Театр Веры Комиссаржевской. Произнося эту фразу, многие современные театральные зрители даже не задумываются, какая грандиозная личность стоит за этими словами. Великая русская актриса, которая прожила короткую, яркую и сложную жизнь – Вера Комиссаржевская! О биографии этой необыкновенной женщины, ее творческой деятельности и личной жизни расскажет наша статья.
Биография: детские годы
В один из осенних дней 1864 года в семье Ф. П. Комиссаржевского, знаменитого в то время музыкального педагога и певца оперного театра Санкт-Петербурга, родилась девочка. Матерью ребенка была Мария Николаевна Шульгина. Родители назвали дочку Верочкой. Вера Федоровна Комиссаржевская – так звучало полностью ее имя.
В семье, кроме Верочки, было еще две старших дочери – Оля и Наденька. Жили Комиссаржевские дружно и интересно. В их доме часто собирались известные петербургские артисты, певцы, композиторы. Вера с ранних лет принимала участие в интересных домашних спектаклях, пела, танцевала, исполняла разные роли.
Окружающие отмечали, что ребенок обладает не только явными актерскими способностями, но и отличной памятью. Маленькая Верочка могла выучить любое стихотворение с одного прочтения.
Отец часто брал ребенка с собой в Мариинский театр. Маленькая девочка часами простаивала за кулисами, наблюдая за работой оперных певцов или балетных артистов. Уже тогда она твердо решила обязательно стать артисткой, когда вырастет.
Раннее замужество
Когда Вера Комиссаржевская вступили в пору юности, отец на гастролях познакомился с княжной Курцевич, без ума влюбился в это юное прекрасное создание и принял решение оставить свою семью ради новой любви.
После развода Мария Николаевна вместе с тремя дочерьми попала в очень трудное финансовое положение. Федор Петрович не мог оказывать им существенную помощь, у него теперь была новая жизнь, молодая супруга родила ему сына.
Справедливости ради нужно сказать, что с детьми от первого брака Федор Комиссаржевский никогда не прекращал общаться.
Вера Комиссаржевская стала искать возможность выйти удачно замуж, чтобы помочь матери и сестрам избежать нищеты. Удачная партия нашлась достаточно быстро. Девушка познакомилась с графом Владимиром Муравьевым. Он тоже имел отношение к миру искусства, успешно занимался живописью и слыл модным художником.
Венчание состоялось в 1883 году. Комиссаржевской было в ту пору всего 19 лет.
Трагедия в личной жизни
Граф Муравьев, муж Веры Комиссаржевской, был красивым мужчиной и талантливым живописцем. Но для семейной жизни он явно не подходил, т. к. был слишком эгоистичен и самовлюблен и к тому же имел слабость к женскому полу и выпивке.
Брак с этим мужчиной стал для молодой женщины настоящей катастрофой. Юная супруга изо всех сил старалась наладить семейный быт, она хотела быть всегда и во всем поддержкой для своего мужа. Но тот вскоре заскучал, стал надолго пропадать из дома.
Между супругами все чаще стали происходить скандалы, во время которых Муравьев даже мог ударить Комиссаржевскую, оскорбить ее. Но самое страшное было то, что он начал открыто ухаживать за сестрой своей жены – Надеждой. И та отвечала Муравьеву взаимностью.
Это двойное предательство близких людей разрушительным образом подействовало на хрупкую психику молодой женщины. С Комиссаржевской произошло что-то вроде душевного помешательства.
Выйти из этого состояния самостоятельно она не могла, ее положили в специализированную клинику (сумасшедший дом), где она пробыла целый месяц. Все эти события очень сильно повлияли на Комиссаржевскую. Выйдя из клиники, она практически стала совсем другим человеком.
Позднее исследователи творчества Веры Комиссаржевской будут писать о том, что брак с Муравьевым сыграл основополагающую роль в ее дальнейшей жизни. Кто знает, если бы в юности героиня нашей статьи не пережила глубокую личную травму, возможно, театральный мир никогда бы не пополнился столь могучим актерским дарованием.
Комиссаржевская развелась с мужем, после чего тот сразу же женился на ее сестре. Тот брак также закончился разводом. Впоследствии сестры помирились и старались никогда не вспоминать о жизни с графом-художником.
