Сыгравшая в 1969-м в фильме «Чайковский» А. Н. Шуранова была легендарной среди звезд советского кинематографа, хотя сама она в силу природной скромности не раз говорила, что гораздо больше подходит для театра. Она считала себя недостаточно фотогеничной, говорила, что технические особенности кинофильмов таковы, что эта область искусства ей не подходит. И все же факт остается фактом – те образы, что она создала в кино, сделали ее всемирно известной, по праву завоевали Антонине право называться одной из самых талантливых актрис своего века.
Уникальная и необычная
Антонина Николаевна Шуранова родилась в последний апрельский день 1936 года. Ее родной город – Севастополь. Когда ленинградская блокада была прорвана, девушка переехала в этот столичный город, где ее уникальный талант получил гораздо большие просторы для реализации, нежели в родных краях. А дар ей был присущ и правда особенный – юная Тоня могла создавать героинь, наполненных внутренними переживаниями, живущих напряженной жизнью, при этом играла она их лаконично и сдержанно, максимально просто, в то же время остро. И в наши дни такие качества и способности актрисы ценятся исключительно высоко, а для своего времени она была исключительным открытием.
В будущем сыгравшая в фильме «Война и мир» Антонина Шуранова отличалась умом и энергией, сильной волей и способностью быстро и четко понять логику повествования и характера своего персонажа. Для нее не составляло труда почувствовать противоречивость характера героини, выпавшей ей. Актриса была сложной, но цельной. Какую бы роль она ни отыгрывала, Тоня всегда учитывала обстоятельства, характер персонажа, и искусство ее было настолько велико, что каждая героиня становилась интеллектуально сложной. Все ее персонажи отличаются способностью остро мыслить, глубиной психологических переживаний, богатством чувства. Ни неопределенности, ни расплывчатости в них не найти. Шуранова не играла надломленных женщин – все они были цельными, привлекающими внимание, влюбляющими в себя.
Начало карьеры
Одним из первых фильмов Антонины Шурановой стала картина «Война и мир», и именно на ней обычно заостряют внимание все составители ее биографий. Качества, присущие ее удивительному актерскому таланту, в полной мере раскрылись, когда она исполняла в этой киноленте княжну Марью. Известно, что когда шла подготовка к работе над фильмом, в Ленинград съемочная команда приехала, чтобы среди местных актеров найти кого-то, кто подошел бы на роль Болконского. Это произошло в 1963-м. Сложилось так, что заехали в кинематографический институт и пригласили желающих на пробы, в том числе озвучив возможность принять участие в съемках в роли княжны Марьи. Тоня не упустила момента. В этот момент девушка училась на четвертом курсе.
Как потом будет рассказывать журналистам и составителям ее биографий Антонина Шуранова, ей очень тяжело дается плакать в реальной жизни. На пробах перед потенциальной исполнительницей роли поставили задачу отыграть сцену, в которой умирает старый Болконский. Она сразу убедила себя – успеха здесь не добиться. Задачей актрисы было ворваться в княжескую комнату, узнав последние новости, расплакаться в изголовье кровати. Сдержанная было дело княжна словно взрывается чувствами, предельно открывается зрителю. Тона, перепуганная самой возможностью принять участие в пробах, должна была на них заплакать.
Шаг за шагом
Как потом будет вспоминать уже ставшая популярной актрисой Антонина Шуранова, во многом ее успех на пробах на роль княжны Марьи был определен доставшимся партнером, который помог почувствовать атмосферу сцены и войти в нее. Этим знаковым человеком для Тони был Анатолий Кторов. Она будет вспоминать, что он много раз советовал ей беречь силы, репетировать раз за разом без слез. Потом Тоня расскажет, что сама не обратила внимание, как прорыдала 12 дублей до перерыва, а после него – еще пару. По мере завершения съемок расчувствовавшийся Бондарчук даже расцеловал перспективную исполнительницу.
Таким образом, еще в студенчестве будущая популярная актриса Антонина Шуранова смогла пройти на очень сложную роль. Правда, пробы оказались не самым сложным в ее жизни. Бондарчук предложил девушке проявить инициативу и проработать доставшийся ей образ, построить личность и характер девушки, дабы понять логику поступков княжны больше, точнее. Возможно, во многом ее успех в этом определился теми переживаниями, с которыми юная девушка уже столкнулась к этому моменту… Впрочем, обо все по порядку.
