Сегодня фильмы Алексея Федорченко смотрят по всему миру, причем за границей даже больше, чем в России. Этому уральскому режиссеру аплодировал стоя сам Квентин Тарантино. О творческом пути автора нашумевших «Ангелов революции» и «Овсянок» расскажем в статье.
Биография
Алексей Федорченко родился в Оренбургской области, в Соль-Илецке, 29.09.1966 г. Вскоре его семья переехала в Свердловск (сейчас Екатеринбург). Среднее образование будущий режиссер получил в свердловской школе № 5 с математическим уклоном. Затем поступил в Уральский политехнический институт на инженерно-экономический факультет. Окончил его в 1988-м и пошел трудиться на оборонный завод НПО «Автоматика».
В 1990 г. устроился на Свердловскую киностудию, где в общей сложности проработал пятнадцать лет, прошел путь от экономиста до замдиректора, продюсера и режиссера. Работа на киностудии стала для Алексея Федорченко своеобразным мостом между экономическим прошлым и кинематографическим будущим. В 1995 г. он поступил на сценарный факультет ВГИКа, который окончил в 2000 г.
Фильм-дебют
В 2004 г. Федорченко дебютировал в качестве режиссера псевдодокументальной картины «Первые на Луне». В ней художественное кино представлено как документальное. Фильм рассказывает о ракете, которая в 1938 г. была запущена советскими учеными на Луну. Все было снято очень убедительно: архивные черно-белые кадры, комментарии и интервью серьезных людей, достоверно выстроенная цепь событий… Правда, екатеринбуржцы в некоторых эпизодах узнавали пожарную академию, парк Маяковского, училище имени Шадра и даже общественные бани.
В 2005 г. на «Кинотавре» фильм получил приз Гильдии киноведов и награду «За лучший дебют». В этом же году на Венецианском кинофестивале в конкурсной программе «Горизонты» «Первые на Луне» были удостоены Гран-при как лучшее документальное кино. Иностранное жюри не заметило «обмана», что неудивительно, ведь многие намеки фильма нельзя было понять тем, кто не имел советского прошлого. Алексей Владимирович Федорченко отмечает, что не хотел никого вводить в заблуждение: в картине важны тема героизма и атмосфера того времени, а не фантастические допущения.
После выхода «Первых на Луне» псевдодокументалистика стала основой творчества режиссера. Его последующие фильмы «Шошо» 2006 г. и «Железная дорога» 2008 г. тоже можно отнести к документальным сказкам.
«Овсянки»
В 2010 г. Алексей Федорченко представил зрителям еще одну мифическую кинокартину - «Овсянки». Фильм рассказывает об обычаях и нравах вымышленного народа меря, который затерялся в костромской глуши. Значительную часть сюжета составляют мерянские похороны и свадьбы, отношение героев к жизни и смерти. Во время просмотра «Овсянок» невозможно увидеть границу между правдой и вымыслом.
В сентябре 2010 г. картина была представлена на Венецианском кинофестивале и имела успех. На премьере даже сам Тарантино демонстративно аплодировал стоя. «Овсянки» были номинированы на "Золотого льва", удостоены "Золотой Озеллы", приза Международной федерации кинопрессы и премии экуменического жюри.
Картина имела больший успех в международном прокате, чем в России. К примеру, в маленькой Франции было продано свыше двадцати пяти копий «Овсянок», в то время как в РФ – тридцать.
«Ангелы революции»
Еще один нашумевший фильм режиссера Алексея Федорченко был представлен зрителям в октябре 2014 г. Это ретродрама, повествующая о непростых отношениях советских людей, приехавших в 1930-х гг. в тайгу, и коренных жителей, которые не приняли их культуру. За основу сюжета сценаристы взяли события Казымского восстания 1933 г.
На Римском кинофестивале, где состоялась премьера «Ангелов революции», Алексея Федорченко удостоили специальной награды «Марк Аврелий будущий». В июне 2015-го на «Кинотавре» фильм получил приз «За лучшую режиссуру» и награду «Слон» от гильдии киноведов.
В настоящее время
В 2018 г. режиссер представил свою новую кинокартину "Война Анны", рассказывающую о девочке, которая смогла чудом выжить после расстрела ее семьи и спряталась в камине украинской школы, где фашисты во время оккупации создали комендатуру. Фильм получил Гран-при кинофестиваля "Горький fest".
Примечательно, что Алексей Федорченко живет и снимает свои фильмы в Екатеринбурге и таким образом развенчивает миф о том, что нельзя создать хорошее кино за пределами столичных городов. По словам режиссера, он не собирается покидать Урал, поскольку именно там находятся люди, на которых он может положиться и с гордостью назвать своими друзьями.