Альберт Швейцер: Всегда ищите возможность делать доброе дело | Nastroy.net

06.09.2017 20:35

«Я не знаю, как сложится ваша судьба, но одно я знаю точно: только те из вас будут счастливы, кто станет искать и найдёт возможность служить другим. Делайте то, что в ваших силах. Недостаточно сказать: „Я зарабатываю, чтобы поддерживать семью. Я хорошо выполняю работу. Я хороший отец. Я хороший муж. Я добрый прихожанин“. Все это хорошо, но вы должны делать и еще нечто. Всегда ищите возможность делать доброе дело. Каждый человек должен собственным путем искать возможность стать еще благороднее и реализовывать свое истинное человеческое достоинство. Вы должны некоторое время уделять и своим собратьям. Пусть это немного, но сделайте хоть что-нибудь для тех, кто нуждается в человеческой помощи, нечто такое, за что вы не получите никакой другой платы, кроме самой привилегии выполнять этот труд».Альберт ШВЕЙЦЕР (1 января 1875 — 4 сентября 1965)

4 сентября родился Альберт Швейцер — немецкий теолог, философ, музыкант и врач, лауреат Нобелевской премии 1952 года. Великий Гуманист XX века. 

На полученные средства от премии он построил целую деревню для прокаженных в африканском Ламбарене. Ламбарене — это городок в Габоне, в котором Швейцер основал свою больницу/лепрозорий и где проработал 50 лет, выучившись в 30 лет на врача. Швейцер участвовал в строительстве больницы — как архитектор, прораб, рабочий. В больнице он работал и терапевтом, и хирургом, и акушером. В первый год работы в Африке он помог почти двум тысячам пациентам. Швейцер прожил 90 лет и работал до конца своих дней. Больница, основанная им, существует и работает до сих пор. И его «личный пример — не просто лучший метод убеждения, а единственный» © (цитата Швейцера).

«Мне кажется, — писал Альберт Эйнштейн, — что его работа в Ламбарене в значительной степени была плодом протеста против наших морально окостеневших и бездушных традиций цивилизации — зла, против которого одиночки бессильны. Он не проповедовал, не убеждал и не мечтал о том, что его пример станет образцом и утешением для многих. Просто он действовал, исходя из внутренней необходимости. В конце концов должно же быть несокрушимое доброе начало во многих людях, иначе они никогда не признали бы его скромного величия».

Альберт Швейцер вошел в историю не только как великий подвижник, но и как философ, подаривший миру свою удивительную, универсальную «Этику благоговения перед жизнью». Принцип бережного отношения к любой форме жизни.

 

"Главной ошибкой всех существовавших до сих пор видов этики было мнение, что заниматься нужно отношением человека к человеку. В действительности же речь идет о том, как человек относится к природе и ко всему живому, что его окружает. Он станет этичен лишь тогда, когда жизнь, как таковая, жизнь растений и животных будет для него также священна, как жизнь человека и, когда он посвятит себя жизни, находящейся в бедствии. Гуманным отношением ко всем живым созданиям мы проявляем своё духовное отношение ко Вселенной"

 

Будет возможность, прочитайте и «Благоволение перед жизнью» и «Письма из Ламбарене». И конечно «Культуру и Этику». Позволю себе поделиться большой цитатой именно из этой его книги. Удивительно афористичной.

«Многие современные люди, которых труд на производстве превращает в машины, лишая их возможности относиться к окружающим с тем деятельным соучастием, которое свойственно человеку как человеку, подвергаются опасности превратить свою жизнь в эгоистическое прозябание. Некоторые из них чувствуют эту опасность. Они страдают от того, что их повседневный труд не имеет ничего общего с духовными идеалами и не позволяет им использовать для блага людей свои человеческие качества. Некоторые на том и успокаиваются. Их устраивает мысль о том, что им не нужно иметь никаких обязанностей вне рамок своей работы.

Но этика благоговения перед жизнью не считает, что людей надо осуждать или хвалить за то, что они чувствуют себя свободными от долга самоотречения ради других людей. Она требует, чтобы мы в какой угодно форме и в любых обстоятельствах были людьми по отношению к другим людям. Тех, кто на работе не может применить свои добрые человеческие качества на пользу другим людям и не имеет никакой другой возможности сделать это, она просит пожертвовать частью своего времени и досуга, как бы мало его ни было.Подыщи для себя любое побочное дело, говорит она, пусть даже незаметное, тайное. Открой глаза и поищи, где человек или группа людей нуждается немного в твоем участии, в твоем времени, в твоем дружеском расположении, в твоем обществе, в твоем труде. Может быть, ты окажешь добрую услугу человеку, чувствующему себя одиноко, или озлобленному, или больному, или неудачнику. Может быть, это будет старик или ребенок. Или доброе дело сделают добровольцы, которые пожертвуют своим свободным вечером или сходят по какому-либо делу для других.

 

Кто в силах перечислить все возможности использования этого ценного капитала, называемого человеком! В нем нуждаются во всех уголках мира. Поэтому поищи, не найдешь ли ты применения своему человеческому капиталу. Не пугайся, если вынужден будешь ждать или экспериментировать. Будь готов и к разочарованиям. Но не отказывайся от этой дополнительной работы, которая позволяет тебе чувствовать себя человеком среди людей. Такова твоя судьба, если только ты действительно этого хочешь...

 

Так говорит истинная этика с теми, кто может пожертвовать частицей своего времени или человечности. Пожелаем им счастья, если они послушаются ее голоса и уберегут себя тем самым от духовного оскудения.

Всех людей независимо от их положения этика благоговения перед жизнью побуждает проявлять интерес ко всем людям и их судьбам и отдавать свою человеческую теплоту тем, кто в ней нуждается. Она не разрешает ученому жить только своей наукой, даже если он в ней и приносит большую пользу. Художнику она не разрешает жить только своим искусством, даже если оно творит добро людям. Занятому человеку она не разрешает считать, что он на своей работе уже сделал все, что должен был сделать. Она требует от всех, чтобы они частичку своей жизни отдали другим людям».(Фрагмент из книги А.Швейцера «Культура и этика», 1960) опубликовано econet.ru 

Источник