Начало актерской карьеры
После того как Комиссаржевская вышла из клиники для душевнобольных, доктора посоветовали ей заняться каким-нибудь делом, чтобы отвлечься от проблем в личной жизни. В биографии Веры Федоровны Комиссаржевской происходят кардинальные перемены.
Сама судьба привела ее к театральной деятельности. В 1887 году девушка начинает брать уроки у Владимира Давыдова – артиста Александринского театра. Одновременно с этими занятиями Комиссаржевская часто посещает своего отца, помогает ему в его педагогической работе с учениками.
Один из тогдашних воспитанников Федора Петровича носил фамилию Станиславский. В то время будущий великий мастер только начинал свой творческий путь.
Как-то, встретив Веру Комиссаржевскую в доме учителя, Станиславский попросил ее заменить в одной из театральных постановок заболевшую актрису. Вера с радостью согласилась и прекрасно отыграла спектакль.
Выбор между оперой и драматическим театром
Отец Веры Комиссаржевской мечтал об оперной карьере для своей дочери. У нее было чудное контральто. Когда девушка пела, это всегда производило на слушателей сильное впечатление. По совету отца Вера начинает брать уроки в оперном классе, хотя сама она больше склоняется к драматическому театральному искусству.
И все-таки Комиссаржевской пришлось распрощаться с оперой после того, как она сильно простудилась. Хронический катар горла навсегда лишил актрису возможности петь. Теперь перед ней была только одна дорога – стать драматической актрисой.
Начало профессиональной театральной деятельности
В 1891 году молодая Комиссаржевская дебютировала на большой сцене "Общества искусства и литературы", в котором преподавал ее отец. Спектакль назывался "Плоды просвещения". Комиссаржевская выступала под псевдонимом Комина. Постановка имела большой успех.
Вскоре актриса переезжает в Новочеркасск по приглашению театрального антрепренера Николая Синельникова. Там она работает уже в качестве профессиональной актрисы. Дебютом Комиссаржевской была работа в спектакле Германа Зудермана "Честь".
После успешной премьеры актриса приступает к репетициям сразу нескольких спектаклей. В этот период у нее через каждые несколько дней была премьера. Иногда бывало так, что за один вечер она играла ведущие роли сразу в двух постановках. За 5 месяцев актриса сыграла в 58 различных пьесах!
Теперь ей некогда было думать о личной жизни, отныне и навеки вся ее душа всецело принадлежала искусству. Театр Новочеркасска процветал благодаря Комиссаржевской, каждый день там был аншлаг.
Роли и жизнь
В дальнейшем Вера Комиссаржевская начинает гастролировать. Молодой актрисе интересно пробовать свои силы в разных условиях, в разных труппах. Так, в 1894 году она участвует в постановках дачного театра в пригороде Санкт-Петербурга. На этих скромных подмостках всего лишь за одно лето она отыграла 14 сложных драматических ролей.
В Виленском театре актриса Вера Комиссаржевская играла в постановке по пьесе Немировича-Данченко роль Оли Бабкиной. Эта актерская работа буквально завораживала всех зрителей. Критики писали, что этой актрисе удается показывать сложные внутренние переживания героини скупыми средствами, без пошлых слез и стенаний.
Несмотря на то что актриса много работает, ее материальное положение в то время нельзя назвать стабильным. Ей постоянно приходится влезать в долги.
Помощь приходит от давнего друга, много лет влюбленного в актрису. Историк и дипломат Татищев помогает Комиссаржевской поступить на службу в труппу знаменитого Александринского театра.
Вера принимает дружескую помощь, но одновременно отказывается от предложения руки и сердца со словами: "Искусству… я принадлежу безвозвратно, бесповоротно, всеми помышлениями, и чувству этому не изменю никогда ни ради кого и ни ради чего — разве сама в себе получу полное разочарование".
Такова была великая Вера Комиссаржевская! Личная жизнь не была у нее на первом месте.
На Александринской сцене
В Александринке Комиссаржевская в 1896 году дебютирует в спектакле "Бой бабочек". Она играет роль Рози. Это был поистине блистательный дебют!