Ранние годы
Будущая героиня фильма «Доверие» (1975 год) появилась на свет в Севастополе. Так сложилось, что тяжелое военное время пришлось на период детства, и тяготы, связанные с тем временем, легли на ее плечи сполна. Будучи ребенком, она не только переживет войну, но и запомнит ее на всю жизнь. Когда прорвали блокаду Ленинграда, мать Тони взяла девочку и двух ее сестер и переехала в этот большой город. Здесь будущая актриса поступила в школу и отучилась семь лет, затем перешла в техникум. Ее задачей было получить как можно скорее специальность, чтобы можно было найти работу и наконец начать помогать матери. Закончив техникум, юная Тоня устроилась садовником. Так сложилось, что работать ей довелось в Выборгском районе культурной столицы.
Будущая звезда фильма «Опасный поворот» (1972 год) отличалась разнообразием и многочисленностью увлечений, но все они были связаны с театральной жизнью. У юной Тони была заветная мечта – выступать на театральной сцене. Она посещала занятия по искусствоведению, организованные в тот период в Эрмитаже, пела и принимала участие в постановках на эрмитажной сцене. В те времена актерам приходилось откровенно непросто: чтобы было, в чем выступать, они собственноручно шили костюмы, используя старинные шали и скатерти, сохранившиеся в закромах шляпы и веера.
Решение и его последствие
В те времена женщина, которой доведется исполнить знаковую героиню в фильме «Опасный поворот» (1972), еще не представляла, какая судьба ее ожидает. Она долго собиралась с силами и готовилась, выбрала для себя Настасьин монолог из написанного Достоевским «Идиота» и «Молодую вдову», и с этими материалами решила попробовать пройти прослушивание в ЛТИ. Уже тогда всем друзьям и родственникам она сказала: если на обучение не возьмут, она пойдет в маленькие театры, чтобы играть пусть совсем малозначимые и крохотные, но все-таки роли. Впрочем, сама от себя не ожидая такого успеха, Тоня с первой же попытки смогла поступить в театральный институт.
Как потом будет рассказывать Антонина Шуранова, поначалу она не верила в свое счастье. Она будет вспоминать, что первое время ее часто мучили кошмарные сновидения. То казалось, что пропал слух, то снилось, что в катастрофе с участием трамвая девушка теряет ноги. Лишь к последнему году обучения она окончательно свыклась с институтом, по завершении была ленинской стипендиаткой. Еще в период студенчества было ясно, что больше всего Тоню привлекают активные и волевые персонажи, способные и готовые бороться за выбранное дело до конца.
Таланту нет преград
Закончив институт, будущая героиня «Неоконченной пьесы для механического пианино» устроилась на работу в ТЮЗ. Уже тогда критики отмечали многогранность присущего ей таланта, уникальные способности сыграть трагическую роль. Тоня исполняла удивительно лиричные роли в произведениях Чехова, философских героинь, написанных драматургами-современниками. Отмечали ее талант в исполнении комедийных персонажей – героини у Антонины получались на удивление яркими и запоминающимися.
ТЮЗ станет приютом Антонины Шурановой на 26 лет. Такой долгий срок не мог не сказаться на ее уникальном таланте: женщина научилась особенно хорошо владеть своим прекрасным даром взаимодействия с публикой. Ей была подвластна любая аудитория вне зависимости от возраста и пола, и все смотрящие сразу влюблялись в персонажей Шурановой, не могли отвести от нее взгляда, пока представление не подходило к логическому концу. Тоня была ведущей артисткой театра, отыграла немало сложных ролей, исполнила персонажей спектаклей, поставленных по известнейшим сценариям.
