Человеческий ум всегда будоражили повествования с загадочным концом, оставляя место воображению дорисовывать возможный финал. Не является исключением история об отважной летчице - Амелии Эрхарт, которая поставила цель - быть первой женщиной-пилотом, совершившей кругосветный перелет.
Детство Амелии
Амелия родилась 24 июля 1897 г. в небогатой семье юриста, работавшего в железнодорожной компании. В те времена заработки юриста сильно отличались от нынешних. Видя, что отец не может обеспечить семью достойным существованием, дед семейства забрал девочку к себе, где она прожила первые 11 лет своей жизни.
Лишь в 1908 году Амелия стала жить в доме своих родителей.
Отец часто брал ее на воскресную ярмарку, где одним из развлекательных шоу были показательные полеты первых самолетов. Однако на 11-летнего ребенка они не производили никакого впечатления.
Юную Амелию Эрхарт больше заботили взаимоотношения ее родителей, которые с годами становились более прохладными. Отец, на фоне экономического кризиса, стал все больше прикладываться к бутылке. Мать, не выдержав жизни с алкоголиком, забрала детей и переехала в Чикаго.
Знакомство с небом
После окончания школы девушка поступила в медицинский университет. Родители, несмотря на разлад, снова начали жить вместе, и в 1920 году Амелия вернулась в родной Канзас. Отец стал много времени проводить с дочерью и, как и раньше, водить ее на авиашоу.
Однажды во время поездки в Калифорнию Амелия Эрхарт совершила свой первый полет на открытом самолете, которые в те времена называли “этажерками”. Конечно, она была всего лишь пассажиркой, но впечатления настолько врезались в ее сознание, что навсегда изменили ее будущее.
Собрав свои сбережения, девушка купила небольшой биплан, назвав его Canary.
Ее инструктором была одна из первых женщин-летчиц - Анита Снук. Она отмечала отважность и хладнокровие Амелии, но вместе с тем бесшабашность, которая привела ее к нескольким авариям. Она вспоминала, как ее ученица, не сумев рассчитать длину взлетной полосы, слишком низко задрала нос самолета во время его отрыва от земли и врезалась в деревья, растущие по периметру взлетки.
Но талант все же раскрылся, и в 1922 году летчица Амелия Эрхарт поставила свой первый рекорд, поднявшись в небо на 4,267 км.
По стопам мужчин
До определенной поры полеты для Амелии были лишь увлечением, которым она занималась в свободное от учебы в университете время. Уже тогда она способствовала распространению популярности авиации среди женщин. В связи с этим имя Эрхарт часто появлялось на страницах газет. Именно это сыграло ключевую роль в том, что она стала первой женщиной-пилотом, пересекшей Атлантику.
Среди мужчин этот рекорд был поставлен еще в 1919 году летчиками Джоном Алкоком и Артуром Уиттеном Брауном, однако среди женщин шла борьба за первенство.
Попытки совершались неоднократно. Впервые достичь берегов Нового Света попыталась Анна Сейвл, прославившаяся одиночными перелетами через Средиземное море. Попытка не увенчалась успехом. Ее самолет так и не добрался до материка.
Затем Френсис Грейсон на своем голубом гидроплане решает совершить перелет, но также терпит неудачу.
Потом было еще несколько попыток, однако женщинам не везло.
Возможно, дело было в том, что они выбирали неподходящее время года, когда господствующие ветры дули в направлении, противоположном курсу самолета, а сильные туманы не давали возможность определить верный путь.
Как был побит рекорд
Случилось это в 1928 году. Все произошло благодаря эксцентричным желаниям жены представителя британской палаты лордов мистера Гетса. Она сообщила супругу, что собирается пересечь Атлантический океан воздушным путем, и по этому случаю приобрела 3-моторный Fokker A VII-3m.
Муж воспротивился, однако леди Гетс настаивала на своем. Видя, что конфликт неизбежен, он согласился с условием, что пилотом будет молодая американская летчица Амелия Эрхарт.
Созвонившись, они объяснили суть своего предложения, которое молодая амбициозная женщина приняла без раздумий. Это событие стало ключевым в биографии Амелии Эрхарт.
Посредником между ними выступил известный на тот момент издатель Джордж Путман, который и составил контракт.
Он имел свои интересы в отношениях с Амелией. Дело в том, что Джордж давно наблюдал за ее летной карьерой и справедливо полагал, что статьи о ее перелете через Атлантику подстегнут интерес к его газете. Кроме того, он планировал выпустить от имени Амелии Эрхарт книгу, описывающую это событие.
Обрадованная возможностью Амелия, но все же не искушенная в ведении бизнеса, с радостью подписала контракт.
Обман организаторов полета
Только во время перелета Амелия поняла, что была лишь вывеской, при помощи которой хитрый издатель привлек внимание к этому событию.
