Современные историки считают доказанным факт контакта между европейскими мореплавателями и коренным населением Северной Америки, состоявшегося за несколько столетий до первой экспедиции Колумба. О нем свидетельствуют как литературные источники, так и археологические находки. Однако они, к сожалению, немногочисленны, и для ученых пока остаются загадкой основные события, которыми сопровождалась первая исторически достоверная встреча между жителями разделенных Атлантикой континентов.
Викинги и Новый Свет
Вопрос о том, кто первым нарушил изоляцию американских аборигенов, интересовал историков давно. В попытках ответить на него ученые высказывали самые различные гипотезы. Например, предполагалось, что восточное побережье Америки еще в начале XV века мог посетить один из кораблей флота китайской империи Мин. Согласно другой гипотезе, британские рыбаки из Бристоля в поисках рыболовных угодий сумели достичь канадских берегов примерно за десятилетие до плавания Колумба, состоявшегося в 1492 году.
Однако наиболее достоверным стало предположение о том, что самый ранний контакт с коренными жителями Нового Света осуществили скандинавские мореплаватели около 1000 года. О нем сообщают такие письменные источники, как сочинение средневекового хрониста Адама Бременского и так называемые Винландские саги – два произведения, рассказывающих о путешествиях исландских викингов к ранее неизвестной земле на западе Атлантики.
Саги повествуют о трех плаваниях, которые совершил Лейф Эрикссон по прозванию Счастливый, сын первооткрывателя Гренландии Эрика Рыжего. В первом путешествии он обнаружил берег, получивший наименование Хеллуланд («Страна плоских скал», предположительно находившаяся на острове Баффинова Земля). Во втором – высадился, по-видимому, на берегах Лабрадора, которые назвал Маркландом («Страна, покрытая лесом»). Результатом третьего плавания стало открытие Винланда, или Винландии – «Страны винограда», которая, скорее всего, располагалась на побережье Ньюфаундленда. Здесь исландцы построили поселение и впервые столкнулись с местными жителями.
Поселение на берегу Ньюфаундленда
Долгое время Винландские саги рассматривались историками исключительно как явление исландского фольклора. Однако в 1960-х годах археологические исследования доказали, что саги рассказывают о событиях, имевших место в действительности. Норвежские археологи Хельге и Анна-Стина Ингстад нашли на острове Ньюфаундленд остатки скандинавской колонии – как минимум одного из ранних поселений викингов в Новом Свете.
Следы колонии обнаружились в рыбацкой деревне Л’Анс-о-Медоуз на северном берегу острова. Супруги Ингстад раскопали здесь остатки восьми крытых дерном землянок и кузницы с каменной наковальней, обломками железных изделий и кусками шлака. Эта находка имела огромное значение – ведь жители доколумбовой Америки не знали железа.
Были найдены и другие важные артефакты. Один из них представлял собой следы деревянной конструкции, не связанной с каким-либо помещением. Археологи предположили, что оно использовалось при постройке судна длиной около восьми метров. А одна из последних находок, сделанная в 1968 году, стала неоспоримым свидетельством пребывания исландцев в Ньюфаундленде на рубеже I–II тысячелетий. Это была бронзовая застежка для плаща – типичный аксессуар эпохи викингов.
Поселение просуществовало всего несколько лет. Затем скандинавы покинули эти места, и не исключено, что причиной ухода стали сложные отношения с местным населением. Саги упоминают о том, что мирные контакты со скрелингами, как исландцы называли аборигенов, постоянно перемежались конфликтами.
Загадка Мэнского пеннинга
Покинув Л’Анс-о-Медоуз около 1010 года, викинги, по-видимому, больше не возвращались в поселение. Однако их визиты в Винланд прекратились далеко не сразу, о чем свидетельствуют другие следы, найденные в Северной Америке. Одной из самых интересных находок стал норвежский пеннинг – мелкая серебряная монета, обнаруженная в 1957 году близ городка Бруклин в штате Мэн местным археологом-любителем.
Монета была отчеканена между 1065 и 1080 годами, примерно через 50 лет после того, как викинги ушли из Л'Анс-о-Мидоуз. Место, где она была найдена – так называемый Участок Годдарда – это самая южная точка Нового Света, где зафиксированы следы пребывания викингов.
