Всегда ли может возродиться мифическая птица Феникс после того как полностью сожжет себя на костре? История знает немало печальных примеров, когда известные и даже великие творческие личности, посвятившие свои жизнь великому искусству театра и кино, и оставившие после себя яркий след на много поколений вперед, влачат жалкое существование и порой даже нищенствуют. Одним из таких примеров явилась судьба Матлюбы Фархатовны Алимовой, известной всем цыганки Насти из телефильма "Цыган".
Происхождение
У предгорий снежных вершин Памира и Тянь-Шаня, среди хвойных лесов и зарослей грецкого ореха Ферганской долины, на обоих берегах реки Карадарьи раскинулся Андижан, один из самых древних городов на Земле.
Здесь 12 августа 1954 года родилась девочка, на одну половину - узбечка, а на другую – непонятно кто. Ведь национальность матери по смеси грузинской, русской, польской и даже немецкой крови, текущей в ее жилах, вычислить было совершенно невозможно.
Отец, чистокровный узбек Фархат Алимов, назвал свою новорожденную дочь красивым именем - Матлюба, что переводится с арабского языка как "желанная".
Родители
Солдат-срочник Фархат, отец будущей знаменитой актрисы Матлюбы Алимовой, познакомился с ее мамой в столице Башкирии, родном для нее городе Уфе.
Демобилизовавшись, воспитанный в старинных узбекских традициях жених привез свою невесту домой в Андижан, откуда он сам был родом. Однако вся его семья была категорически против такого выбора Фархата. Еще бы - рядом с их сыном стояла, переминаясь с ноги на ногу, не то, что не узбечка, но и даже и не мусульманка вовсе! Зачем сыну такая жена? Зачем их внукам такая мать?
Не приняв невестку и не смирившись с ее присутствием, Алимовы-старшие регулярно приводили сыну других невест. И таки добились своего. Фархат, у которого от брака кроме младшей, Матлюбы, было еще две дочери, ушел в другую семью. К такой же узбечке, как он сам, как его родители, деды и прадеды. И мудрая мама Матлюбы сама отправила его к другой жене.
Несмотря на это, Фархат очень хорошо относился к своим дочерям и продолжал о них заботиться. Поэтому биография и личная жизнь Матлюбы Алимовой осталась свободна от обиды, оставив ее душу открытой для светлых воспоминаний.
Рассвет
Матлюба стремительно расцветала, подобно узбекской розе. От сбора многих кровей, доставшихся ей от отца и особенно от матери, ее внешность была экзотической даже для Узбекистана. Стыдясь показать ей свою симпатию, ее сверстники во всю проявляли по отношению к ней знаки внимания, выраженные в грубых толчках, дерганьях за ее длинные косы и даже в опрокидываниях на землю. А почему бы, собственно, и нет? Ведь ко времени окончания школы рост будущей актрисы Матлюбы Фархатовны Алимовой составлял целых сто семьдесят три сантиметра.
Поэтому все, о чем мечтала наша героиня в те годы – это уехать поскорее от своих глупых сверстников-ухажеров из чуждого ей Андижана, да и вообще из Узбекистана в целом. Ее юная душа требовала размаха и огромных свершений – желаний, удовлетворить которые мог только кинематограф.
После окончания школы в биографии и личной жизни Матлюбы Алимовой наступает период ее рассвета – девушка уезжает в Москву, где с первой же попытки поступает на актерский факультет Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова, а ее мастером курса становится сам знаменитый Алексей Баталов.
Окончив с отличием институт в 1978 году, Матлюба по иронии судьбы становится актрисой киностудии "Узбекфильм".
Замужество
Еще во времена студенчества в Институте кинематографии в биографию и личную жизнь Матлюбы Алимовой ненадолго вошел Мурат Ахметов, первый и единственный муж актрисы. Он учился на соседнем режиссерском факультете. Их отношения развивались стремительно, бурно и взаимно. Очень скоро они поженились. Казалось, что их счастье будет длиться вечно.
Однако скоро оно закончилось, как только Матлюба начала активно сниматься и подолгу пропадать на съемках. Мурат был горячим и вспыльчивым восточным мужчиной. Такого постоянного мужского внимания к своей красавице-супруге он вынести не мог. Его ревность превзошла здравый смысл. Чем известнее становилась его супруга, тем жальче и ничтожнее он выглядел для самого себя. Мурат цеплялся к любой мелочи, к каждому слову и случайно брошенному взгляду, заводился и доходил до бешеного состояния, в котором мог себе позволить даже рукоприкладство.