Любовь к работе и людям
В период, когда все сердце актрисы занимал ТЮЗ, познакомились Антонина Шуранова и Александр Хочинский – в будущем ему посчастливится стать ее супругом. В тот момент у них были влюбленности, но судьба раз за разом сводила двух талантливых людей. Когда Тоня только пришла в ТЮЗ, Саша заканчивал учебу в организованной при нем студии. Она стала участницей дипломной работы, и ее семья сдружилась с семьей Хочинского. К этому моменту Шуранова была замужем за первым своим избранником – она вышла за него еще в бытность первокурсницей. Первую жену Александра звали Ириной. Ее ожидает трагический конец – женщина выступала в цирке и сорвалась с высоких установок.
Александр ушел служить, три года провел в Выборге, показал себя уникальным певцом и артистом, и лишь позднее открыл в себе актера. Уже тогда будущая звезда «Неоконченной пьесы для механического пианино» влюбилась в Александра, в его голос и талант певца. Тем временем мужчина развелся, а Тоня второй раз стала женой, в этот раз врача. Саша частенько заглядывал к ним в гости и оставался на ночь, чему муж был откровенно не рад.
Переломный момент
В личной жизни Антонины Шурановой такой наступил, когда она вместе с Хочинским стала работать над постановкой произведения Киплинга. Ей досталась Дикая Женщина, Александр исполнил Дикого Мужчину. Оба потом признавали, что работа сблизила их, позволила понять друг друга, и закончилось все тем, что из дома и от семьи Тоня, взяв с собой лишь немного самых необходимых вещей, переехала жить к новому избраннику – тому, кто станет ее настоящей любовью на всю жизнь.
Потом она будет не раз вспоминать, как сложно жить с человеком, для которого театр непонятен и далек. Прежний ее муж, врач по специальности, не мог осознать, что театральная работа не терпит расписания, был недоволен поздними возвращениями жены, противился способу существования, к которому женщина привыкла и стремилась. В бытие женой медика Тоня постепенно тонула в бытовом и повседневности, в том, чему она совершенно не подходила. Отказавшись от стабильного дома, перебравшись жить в коммунальную квартиру, женщина внезапно осознала, что такое счастье. К этому моменту пара была знакома вот уже 14 лет, из которых большую часть были близкими друзьями. Она была старше мужа на семь лет. Потом Антонина будет вспоминать: соседи были для них как члены семьи. Прежде чем они начали жить вместе, соседка помогала Хочинскому с бытовыми вопросами, да и потом, когда актриса поселилась в коммунальной квартире, временами справлялась с мелочами и за свою семью, и за соседскую. При этом жили они как друзья, как любовники, но без официальной регистрации. Лишь спустя семь лет совместной жизни было решено расписаться, и то лишь потому, что в период гастролей пару отказались поселить в номере вместе. Говорят, на церемонию заключения брака, длившуюся буквально пять минут, собрался посмотреть весь коллектив загса.
Похожие и отличающиеся
Многим казалось, что Антонина Шуранова и ее избранник совершенно друг другу не подходят. Она была замкнутой и строгой, он – буйным, с выраженным темпераментом. Впрочем, друзья признавали, что их любовь была столь сильна, что никакие преграды и противоречия не могли помешать. Они играли вместе в постановках и ставили новые сами, а затем вместе оставили ТЮЗ как протест против ложного обвинения директора, их учителя Карагодского.
Следующим шагом в карьере Шурановой стало «Интерателье», тогда же она отыграла сделавшую ее еще более популярной роль в «Филумене Мартурано». Критики сойдутся во мнении, что это было блистательное выступление, и сыграть еще лучше было бы просто невозможно. Наконец, Антонина перейдет в ГТС, где проработает до самой кончины. Среди самых известных ее героинь за этот период – Васса Железнова. Причиной смерти Антонины Шурановой будет рак. До последних дней своей жизни она мужественно сражалась с онкологией, выступала на сцене любимого театра, всем своим видом показывая, что даже такая страшная болезнь не в силах ее сломить.
