Когда люди слышат такие термины, как «триллер» и «саспенс», то и не подозревают, что в кинематографию их привнес Альфред Хичкок. Биография, фильмография, творческий путь и личная жизнь великого кинорежиссера, сценариста и продюсера будут описаны в данной статье.
Имя Хичкока сейчас употребляется со словом «сэр», поскольку британская королева Елизавета Вторая возвела бывшего своего подданного в ранг рыцарей. Кроме того, в последний год жизни гениального режиссера он получил высшую награду от Американского института кино.
Имя Хичкока у всех на слуху. Но что люди действительно знают о нем?
Изучение родословной
Увы, предки Альфреда Хичкока не были ни рыцарями, ни эсквайрами. А потому проследить генеалогическое древо режиссера можно только до его прадеда.
Чарльз Хичкок в первой половине 19 века проживал в пригороде Лондона Стратфорде, где зарабатывал себе на жизнь рыболовлей. Дед режиссера – Джозеф Хичкок – поначалу занимался тем же.
В середине 19 столетия он женился на Энн Махони, ирландке, которая сменила в замужестве католическую веру на протестантизм. У бабушки Хичкока имелось кое-какое приданое, что позволило ее супругу бросить рыболовный промысел и открыть маленькую лавку зеленщика.
Дело унаследовали двое их сыновей – Уильям и Альфред. Первый женился на дочери полицейского констебля Эмме Джейн Уилэн. Она, как и ее свекровь, также была ирландкой-католичкой, но в данном случае вероисповедание поменял ее супруг. Свадьба состоялась в 1887 году.
Через девять лет семья Хичкоков, в которой уже было двое детей (сын Уильям и дочь Эллен Кэтлин), переехала в другой пригород Лондона – Лейтонстоун, где открыла бакалейную лавку.
Детство
О ранних годах Альфреда Хичкока мы знаем крайне мало. Известно, что третий ребенок и второй сын в католической семье появился на свет 13 августа 1899 в Лейтонстоуне, маленьком городке, который в то время административно принадлежал графству Эссекс, но находился всего в пяти милях севернее центра Лондона.
Семья снимала дом и лавку бывшего зеленщика, открыв там магазин бакалеи. Он находился по адресу Хай Роуд, 517. Мальчик при крещении (по католическому обряду) получил имя Альфред Джозеф.
Третий ребенок бакалейщика с детства страдал избыточным весом. Кроме того, клерикальный и патриархальный уклад семьи пробудил в мальчике такое редкое нервное заболевание, как патологическая боязнь овальных предметов.
В детстве Альфред попал в полицейский участок, где провел 10 минут в настоящей камере. Это происшествие возбудило в нем страх перед несправедливым преследованием, который режиссер пронес через всю жизнь и выразил в своих многочисленных фильмах.
Учеба
По настоянию родителей Альфред поступил в 1910 году в иезуитский колледж Святого Игнатия в Лондоне. Впрочем, учеба там принесла мальчику немало пользы, ведь кроме Закона Божия, там преподавали и основные дисциплины, а также французский язык, пение и хорошие манеры.
На этом образование Альфреда Хичкока не завершилось. Окончив иезуитский колледж в 1913-м, юноша поступил в Инженерно-навигационное училище. Там он изучал навигацию, акустику и механику.
Параллельно с этим Альфред был вольным слушателем Лондонского университета, где посещал лекции искусствоведения. Но 1914 год принес в жизнь молодого Хичкока два события.
Началась Первая Мировая война, а 12 декабря умер его отец. Бакалейной лавкой стал заниматься старший брат Альфреда. Сам же будущий режиссер попытался записаться в 1915 году добровольцем на фронт, но был забракован по причине излишнего веса. Его записали в резерв, и он принялся изучать мастерство минера.
Путь в кинематограф
Как видим из биографии Альфреда Хичкока, его молодость прошла вдали от театральных подмостков и съемочных площадок. Но мастерство механика, которому он обучался с 1914 по 1915 гг., помогло ему устроиться электриком на киностудию.
Поскольку он посещал лекции по искусствоведению, то мог рисовать рекламные плакаты к выпускаемым фильмам. В 1920-м году он уже числится в штате как художник, а затем и дизайнер титров кинокомпании «Фэймоус Плеерс-Ласки».
Но рисовать карточки с именами актеров было для Альфреда скучным занятием. Он начал ассистировать режиссерам, а позже и сам сочинять сценарии.
Альфред Хичкок: личная жизнь
Режиссер ввел в кинематограф такие понятия, как «трилл» – «трепет» и «саспенс» — «напряжение». Может показаться, что и в личной жизни Хичкока было немало напряженных моментов.
Но это абсолютно не так. Наоборот, личная жизнь режиссера, как для голливудской звезды, удивительно скучна и однообразна. В ней не было места для бурных скандалов, разводов или повторных браков.
Свою половинку он встретил в 1921 году. Альма Ревиль работала монтажером съемок на той же киностудии, что и Хичкок. После продолжительных и старомодных ухаживаний и двух лет помолвки пара поженилась 2 декабря 1926 года. Альма Ревиль была подле своего супруга вплоть до его смерти в 1980 году.
У пары был единственный ребенок. Патриция Хичкок, родившаяся 7 июля 1928 года, прославилась как актриса. В 1952 году она вступила в брак с Джозефом О’Коннелом.