Даже старейшая актриса театра, придирчивая Савина, которая негласно считалась хозяйкой Александринской сцены, говоря про Комиссаржевскую, называла ее редкой актрисой и советовала всем идти посмотреть спектакль с ее участием.
В том же году в октябре в Александринке была впервые поставлена "Чайка" по пьесе Чехова. Вера Комиссаржевская играла Нину Заречную. Чехов писал тогда, что эта актриса как никто другой понимает драматургию его пьесы и что ее игра отличается правдивостью и глубиной.
Одни из самых любимых и удачных ролей актрисы Веры Комиссаржевской, сыгранные ею в Александринском театре - Лариса в "Бесприданнице", Маргарита в "Фаусте", Марикка в "Огнях Ивановой ночи".
В течение трех сезонов Комиссаржевская выходит на сцену практически ежедневно и играет блистательно. Критики пишут, что она не просто актриса, а "особое движение в искусстве".
Любовные романы
После развода актриса больше никогда не выходила замуж, однако в ее жизни было несколько ярких романов, которые были неразрывно связаны с театром. Личная жизнь Веры Федоровны Комиссаржевской всегда была на виду, о ней ходило много слухов и сплетен.
В Александринском театре у актрисы сложились особые любовные отношения с главным режиссером Евтихием Карповым. При этом у главрежа и его любимой актрисы были большие разногласия в фундаментальных взглядах на искусство.
В 1898 году в театре появился новый талантливый актер Николай Ходотов. Между ним и Комиссаржевской возник бурный роман, который продолжался несколько лет. Но Ходотов был моложе почти на 14 лет, актриса понимала, что их отношения обречены. Постепенно и это пламя любви угасло.
Известно, что у Веры Комиссаржевской одно время была любовная связь с Валерием Брюсовым. Для своей любимой поэт сделал перевод пьесы Метерлинка "Пелеас и Мелизанда". После смерти актрисы Брюсов написал стихотворение "Памяти Комиссаржевской", в котором были использованы образы Метерлинка.
Собственный театр
Постепенно Комиссаржевской становится тесно на Александринской сцене. Она мечтает о свободе, о возможности проявить себя в качестве режиссера. В 1904 году она уходит из Александринки и организует свой театр в здании петербургского пассажа.
Ее театр открылся премьерным показом спектакля "Дачники" по пьесе Горького. Постановка с треском провалилась. Но актриса не спасовала и взялась за постановку еще одной пьесы писателя – "Дети солнца". На сей раз публика тепло приняла новую театральную работу.
В театре Комиссаржевской было поставлено много талантливых спектаклей. Особенно среди них выделялся "Кукольный дом" Ибсена, где главную роль Норы играла сама Комиссаржевская.
Уход из жизни
10 февраля 1910 года биография Веры Федоровны Комиссаржевской заканчивается смертью. Перед кончиной актриса долго и тяжело болела. За несколько дней до жизненного финала она увидела во сне Чехова и, проснувшись, сочла это хорошим предзнаменованием, но ошиблась с толкованием сновидения.
От чего умерла Вера Комиссаржевская? В ее здоровье наметились серьезные ухудшения еще в 1909 году, когда она вместе с труппой своего театра гастролировала по Дальнему Востоку и Сибири. Видимо, сказалось переутомление. Актриса стала чувствовать сильные головные боли.
Через некоторое время театр оказался в Ташкенте, где несколько человек из труппы заразились оспой, среди них была и Вера Комиссаржевская. Тяжелая болезнь все тело актрисы превратила в сплошную язву. Ее страдания были безмерны.
Болезнь прогрессировала. У актрисы отказали почки, затем наступил паралич сердца. Легенда русского театра скончалась в возрасте 45 лет.
Интересные факты
Существуют данные, которые указывают на косвенное участие Комиссаржевской в русском революционном движении. Так, например, она финансировала работу нелегальной типографии в Баку, в которой с 1901 по 1906 год подпольно издавались брошюры и листовки социал-демократической партии большевиков.
Заключительное слово
Память великой актрисы бережно сохраняется. В Санкт-Петербурге есть Театр имени Веры Комиссаржевской. Он функционирует в том здании, где когда-то она сформировала свою легендарную труппу.