Алексей Рыбников - популярный отечественный композитор, ставший в 1999 году народным артистом России, а еще через три года - лауреатом государственной премии. Он автор большого количества мелодий, которые украшают лучшие фильмы советского и российского периода. Среди его главных успехов можно вспомнить мелодии, написанные к песням из фильмов "Про Красную Шапочку", "Приключения Буратино", "Тот самый Мюнхгаузен", "Усатый нянь", "Вам и не снилось". А, пожалуй, его самая известная мелодия - музыка к композиции "Я тебя никогда не забуду" из рок-оперы "Юнона и Авось".
Ранние годы
Алексей Рыбников родился в Москве в 1945 году, всего через несколько месяцев после завершения Великой Отечественной войны. У многих его предков была трагическая родословная. Мужчины по материнской линии происходили из белых офицеров, которые оказались на стороне проигравших в Гражданской войне. Например, его дедушку, имевшего звание генерала, расстреляли еще во время Первой мировой войны. Бабушка пыталась его защитить, но ей только прострелили руки. Должны были расстрелять и мать героя нашей статьи, в тот момент ей было всего пять лет. Но в последний момент приговор девочке отменили.
Погибнуть мог и отец Алексея Рыбникова, которого звали Лев Самойлович. Когда ему было 14 лет, он заболел туберкулезом, мало кто рассчитывал, что он выживет, юношу даже отправили умирать в туберкулезный барак. Льву удалось сбежать из этого страшного места, где встречать смерть приходилось каждый день. Спас его православный священник из сельского храма, приютивший в своей обители. Он выходил отца героя нашей статьи, научил исполнять церковные псалмы. Именно от священника юноша, который оказался одарен музыкально, перенял основы игры на скрипке.
Семья Алексея Рыбникова жило небогато в коммунальной квартире. Вместе с родителями Алеши ютилась и бабушка - все этой на площади в 10 квадратных метров. Отец Алексея служил скрипачом в оркестре Александра Цфасмана, а мать работала художником-дизайнером, она сооружала удивительные шали и шляпки для местных модниц из подручных материалов.
Мать всегда мечтала, чтобы Алеша стал композитором, его отец оценивал музыкальные способности сына весьма критично, но согласился на предложение купить домой пианино. Место для инструмента нашлось только после продажи буфета.
Образование
При этом вначале Рыбникова ждала неудача. Поступить в музыкальную школу с первого раза он не смог. На экзамен он пришел, выучив несколько пьес на пианино, но когда его попросили повторить мелодии голосом, он растерялся. Проблему снова решила его мама, которая наняла преподавателя по сольфеджио. На следующий год Алексей уже успешно поступил.
В первые годы его учебы в музыкальной школе отец часто ругал сына за излишне вольные импровизации, пока не заметил у него зачатки композиторского таланта. Чтобы убедиться в этом, он показал сочинения Алексея, который к тому времени учился в школе в академии имени Гнесиных, Араму Хачатуряну.
Посмотрев ноты начинающего таланта, тот сразу принял юношу в свой класс при консерватории. Уже в 1967 году Рыбников оканчивает академию с красным дипломом, а еще через два года становится выпускником аспирантуры. 18-летнего героя нашей статьи оставляют на преподавательской работе, которой он и занимается до 1975 года.
Примечательно, что к тому времени он уже завел семью. Поэтому чтобы содержать близких, брался за любые подработки. Давал дополнительные уроки студентам из академии, выступал в детских садах, руководил оркестром при театральном вузе.
Творчество
Творческая биография Алексея Рыбникова начинается с нескольких фортепианных пьес для фэнтезийной сказки "Багдадский вор", которые он написал уже в восемь лет. В 11-летнем возрасте будущий знаменитый композитор пишет балет "Кот в сапогах". Именно это сочинение и убедило Хачатуряна принять его к себе в ученики.
А вот первая мелодия Алексея Рыбникова уже в осознанном возрасте, которая ему принесла известность, это фортепианная соната "Хороводы", написанная им на первом курсе консерватории. Уже тогда музыкальные критики обратили внимание на необычный музыкальный почерк автора, в частности, талант вплести в современную канву фольклорные мотивы.
В 1967 году пишет скрипичную балладу, которая становится его дипломной работой. На это произведение его вдохновили стихи о толпе, растоптавшей цветок. Еще через два года появляется его Первая соната, в которой герой нашей статьи оригинально и виртуозно вмешивает западные и русские традиции.
Интересно, что если Первую сонату все приняли благожелательно, то Вторую критики и профессора консерватории назвали чересчур авангардной, подвергнув критике и разгромив в пух и прах. Композитор, не ожидавший такой реакции, даже заболел язвой желудка. Единственным, кто его поддержал в тот момент, был Арам Хачатурян. Он убедил молодого коллегу не обращать много внимания на критику, рассказав, что и сам перенес нечто подобное в самом начале своей карьеры.
Первые успехи
Впервые всерьез оценили музыку Алексея Рыбникова, когда он написал каприччио "Скоморох". Интересно, что за это произведение его тоже поначалу ругали, а потом неожиданно вручили премию. К тому времени он уже научился стойко переносить удары судьбы и не боялся ставить творческие эксперименты.
Окончив консерваторию, герой нашей статьи пишет свои первые романсы под названием "Телефон" и "Молитва". На это его вдохновляют стихи Людвика Ашкенази.