Несмотря на то что по договору была командиром экипажа, она была отстранена от управления самолетом. Путман оказался перестраховщиком и в качестве действующего пилота пригласил мистера Шульца.
Самолет вылетел 18 июня из Ньюфаундленда и, пролетев через Атлантику, приземлился в Уэльсе. Пышная встреча ожидала американский экипаж. Несмотря на жалобы летчицы, что она не принимала участия в управлении самолетом, Амелия Эрхарт признана первой женщиной-пилотом, пересекшей Атлантику.
Фальшивое замужество Амелии
Вскоре после возвращения в Америку в жизни Амелии произошли перемены. Она постоянно получала приглашения выступать с лекциями. В ее честь организовывались вечеринки, на которых мистер Путман с успехом рекламировал ее книгу с названием “20 часов 40 минут”. Более того, издатель поселил ее в своем доме.
Внимание к молодой известной женщине не смогло не сказаться на отношениях между Путманом и его женой, и вскоре они развелись.
Жизнь после перелета стала разочаровывать Амелию. Она видела, что слава, которой она пользуется, заслужена другими людьми. Ее всюду приглашали и поздравляли. Фото Амелии Эрхарт не сходило со страниц газет. Она даже получила поздравительную открытку от президента Соединенных Штатов. Однако это ее больше удручало, чем радовало.
После развода Джордж Путман предложил Амелии стать его женой. Она чувствовала, что определенная корысть в этом предложении имелась с его стороны, но, окруженная роскошью и заботой, приняла его.
В конце концов в подобных союзах любовь не главное. Они оба преследовали свои цели, и каждый мог их реализовать за счет другого.
“Это не то, что я хотела”
Прошло три года светской жизни. Постоянные рекламные турне, съемки в журналах были не по вкусу Амелии Эрхарт. Все же она считала себя больше пилотом, чем светской львицей, и в 1932 году настояла на том, что снова пересечет Атлантику. На этот раз в одиночку.
Перелет состоялся. Она вылетела с острова Ньюфаундленд и, проведя в воздухе 37 часов, приземлилась в Ирландии. И снова начались банкеты и презентации.
В том году Национальное географическое общество признало ее заслуги, вручив ей золотую медаль.
Все больше и больше Амелия скучала по полетам, но рекламные акции ее супруга не оставляли для них места. Наконец она сумела переломить ситуацию и начала больше летать, устанавливая новые рекорды. С этой поры ее полетам муж перестал препятствовать, видя, что для его бизнеса они приносят большую пользу. Более того, он стал всячески ее поощрять.
Шоу начинается
Видя, как супруга прекрасно справляется с ролью пилота, Путман задумал грандиозное шоу, которое, по его мнению, могло сильно продвинуть его издательский бизнес, — кругосветный перелет.
Рассказав о своих планах жене, он неожиданно наткнулся на ее отказ. В душе летчицы было множество сомнений в благополучном исходе подобного предприятия. Зная, какие физические и психические нагрузки испытывает летчик даже во время коротких перелетов, она сомневалась, что выдержит. Кроме того, навигационные приборы того времени не давали информации о точном положении самолета. Поэтому пилот должен был заниматься расчетом курса, кроме управления летательным аппаратом. Еще одной причиной были недостаточные сведения о метеорологических условиях предполагаемого маршрута.
Джордж, почуявший сверхприбыли, уже не хотел упускать добычу. Он начал с уговоров жены, приводил доводы, что техника 30-х годов гораздо более надежная, чем та, на которой она училась летать, что на гонорары можно купить новый самолет для этого предприятия.
Амелия, чувствовавшая фатальный исход, была непреклонна.
Тактика уговоров поменялась
На какое-то время Путман оставил в покое свою жену. Она даже расслабилась и начала жить прежней жизнью. Но это было лишь затишье перед решающим боем. Понимая, что легкие деньги, связанные с известностью Амелии, скоро закончатся, Джордж сменил тактику уговоров на завуалированный шантаж.
Однажды он предложил ей как опытному летчику составить маршрут кругосветного перелета, на что та ответила, что нечего составлять, так как никуда лететь не собирается. Однако Путман ей сообщил, что полетит не она, а другая более молодая и выносливая летчица, с которой он недавно познакомился. От Амелии же требуется только составить маршрут.
Это была тонкая манипуляция, правдивость которой Эрхарт не удосужилась проверить.
“Лечу, но на своих условиях”
Спустя какое-то время Джордж стал замечать, что супруга подолгу рассматривает атлас. Как опытный стратег он понимал, что рыбка заглотила наживку. Однако подсекать было рано. Поэтому он продолжал говорить, что никуда жену не отпустит, да и молодая летчица желает лететь одна. Подобные разговоры разожгли амбиции в пилоте Амелии Эрхарт, и она уже полностью была на крючке.
