Набор обвинений в адрес главного редактора «Эха Москвы» удивительно богат и разнообразен. Одни обвиняют его в либерализме и русофобстве, другие – в продажности властям и предательстве принципов свободной журналистики. Факты биографии и национальность Алексея Венедиктова изучаются самым тщательным образом для выдвижения новых и новых претензий. С самых разных сторон.
Одно можно утверждать с точностью: Алексей Алексеевич Венедиктов является одним из самых значительных персонажей российского информационного пространства. С этим согласятся все.
Московский мальчик с "Покровских ворот"
Детство у Алексея Венедиктова было не самым простым. Он родился в Москве в 1955 году. Его отец служил офицером на подводной лодке и погиб незадолго до рождения сына. Мать была врачом-рентгенологом. Семья со стороны матери была очень известной, это были знаменитые Дыховичные. Одна бабушка Нина Абрамовна чего стоила: крупный инженер-конструктор, специалист по московским высоткам, профессор Московского архитектурного института. Оба деда воевали, один в качестве военного хирурга, другой – в войсках НКВД. По каким-то причинам национальность родителей в биографии Алексея Алексеевича Венедиктова уточняется редко. Исправим это: отец Алексей Николаевич Венедиктов был русским, мать Элеонора Абрамовна Дыховичная – еврейкой.
Можно сказать, что Алексей Венедиктов стал журналистом поздно и случайно. Его образование не имеет никакого отношения к теперешней профессии. Он был чистой воды педагогом – школьным учителем истории по призванию и осознанному желанию. Алексей окончил вечернее отделение педагогического института, а затем преподавал историю в школе в течение двадцати лет. Он был прекрасным учителем, с массой благодарностей и учительских регалий. Преподавал от души и с удовольствием, он всегда был страстным историком.
Два Сергея и «Эхо Москвы»
Радиостанция «Эхо Москвы» была учреждена в самом начале «девяностых»: ровно в 1990 году. И сразу стала знаменитой благодаря непредвзятому освещению бурных политических событий в России в те неспокойные времена.
Зазвали Алексея Венедиктова на радио его недавние друзья, два Сергея: Корзун и Бунтман. Журналистская карьера Венедиктова началась, как и положено, с самого низа. Сначала он работал газетным обозревателем и рядовым корреспондентом, затем поднялся до уровня политического обозревателя.
Через пять лет Венедиктов стал отвечать за новостной сектор «Эха» и занял пост директора информационной службы. А уже через три года его избрали главным редактором радиостанции. С тех пор он – бессменный руководитель легендарного «Эха», его переизбирали много раз и чаще всего единогласно.
«Аптека за углом»
В среднем за одну 40-минутную передачу Венедиктов повторяет эту фразу 2–3 раза. Таким образом он предлагает сходить в аптеку авторам неумных вопросов или хамских комментариев. Иногда эти комментарии кажутся хамскими лишь ему одному. Венедиктов бывает чрезвычайно агрессивным, а иногда и попросту малоприятным человеком в общении.
Более того, его часто обвиняют в авторитарном управлении радиостанцией. Сергей Корзун, например, объяснял своей уход с «Эха» в 2005 году именно авторитаризмом бывшего друга и подчиненного.
Но агрессивность и мгновенная реакция на малейшую попытку надавить на него и, тем более, на кого-либо из его команды является многолетним способом защиты и выживания Венедиктова в весьма токсичной среде. Национальность Алексея Венедиктова также часто является предметом обсуждений и претензий. Об уместности агрессивности главного редактора можно спорить, но факт остается фактом: команда "Эха" вполне жива и здравствует, все заместители на местах, редакционная политика неизменна, аудитория радиостанции расширяется. Таков Венедиктов.
«Все так. Не так. Вот так»
И еще «Цена победы» и «Цена революции». Это неполный список названий передач из великолепной исторической коллекции «Эха Москвы».
У Алексея Венедиктова на исторической ниве имеются могучие единомышленники. К ним относятся, прежде всего, Сергей Бунтман и Владимир Дымарский. Эта могучая тройка ухитряется из года в год формировать интереснейшую тематику передач и приглашать на эфир по-настоящему компетентных экспертов в исторической науке. Особая ценность состоит в том, что все говорится и пишется на нормальном человеческом языке, доступном широкой аудитории слушателей. Ведь слушатели по своей сути являются дилетантами в истории, что ни в коей мере не отменяет их интерес к реальным историческим фактам. Алексей Венедиктов это хорошо понял. Факты нашли воплощение в проекте совершенно нового формата в 2011 году.
«Дилетант»
Новому историческому проекту вне радиостанции Алексей Венедиктов со своей командой дал удивительное и прекрасное название – «Дилетант». Это ежемесячный цветной иллюстрированный журнал на разные исторические темы для широкой аудитории. Его непросто найти в продаже, на него охотятся. Каждый номер журнала обычно посвящен одной тематике, будь то Столыпин, пират Фрэнсис Дрейк или Феликс Дзержинский. Концептуальность, качество текстов и иллюстраций делают журнал выдающимся явлением среди российских СМИ.