Работа в кино
В кино Рыбников попал в середине 60-х годов. С тех пор он часто пишет новые произведения для фильмов, а также драматических театральных постановок. Поначалу работа в кино стала для Рыбникова хорошим заработком, а со временем он начал виртуозно соединять музыку и драматургию, превратив это занятие в дело всей своей жизни.
Заказы, которые он получал на музыкальное сопровождение полнометражных фильмов, давали ему материальную обеспеченность, оставляли простор для фантазии и творчества, в то же время мобилизовали. К середине 70-х годов Рыбников окончательно превратился в свободного художника, халтурить было нельзя, так как некачественный продукт режиссеры не принимали, а от них теперь зависел весь его заработок.
Смелые эксперименты
Немаловажной для Рыбникова была и возможность продолжать экспериментировать. В 70-е годы он увлекся роком, написал музыкальное сопровождение для "Острова сокровищ", а настоящим открытием для него стала рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда".
В общей сложности музыка и песни Алексея Рыбникова звучат более чем в сотне художественных картин. Самыми успешными для него работами в 70-е годы становятся композиции их фильмов "Приключения Буратино", "Остров сокровищ", "Усатый нянь", "Про Красную Шапочку", "Тот самый Мюнхгаузен".
Фильмы и сериалы
Востребованным композитором он остается и в 2000-е годы. Среди его последних проектов сотрудничество с режиссерами Эльдаром Рязановым, Тиграном Кеосаяном, Владимиром Хотиненко, Станиславом Говорухиным. Его музыка звучит в картинах "Андерсен. Жизнь без любви", "1612. Хроники смутного времени", "Пассажирка", "Поп", в сериалах "Дело о "Мертвых душах", "Братья Карамазовы", "Последняя игра в куклы".
Сотрудничает и с театром Алексей Рыбников. В частности, он написал музыку для спектаклей "Прозрачный мальчик", "Коварство и любовь", которые с успехом шли в столичных театрах.
"Звезда и смерть Хоакины Мурьеты"
Известность на всю страну ему принесла работала над рок-оперой "Звезда и смерть Хоакины Мурьеты". Музыку к этому произведению он писал в соавторстве с Павлом Грушко.
Это одна из первых рок-опер, появившихся на театральной сцене в Советском Союзе. Ее премьера состоялось в Ленкоме в 1976 году.
Главным инициатором ее создания стал режиссер-постановщик Марк Захаров. Это был музыкальный спектакль, который на протяжении 17 сезонов шел на театральных подмостках Ленкома при постоянных аншлагах. Самыми известными исполнителями главных ролей в этой постановке стали Любовь Матюшина и Александр Абдулов.
Стоит отметить, что работу Алексея Рыбникова над рок-оперой советские чиновники восприняли в штыки, назвав такой жанр чуждым советскому человеку. 11 раз цензоры отказывались выпускать постановку на сцену, ее приходилось постоянно переделывать, только после этого опера была допущена до зрителя. К самому театру Ленком и всем причастным к ее созданию пришел оглушительный успех. В 1979 году Рыбников был назван композитором года.
"Юнона и Авось"
К концу 80-х альбомы с музыкой популярного в то время композитора продавались многомиллионными копиями. А в 1981 году в том же Ленкоме состоялась премьера еще одной знаменитой работы героя нашей статьи - оперы "Юнона и Авось".
На этот раз оглушительный успех сопровождался крупным скандалом, так как в этом творении революционные для того времени рок-произведения соединялись с православными мотивами, находившимися в Советском Союзе под запретом. Проявлялось это и в музыке Алексея Рыбникова к опере.
В результате в 1982 году постановку запретили, но уже к 83-му она с триумфом вернулась на сцену. Рыбников одержал победу в суде, которая и позволила снять этот запрет. Ленком даже отправился со своим произведением в зарубежные гастроли. В Париже выступали на Елисейских полях, а в Великобритании был снят фильм по этой рок-опере, который продемонстрировали в 50 странах мира.
Работа в последние годы
В начале 90-х годов зрители знакомятся с новым шедевром героя нашей статьи. На этот раз им становится музыка к мистерии "Литургия оглашенных". За два сезона постановку демонстрируют 70 раз (неизменно с аншлагами), она идет в России и США.
В 1999 году в Большом Ржевском переулке открывается театр Алексея Рыбникова на 500 зрительских мест. Там идут самые разнообразные постановки, любителей искусства в каждом сезоне радуют какими-то новыми и оригинальными произведениями.
Уже в 2000-х годах Рыбников завершил работу над музыкальной драмой о судьбе непризнанного композитора Максима Березовского, над спектаклем "Маэстро Массимо".
Многие высоко оценили появление его Пятой симфонии, названной "Воскрешение мертвых", в 2012 году вышла постановка "Аллилуйя любви", составленная из самых известных произведений героя нашей статьи, написанных для театра и кино.
Личная жизнь
Всего герой нашей статьи был женат дважды. В первом браке родились дети у Алексея Рыбникова. Сын Дмитрий и дочь Анна.
Анна Рыбникова сейчас работает кинорежиссером, а в 1980 году она стала первой исполнительницей роли Кончиты в произведении "Юнона и Авось". На тот момент ей было 13 лет.
Дмитрий решил заняться сочинением музыки. Он пишет эстрадные произведения для полнометражных фильмов, сериалов и мультфильмов.
Нынешнюю супругу Алексея зовут Татьяной.