Сказав мужу, что вопрос с перелетом вокруг света решен, она стала составлять подробный маршрут. Для женщины такая авантюра была неосуществима. Поэтому она хотела, чтобы у нее был второй пилот - мужчина.
Разработка маршрута
Перед тем как объявить газетам о беспрецедентном событии, нужно было детально проработать маршрут. В целом он не представлял каких-то трудностей. Планировалось вылететь в восточном направлении, затем пересечь Африку с Азией. После этого предстоял самый сложный этап. Дело в том, что Тихий океан никто не пересекал без дозаправки, и сделать это можно было лишь в одном месте - на острове Хауленд. Имея небольшие географические размеры, он представлял сложность в навигационном отношении. Достаточно ошибиться в половину градуса, и отклонение составит несколько сотен километров. Без горючего невозможно будет не только продолжать полет, но и вернуться обратно на материк.
Ставки были велики. На кону стояла жизнь. Возможно, если бы газеты того времени не высказывали сомнения, говоря, что полет Амелии Эрхарт невозможен, исход был бы другим.
Начало полета
Несколько раз начало полета откладывалось. В основном по техническим причинам. В качестве второго пилота был выбран молодой летчик Фред Нунэн.
Наконец, старт был назначен на 21 мая 1937 года.
Полет проходил гладко. Совершая многочисленные посадки в Пуэрто-Рико, Калькутте, Бангкоке, самолет Амелии Эрхарт постепенно продвигался по намеченному маршруту.
Полет длился целый месяц с короткими остановками на дозаправку и отдых. Амелия была вымотана до предела, и часто замечала, что ее сосредоточенность на навигационных приборах ослабевает.
Когда они приземлялись, то единственное, что она просила - отвести ее в гостиницу, после чего сразу засыпала. И вот 27 июня они достигли конечной точки, которая как-то связана с материком. Это была Новая Гвинея.
Последнее письмо, в котором проскальзывали нотки неизбежности и безысходности, было отправлено отсюда. Она писала: “Весь мир остался позади, кроме этого последнего рубежа...”.
Последний рубеж
Согласно замыслу, окончание перелета должно было состояться на День Независимости США - 4 июля. Поэтому взять курс на Хауленд, расстояние до которого было 4730 км, нужно было за 2 дня до праздника.
Размеры острова составляют 800 метров в ширину и 2,5 км в длину. Даже в условиях идеальной погоды попасть на него очень сложно.
Через 4 часа 45 минут с самолета Амелии была передана радиограмма о том, что происходит ухудшение погодных условий. Начался шквальный ветер. Проблема заключалась в том, что в такую погоду нос самолета постоянно отклонялся от заданного курса. Даже небольшое смещение в сторону грозило тем, что самолет пройдет в стороне от крошечного острова. Видимо, так и произошло. Еще через час в радиоэфире были замечены отрывочные позывные: “Вызываю “Итаску”. Мы вас не видим, горючее на нуле, нас сносит в сторону, не можем определить координаты”.
Это было последнее сообщение, полученное с борта самолета.
Спасательная операция
Катер, принимавший радиограммы, немедленно отправился к месту предполагаемого крушения. Капитан надеялся, что положительная плавучесть самолета позволит ему продержаться несколько часов. С берега был отправлен поисковой гидроплан. Однако спасательная операция успехом не увенчалась.
Несмотря на это, президент Америки Теодор Рузвельт направил еще несколько судов и самолетов. Две недели продолжались поиски пропавших. На них было затрачено 4 млн долларов. Лишь 18 июля поступил приказ остановить спасательную операцию.
Трагедия, потрясшая западный мир
Исчезновение Амелии Эрхарт рассматривалось как национальная трагедия. Летчица была слишком популярна и любима народом за свой отважный характер. Множество журналов и газет того времени следили за ходом перелета. И вот, когда оставалось 2 дня до завершения кругосветки, герои пропали без вести.
В этой истории так и не была поставлена точка. Спустя годы о ней снова вспомнили. В прессе различными людьми стали выдвигаться всевозможные версии исчезновения Амелии Эрхарт.
Например, согласно одному предположению, летчики выполняли военное задание правительства США и, потерпев крушение, попали в руки японцев. В пользу этой версии приводились свидетельства очевидцев, которые находили трупы в летных комбинезонах во время эксгумации могил военнопленных.
Сторонники других теорий говорили, что Амелия с Фредом спаслись и живут сейчас под вымышленными именами. А спасательная операция была задумана, чтобы ВМС США могли провести разведку вражеских территориальных вод.
Как бы там ни было, загадки всегда будут привлекать людей. Одно можно сказать с полной уверенностью: Амелия Мэри Эрхарт навсегда вошла в историю воздухоплавания как первая женщина-пилот, перелетевшая через Атлантику.