста цирка, составляющей всего семьдесят рублей, Виктор Бешляга получил за роль целых триста, что для него являлось просто неслыханным гонораром.
"Мини мюзик-холл"
В начале 80-х годов Виктор ушел из "Цирка маленьких людей", переехал в Москву и устроился артистом в "Мини мюзик-холл" под руководством Игоря Дольского. В то время он являлся самым популярным коллективом лилипутов. В мюзик-холле собрались настоящие профессионалы эстрады и цирка, единственным отличием которых от их нормальных коллег был малый рост.
При всех объяснимых трудностях существования "Мини мюзик-холл" объездил практически всю страну, давая по несколько концертов в день. Они стали настоящей находкой для провинциальных городов и поселков, чей бюджет не позволял выделять на культурную жизнь крупную сумму.
До 1989 года карьера Виктора Бешляги в составе мюзик-холла развивалась в основном в направлении акробатических этюдов, после чего по состоянию здоровья он стал просто танцором и помощником администратора.
"Асса"
1987 год ознаменовался для Виктора самой главной киноработой в его жизни.
Именно в этом году режиссер Сергей Соловьев приступил к созданию одного из самых неоднозначных произведений отечественного кинематографа - драме "Асса".
Эта картина снималась на пике развития русского рока. В ее создании приняли участие практически все наиболее популярные рок-музыканты того времени: Виктор Цой и группа "Кино", Борис Гребенщиков и "Аквариум", Жанна Агузарова и "Браво".
Снялся в "Ассе" и Виктор. Ему досталась роль лилипута Альберта, должника криминального авторитета Крымова, сыгранного знаменитым актером и кинорежиссером Станиславом Говорухиным.
Съемки фильма происходили в зимней промозглой Ялте с декабря 1987 года по март 1988-го.
Виктор, будучи непрофессиональным актером, попал в достаточно жесткие условия. Он плохо переносил сырость и низкое давление Ялты, к тому же у него были трудности с заучиванием текста. Справиться с поставленными режиссером задачами ему помогал Говорухин, его основной партнер по съемочной площадке.
"Асса" стала одной из немногих картин отечественного кино, сумевшей за короткий срок после своего выхода на экраны страны не только собрать исключительно большую кассу по меркам своего времени (свыше 80 миллионов рублей), но и превратиться в культ для молодежи, требовавшей перемен вместе с начавшейся Перестройкой и легендарной песней Виктора Цоя.
Вот как вспоминал триумф своей картины режиссер Сергей Соловьев:
Когда зазвучала песня «Под небом голубым », весь зал встал, как при гимне Советского Союза, и хором подпевал Гребенщикову. От начала до конца. Потом они сели и стали смотреть дальше. Такое не забудется. Такого не было никогда до этого, и никогда не сможет повториться ни при каких обстоятельствах...
После "Ассы"
Премьера фильма состоялась 1 апреля 1988 года в Москве, в Доме культуры Московского электролампового завода. А на следующее утро Виктор Бешляга проснулся знаменитым.
К этому времени он успел вернуться в мюзик-холл и отправиться с гастролями по России. Вскоре последовал отпуск, и он вернулся домой в Молдавию. В родном селе Моловата Ноуэ Виктора встречали уже как героя. Наступила долгая вереница встреч с односельчанами, застолий и бесконечных рассказов о съемках в "Ассе".
Как потом вспоминал сам актер, он не мог даже спокойно сходить на почту, поскольку путь к ней порой затягивался на несколько часов.
В коллективе "Мини мюзик-холла" Виктор также стал главной звездой. Его начали называть Альбертом Петровичем, по имени экранного героя, а публика рвалась к нему брать автографы и фотографироваться.
Другие роли в кино
Чтобы пересчитать все фильмы Виктора Бешляги, хватит пальцев одной руки.
Как уже говорилось, кинодебютом Виктора стала картина "Вечер на Ивана Купала" в 1968 году.
В 1983 году вместе со всем коллективом "Мини мюзик-холла" он участвовал в съемках известной военной драмы "Торпедоносцы". Но ни в первой, ни во второй картинах имени Виктора в титрах не значилось.
Потом была "Асса". А через год после ее выхода режиссер Сергей Соловьев пригласил Виктора Бешлягу в свою новую картину «Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви». Она должна была стать логическим продолжением "Ассы" и через призму своих героев - юного миллионера, комсомольца и дворянина, а также арбатской красавицы, лимитчика-диссидента и элегантного супермена - рассказать трагическую, но полную оптимизма историю о жизни современной России.
Виктор принял участие в съемках. Через какое-то время режиссеру понадобилось доснять еще несколько эпизодов. Актера вызвали телеграммой буквально на один день. Однако он в это время был в отпуске - отдыхал на пляже - и просто из лени никуда не поехал. В итоге его героя удалили из фильма, оставив лишь крошечный эпизод.
Сам Виктор впоследствии признал, что этим своим поступком он поставил крест на всей своей карьере и даже на последующей жизни.
Разбитое корыто
Не прошло и десяти лет непрекращающихся гастролей, как распался "Мини мюзик-холл".
Это случилось в 1998 году после гастролей коллектива в Нью-Йорке. У Виктора была возможность остаться в Москве и найти другую работу, но он махнул на все рукой и уехал домой, в село Моловата Ноуэ. Оформил пенсию и стал жить, как обычный сельчанин. Вначале Бешляга еще куда-то рвался и искал роли, но по прошествии нескольких лет оставил эту затею. Виктор порвал со всеми своими прошлыми связями и друзьями, а от его былой славы не осталось даже фотографий. В кино его больше так и не позвали.
Как потом вспоминал актер, он ушел в себя и заблудился.
Личная жизнь
Была в биографии Виктора Бешляги и семья. Со своей супругой Лидией Оленичевой он познакомился еще во время работы в "Мини мюзик-холле". Она тоже была актрисой, выступала в шоу и показывала фокусы.
Вместе с Виктором Лидия снялась в "Ассе".
После того как мюзик-холл перестал существовать, они вместе уехали в Моловата Ноуэ. К сожалению, век Лидии Оленичевой оказался недолог. После ее смерти Виктор остался бобылем. Своих детей в его жизни так и не появилось.
Сегодня
Сейчас бывший актер живет вдвоем со своей мамой, занимается пчелами и виноградарством.
Виктор Бешляга отстроил большой двухэтажный дом, в котором кроме него и мамы живет несколько кошек и собака, такая же добродушная, как и он сам. Второй этаж своего дома он полностью отдал в распоряжение детей и внуков младшей сестры, которых считает своими.
Виктор - радушный хозяин. Как и все маленькие люди, он очень добрый и светлый человек.
По признанию Бешляги, единственное, чего ему очень не хватает, - это общение. Поэтому он всегда очень радуется любому гостю...