У этой пары родилось три девочки – внучки режиссера – Мэри, Тереза и Кэтлин. Больше про личную жизнь Альфреда Хичкока сказать нечего. Может быть, поэтому ее можно назвать счастливой?
Альфред Хичкок: фильмография британского подданного
Уже в 1922 году талантливому дизайнеру рекламы и титров удается пробиться в сорежиссеры. Его первый фильм назывался «Всегда говори своей жене».
Попробовал себя Хичкок и в роли сценариста. Как и прежде, он пишет в соавторстве. Плодом такой деятельности стала картина «Женщина женщине», вышедшая на экраны в 1923 году.
Первой сольной работой мастера считается англо-немецкий фильм «Сад наслаждений» (1925). Нельзя сказать, что однажды утром Хичкок проснулся знаменитым. Нет, он выковывал свою славу кропотливым и упорным трудом.
За два года, с 1927 по 29-й, он снял десять фильмов. Но прежде всего, он представил на суд зрителей первый в истории кинематографии триллер «Жилец». В том же 1926-м он снял еще один фильм под названием «Горный орел». Он не сохранился и числится под номером один по важности в списке из 75 картин, которые разыскивает Британский институт кино.
ЮНЕСКО включила в перечень мирового наследия 9 работ Хичкока, которые он снял с 1925 по 1929 гг. Это все – немые фильмы. А первую озвученную ленту – «Шантаж» мастер выпустил в 1929 году. Фильмом, сразу же принесшим британцу международное признание, стал «Человек, который слишком много знал» (1934).
Американский подданный
Когда разразилась Вторая Мировая война, в Великобритании практически прекратилось производство фильмов. Хичкок переехал в Соединенные Штаты, естественно, в Голливуд.
Его взял режиссером для съемки картины «Ребекка» звездный продюсер Дэвид Селзник. Но оказалось, что в Америке действуют совсем другие правила, чем в Британии.
Продюсер все время вмешивался в творческий процесс и понижал интеллектуальную планку, желая, чтобы фильм был простым, для массового зрителя. Однако финансирование было отличным, и Селзник обеспечил картине хорошую рекламу.
«Ребекку» номинировали на Оскар и назвали первым фильмом в стиле «хоррор». Получив собственные средства для творчества, режиссер начинает сам продюсировать собственные работы.
В 1948-м он снимает «Веревку» – свой первый цветной фильм. Фильмография Альфреда Хичкока в эти годы пополняется такими известными картинами, как «Окно во двор», «Мистер и Миссис Смит», «К северу через северо-запад», «Головокружение» и многими другими, которые позже стали классикой мирового кинематографа.
Последние работы
Благодаря упорному труду, режиссер достигает пика славы к 1950-му году. Он снимает более одного фильма в год. Глубокий психологизм, нестандартное решение повествования, атмосфера напряженного ожидания и тревожной неопределенности стали стилем мастера.
Иногда он потакает широкой публике и снимает комедии («Поймать вора», «Неприятности с Гарри»). В 1950-х он работает на телевидении в сериале «Альфред Хичкок представляет».
Но параллельно режиссер применяет в своих арт-хаусных фильмах экспериментальные, шокирующие приемы. Нельзя обойти молчанием такие работы мастера, как «Психо» и «Птицы», созданные в начале 60-х.
Свой последний фильм, «Семейный заговор», режиссер снял в 1976 году. Его жена Альма перенесла несколько инсультов. Переживания по этому поводу подорвали и собственное здоровье Хичкока.
Он скончался 29 апреля 1980 года от почечной недостаточности у себя дома в Беверли-Хиллс. У знаменитого режиссера нет могилы. После отпевания по католическому обряду его тело было кремировано, а пепел развеян над океаном.
Награды
Многие работы режиссера Альфреда Хичкока по праву вошли в золотой фонд кинематографа. Его пропавшая картина до сих пор числится первой в списке самых разыскиваемых.
Несмотря на то, что фильмы Хичкока 70-х годов воспринимались критиками более прохладно, Институт Киноискусства Америки вручил мастеру престижную награду «За достижения всей жизни». В 1979 году английская королева возвела своего бывшего подданного в дворянство.
Для этого британский консул выехал в США и вручил в торжественной обстановке верительную грамоту расчувствовавшемуся Хичкоку. Творчество режиссера да и он сам не перестают быть предметом изучения знатоков кинематографа.
Интересные факты
Многие люди заметили, что для съемок в своих фильмах Альфред Хичкок приглашал холодных блондинок: Грейс Келли, Марлен Дитрих, Веру Майлз, Джанет Ли, Ким Новак, Клод Жад, Типпи Хедрен. Также он обожал, особенно в последних работах, появляться в кадре. Зритель может видеть его, то как случайного прохожего, то как уличного зеваку. Еще одной чертой режиссера было то, что он никогда не смотрел своих фильмов. Как он сам признавался (или просто так шутил?), из-за страха перед ужасами, происходящими на экране.
Люди, которые знали Хичкока близко, уверяют, что он был педантом и помешанным на чистоте. Другие вспоминают о шуточках и остротах режиссера, порой довольно плоских (как, например, усаживание гостей на подушечки, издающие непристойный звук). Актеры, участвовавшие в одной сцене в фильме «39 ступеней», вынуждены были проходить в наручниках весь день, поскольку Хичкок заявил, что потерял ключ.