Как мог попасть серебряный пеннинг на побережье современного штата Мэн? Скорее всего, его принесли во время рейда за лесом на Лабрадор или Ньюфаундленд (в Исландии древесины не хватало, и норвежские поселения чрезвычайно нуждались в ней). Попав к местным жителям, монета могла переходить из рук в руки, от племени к племени, пока не прибыла туда, где была обнаружена. Есть и другой вариант: викинги сами посетили окрестности нынешнего Бруклина.
Раскопки на Участке Годдарда привели к очень интересному открытию. Археологи обнаружили каменные изделия, происходящие со всех концов северо-востока США и Канады. Очевидно, здесь располагался важный узел в обширной сети межплеменной меновой торговли. А исследование зубов тюленей, мясо которых входило в рацион индейцев, показало, что все животные были добыты в летний период, когда в этой местности, по-видимому, в большом числе собирались люди и устраивались пиршества.
Связи между культурами
Если допустить, что викинги все-таки бывали на территории штата Мэн, то можно предполагать и их проникновение вглубь континента по речным торговым путям. А последние исследования показывают, что эти маршруты связывали различные регионы Северной Америки теснее, чем было принято считать. Через долину Миссисипи торговые связи могли дотягиваться до территории, занятой ныне юго-западными штатами, а далее – проходить по всей Мексике вплоть до Юкатана, где процветали цивилизации майя и тольтеков.
С XI века крупнейшим поселением доколумбовой эпохи в долине Миссисипи была Каокия (современный Ист-Сент-Луис, штат Иллинойс), в которой проживало до 20 тысяч человек. Здесь были обнаружены медные предметы с берегов озера Верхнее, слюда с Аппалачских гор и раковины моллюсков из Мексиканского залива. Некоторые погребения в Каокии содержат останки с характерной для мезоамериканских культур насечкой на нижних резцах.
Аналогичный скелет был раскопан в 1600 км к западу, в каньоне Чако (Нью-Мексико). Здесь же нашлось еще одно свидетельство связей с жителями полуострова Юкатан – следы шоколада на осколках посуды. В обмен на этот продукт майя могли получать из каньона Чако бирюзу, образцы которой обнаружены в городе Чичен-Ица на дне священного сенота – заполненного водой карстового провала, служившего для жертвоприношений.
О чем говорят фрески Чичен-Ицы
Среди памятников этого крупного культового и политического центра известны изображения, которые трактуются некоторыми исследователями как свидетельства возможных контактов со скандинавскими мореплавателями. Первое из них – это роспись из Храма воинов, созданная около 1000 года. На ней были запечатлены светловолосые пленники, сбрасываемые в воду. К сожалению, фреска из Храма воинов не сохранилась до наших дней. Она была скопирована учеными из Вашингтонского института Карнеги в 1930-х годах, а вскоре после этого погибла в результате урагана.
Еще одна фреска, обнаруженная в здании с условным названием «Женский монастырь» (Las Monjas) изображает не людей, а построенное из досок судно. Майя, как и большинство народов Северной и Южной Америки, строили каноэ, выжигая и выдалбливая цельные стволы деревьев (исключение составляет народ чумаши из Калифорнии). Поэтому дощатое судно с фрески нередко рассматривается как скандинавская ладья.
Конечно, нельзя полностью исключить возможность того, что викинги проникали столь далеко на юг (Л’Анс-о-Медоуз и Юкатан разделяют 6000 км). Многие саги рассказывают, как часто и сильно непогода влияла на маршруты морских путешествий. Ладью могло сбить с курса во время шторма, перебросить через Северную Атлантику преобладающими океанскими течениями и выбросить на побережье Юкатана. Такое путешествие было бы трудным, но вполне возможным.
Однако, как бы ни интерпретировались росписи в Чичен-Ице, никаких археологических следов присутствия скандинавов в Мексике в начале II тысячелетия нет, и оно остается всего лишь гипотезой. В отличие от нее, неоднократное посещение викингами-исландцами Винланда и неудачная попытка обосноваться на новых землях ныне относятся к числу неоспоримых фактов истории. Не исключено, что благодаря дальнейшим исследованиям появятся находки, которые прояснят подробности первого открытия европейцами Нового Света.