Иметь детей Матлюба Алимова не могла, сказывался неудачно сделанный в браке аборт. Это тоже стало одной из причин для выяснения отношений со стороны мужа. В конечном итоге, устав от постоянных оправданий за вымышленные Муратом грехи, актриса подает на развод и больше никогда в своей жизни не выйдет замуж, хлебнув брачной жизни сполна.
Кино
Как актриса Матлюба Алимова дебютировала в 1979 году, и сразу же с заметной роли в художественном трехсерийном кинофильме «Маленькие трагедии», в котором ее партнером стал легендарный Владимир Высоцкий.
Матлюба запомнила эти съемки на всю жизнь. Так случилось, что Владимиру Семеновичу Высоцкому было суждено сыграть в этой картине последнюю роль в своей жизни. А начинающая актриса играла свой первый сценический образ. На таком вот своеобразном маятнике и столкнулись эти две личности.
Однако играть с Высоцким у нее получилось достаточно легко. Они сразу же прочувствовали друг друга и быстро перешли на "ты". А через несколько месяцев после окончания съемок Владимира Семеновича не стало...
"Цыган" и другие
В следующий раз биография и личная жизнь Матлюбы Алимовой круто меняется после выхода культового для страны телефильма "Цыган", в котором молодая актриса с экзотической внешностью снялась сразу же после выхода "Маленьких трагедий". Матлюба сыграла гордую и необузданную цыганку Настю.
Эта роль принесла актрисе всесоюзную славу и признание, продлившуюся многие годы, вплоть до настоящего времени. Вся страна была уверена, что Алимова – чистокровная цыганка, подобно актеру Василию Васильеву, сыгравшему персонажа Яшки в "Неуловимых мстителях". Даже цыгане Матлюбу Алимову признали своей. Заметив ее где-нибудь на улице или на вокзале, неизменно подбегали к ней, начинали оживленно разговаривать на своем языке и очень удивлялись, увидев полное непонимание актрисы.
После триумфального "Цыгана" наступает целое десятилетие активной и плодотворной работы в кино. Фильмография Матлюбы Алимовой пополнилась такими картинами, как в "В стремнине бешеной реки", "И с вами снова я…", "Василий Буслаев", " Сказка о Звездном мальчике", " Жаркое лето в Кабуле". И наконец зрители снова увидели легендарную цыганку Настю в продолжении знаменитой киноэпопеи, телефильме "Возвращение Будулая", вышедшем в 1985 году.
90-е
Десятилетний период активного творчества стал самым славным временем для актрисы. Матлюба буквально купалась в лучах славы, была востребована и желанна многими режиссерами страны.
Однако с приходом 90-х годов прошлого столетия биография и личная жизнь Матлюбы Алимовой снова начинает меняться. В стране складывается напряженная обстановка. Снимать стали мало, да и те немногие роли, которые иногда предлагали актрисе, ее совершенно не устраивали. Так она начинала отходить от кинематографа.
Ее последними работами тех лет стали такие картины, как притча «Они» и «Изобретатель фараона», которые вышли в 1992 году. Затем Матлюба окончательно прекращает сниматься и уезжает обратно в Узбекистан.
Ташкент
Актриса обосновалась в узбекской столице. Заработанные на съемках деньги быстро закончились. Новых ролей никто не предлагал. Ее родина была совершенно равнодушна к ее судьбе, несмотря на известность. К тому же, Узбекистан в те годы вместе с остальными союзными республиками выходил из состава СССР, и время тогда было достаточно спорное и конфликтное. Поэтому все, что так или иначе касалось Москвы, включая кино и, собственно, актрису Алимову, Ташкент интересовало меньше всего.
Оставшись без работы и денег, известная актриса начала заниматься реставрацией национальных ковров. Для этого ей даже не пришлось специально обучаться - национальность Матлюбы Алимовой, чей отец был чистокровным узбеком, предполагала умение обращаться с ткацким станком, в чем актриса была большой умелицей с детства.
Забвение
Года проходили один за другим. Актриса по-прежнему реставрировала ковры и жила очень бедно – одна, без семьи и детей, в маленькой однокомнатной квартире на окраине Ташкента. Не выдержав одиночества, в 2004 году Матлюба переехала в Москву, к своей старшей сестре. Да и мама, живущая в Твери, была теперь намного ближе.
Последней ее ролью стала татарка-служанка в кинофильме "Тарас Бульба", вышедшем в 2009 году. Это был совсем небольшой образ, состоящий всего из нескольких фраз. Больше ролей ей никто не предлагал. Пришло самое настоящее забвение в биографию Матлюбы Алимовой. В личной жизни также не происходило никаких перемен. Москва изменилась со времен ее молодости. Теперь актриса была ей совсем не нужна.
После того как надежды на лучшую жизнь окончательно рухнули, в 2011 году актриса снова вернулась в Ташкент, к своим коврам.