Кинотеатр и успехи
Хотя Антонина Шуранова не признавал себя великой актрисой, хотя ей довелось исполнить относительно мало ролей в фильмах, критики считают, что она была одной из самых выдающихся женщин в кинематографе в своем времени. Отмечают то, как великолепно она отыграла свою роль в фильме «Чайковский», а ведь поначалу женщина хотела от нее отказаться, и лишь после долгих уговоров передумала. Надежда, которую нужно было сыграть, была старше актрисы, и это был первый случай, когда Антонине пришлось исполнить роль зрелой женщины. В конечном счете положительное решение было принято из-за сложности героини и противоречивого актера, присущего ей. Относительно влияния Надежды на Чайковского споры ходили давно, ведь этих людей связывали сложные отношения. Одни говорили, что баронесса была спасением музыканта, другие считали эту связь драматичной. Одни видели женщину расчетливой и умной, другие – безответно влюбленной, а иные усматривали в отношениях с Чайковским дружбу без намека на корысть. Впрочем, создатели фильма пересмотрели всю историю на свой лад.
Несмотря на достоверно известный образ Надежды, в фильме героиня выступает светской львицей, этакой женщиной-вамп, которой настоящая баронесса не была. В то же время признается, что она практична и суха, но иногда музыка преображает ее и позволяет другим увидеть восхитительный духовный мир. Практицизм остается в прошлом, баронесса с головой погружается в любовь, несмотря на очевидную тщетность любых усилий. Страсть во всем ее величии и обречении привлекли Шуранову. Потом она будет говорить, что отыграть эту роль для нее оказалось «страшно интересно», одновременно с этим крайне трудно.
Время: мое и чужое
Так сложилось, что Тоня ни разу не играла в кинотеатре женщин своего времени, по крайне мере на видной роли. Ей довелось исполнить несколько персонажей, не слишком выделяющихся в общей картине – например, в фильме «На пути в Берлин». Образы, созданные ею, были скромными, практически не влияли на сюжет, но актриса ответственно прорабатывала их, проникалась своими героинями и показывала зрителю их внутренний мир. Она интересовалась драматургическими материалами, для нее было интересной задачей создание максимально сложного характера персонажа. Она смогла воплотить все это в реальность, когда была приглашена исполнить роль в киноленте «Опасный поворот».
Обратная сторона медали
Многих интересует причина смерти Антонины Шурановой. Женщина скончалась от рака, на пять лет пережив своего мужа, с которым прожила счастливую жизнь. Известно, что в повседневности она вела жизнь ленинградского интеллигента, не прибеднялась, но и не изображала из себя слишком богатую. Она была востребована, никогда не жаловалась и в любых обстоятельствах умела найти применение своим талантам и знаниям. Антонина была скромной женщиной, вела себя достойно и с честью. Многие называют ее эталоном актерского мастерства. Ее круг друзей был довольно небольшим, в отличие от мужа; она избегала театральных сообществ. Эта женщина не относилась к категории общедоступных, хотя легко шла на контакт и в целом была довольно общительной. Отмечают, что Тоня великолепно рассказывала истории про все на свете. Ее любимыми книгами были фантастические, и друзья, близкие вспоминают, что читала она взахлеб.
Могила Антонины Шурановой находится на Серафимовском кладбище. Она похоронена рядом со столь горячо любимым ею мужем. Александр умер у жены буквально на руках в 1998-м. Впервые в 1996-м он оказался в клинике с желудочными язвами и сердечной гипертрофией. Она и сама признавала, что муж ее был легкомысленным и не понимал, что своим поведением и небрежным отношением к здоровью убивает себя. Он прекратил курить, но не смог отказаться от алкоголя. 11 апреля он вышел из дома, собирался на репетицию, но вдруг вернулся, почувствовав себя нехорошо. Лицо мужчины побледнело, Тоня запаниковала и вызвала скорую. 2,5 часа медицинской помощи не помогли – сердце так и не начало снова перекачивать кровь. Женщина не плакала, сохраняла спокойствие, такой же она предстала перед людьми и на похоронах. Уже после смерти мужа она не могла находиться долго вне дома, ей все казалось, что он рядом. В тот момент помогли те люди, которых раньше муж приводил домой.
Антонина Шуранова скончалась в возрасте 66 лет. Перед этим она долго болела раком. Панихиду организовали на ее последнем рабочем месте, в ГТС. Как говорили знакомые, Тоня была готова к тому, чтобы покинуть этот мир. Поле смерти мужа ее не радовала работа, хотя она старалась изо всех и, принимала предложения на участие в кинофильмах и спектаклях, но видно было – женщина угасает быстро, вместе с уходом мужа завершилась пора ее счастья.