«Эху Москвы» повезло, что у главного редактора радиостанции историческое образование и серьезный педагогический опыт. Первое делает Венедиктова глубоким политическим аналитиком. Второе позволяет ему управляться с непростой командой и безумно сложной аудиторией слушателей.
Путин
Это, конечно, не дружба. Но и не вражда, как иногда любит похвастаться Венедиктов. Путин в самом деле назвал как-то Алексея Алексеевича врагом. С точки зрения президента РФ, это намного лучше, чем быть предателем, которых нужно просто уничтожать. К врагам же Путин относится с уважением.
Отставку Венедиктова или закрытие радиостанции прочили много раз. Путин высказывал конкретные претензии к «Эху». Они касались, к примеру, необъективного, как он считал, освещения военных событий в Грузии и Южной Осетии в 2008 году. Тогда это был конфиденциальный разговор, но его содержание обнародовали в статье с говорящим названием «Эхо во тьме» в США в «Нью-Йоркере». Публикация, конечно, подбавила масла в огонь. Но Венедиктов не просто устоял, а ни на йоту не поменял редакционную политику.
«Меня поливают на «Эхе» поносом с утра до вечера» - говорил Путин в 2012 году, обвиняя Венедиктова в проамериканской позиции. Тем не менее Путин периодически присылает ему личные поздравления.
Пожалуй, лучшим определением личных отношений Алексея Венедиктова и Владимира Путина будет слово «неоднозначные».
Личная жизнь, семья и книги
Биографию Венедиктова Алексея Алексеевича описывать не очень интересно, в ней все как положено. Женился он поздно. У Елены Ситниковой прекрасное образование, она математик, окончила МГУ. Познакомилась с Венедиктовым уже на радиостанции, где вела передачу «Во саду ли, в огороде», немного странную для «Эха». Сын Алексей родился в 2000 году.
Алексей Венедиктов коллекционирует комиксы, любит читать детективы и мемуары. Отлично разбирается в исторических и политических персонажах (и это понятно), среди всех особенно выделяет Маргарет Тэтчер и Рональда Рейгана. Эта пара политиков приводится в пример в первой книге Венедиктова «Исповедь махрового реакционера» с лучшими материалами из его деятельности на радиостанции. Вторая книга такого же формата вышла недавно: «Мое особое мнение. Записки главного редактора "Эха Москвы"».
«Веник в вискаре»
Так называлась акция публичного унижения, которую устроили Венедиктову активисты «Другой России» во время его лекции в Санкт-Петербурге. Нацболы облили его на сцене виски из трех бутылок. Венедиктов сокрушался потом, что могли бы выбрать виски получше для такого дела.
Здесь все сходится. Во-первых, кличка «Веник» в биографии Алексея Венедиктова появилась давно и приклеилась намертво. Во-вторых, виски в жизни главного редактора занимают особую роль. Венедиктов не скрывает, что пьет «подряд и со всеми»: с властью, оппозиционерами, друзьями и подругами.
Клетчатая рубашка, красная безрукавка, легендарная и мгновенно узнаваемая шевелюра усилены дополнительной парой характеристик: виски и девушки. Иными словами, пьяница и бабник, самый лохматый человек в России.
На самом деле весь этот комплект является лишь брендом Венедиктова. Его нужно описывать в учебниках по маркетингу в качестве идеально собранного образа в глазах удивленной публики.
Сам Алексей Венедиктов рассказывал в 2017 году в интервью, как создавалась ложная личность. Это было случайно и постепенно:
Я сначала носил то бабочку, то подтяжки – обезьянничал. Клетчатая рубашка, красная куртка – теперь так, верно. А вот когда появились социальные сети, стало понятно, что нужно этот образ сделать более объемным, из других сфер жизни – это виски и девушки.
Резюме
Алексей Венедиктов всегда говорит о своей радиостанции и о себе, что они ни в коем случае не либералы. Он называет «Эхо» профессиональной радиостанцией, которая дает право выступить в эфире практически любому, вне зависимости от политической позиции.
Агрессивность, привычка хамить слушателям в прямом эфире, резкость суждений часто делают его малоприятным человеком в общении и, что немаловажно, в слушании. Некоторых попросту убивает его неоднозначная внешность.
Но «Эхо Москвы» продолжает оставаться самым цитируемым российским СМИ, в том числе в зарубежных источниках. Его сотрудники продолжают работать так, как кажется им правильным, потому что они за спиной могучего Веника. В социальных сетях и мессенджерах на него подписаны сотни тысяч людей: он первый среди ньюсмейкеров. А передачу нового формата с названием из его любимого слогана «Будем наблюдать», где он с помощью верного Сергея Бунтмана рассказывает о событиях в своей трактовке, с интересом ждут все: правые, левые и все, кто в середине.