Армянский Чернобыль: как живут люди рядом с опасным атомным реактором в Мецаморе | Nastroy.net

02.06.2019 21:41

В армянском городе Мецамор имеется аварийная атомная электростанция. И она нуждается в срочной модернизации, иначе возможен повтор Фукусимы или Чернобыля. Инженеры «Росатома» предлагают осуществить закалку корпуса станции, чтобы увеличить ее срок службы. Об этом стало известно на международном форуме в Сочи «Атомэкспо-2019». Также стало известно, что станция накрыта корпусом из металла. А внутри все еще протекает ядерная реакция. Проблема в том, что толщина корпуса постоянно уменьшается, а процедура замены сложна.

Поэтому российскими инженерами было выдвинуто предложение закалить существующий корпус. Подобная технология уже показала себя с хорошей стороны – она была успешно опробована на нескольких АЭС на территории России.

Армянский Чернобыль?

Припять. Этот город известен всему миру – именно там в 1986 году произошла жуткая авария. Взорвался реактор, пострадали миллионы людей. Вторая по величине катастрофа – это японская Фукусима (2011 год). Но после таких потрясений даже развитые страны не могут отказаться от использования мирного атома. А в странах третьего мира отказаться от дешевой энергии еще сложнее.

И даже высокая сейсмическая опасность в Армении не является помехой для освоения атомной энергии. Хотя опасность повреждения реактора, согласитесь, крайне высока.

Что за станция такая?

Буквально в нескольких сотнях метрах от ограждения АЭС местные женщины собирают урожай помидоров. А их мужья в это же время трудятся на электростанции, уверяют всех, что риска для жизни и здоровья нет никакого. Но если верить французскому журналисту, посетившему недавно эти места, некоторые местные жители все же побаиваются, что произойдет новое землетрясение.

На АЭС имеется 4 огромных градирни, которые буквально выросли среди гор. Рядом находится вулкан Арагаца (высота 4095 м) – буквально 35 км до него от электростанции. Чуть дальше, в 50 км, но уже на турецкой земле, гора Арарат (высота 5165 м).

Советские годы

Станция Мецамор построена во времена СССР в сейсмоопасном районе, прямо на стыке евразийской и аравийской геологических плит. Мощность первого блока ВВЭР-440 составляет 400 МВт. Он был запущен в 1976 году, спустя три года ввели в эксплуатацию второй блок с такой же мощностью.

Но сильнейшее землетрясение 1988 года (сила оценивается в 6,9 баллов) буквально стерло с лица земли г. Спитак, который находится в 70 км от АЭС. Полмиллиона людей остались без крова, 25000 человек получили ранения или погибли. После этого было принято решение закрыть станцию.

После развала СССР

В 1991 году Армения приобрела независимость, а вместе с ней и массу проблем. И главная из них – это острая нехватка электроэнергии. Во время карабахского конфликта Армения буквально оказалась в блокаде – зажата Азербайджаном и Турцией. Поэтому властями Армении было принято решение осуществить запуск второго реактора – мощности должно было хватить для внутренних нужд. Но это решение вызвало у соседних стран беспокойство.

Один из представителей ЕС отметил, что АЭС представляет угрозу не только для самой Армении, но и для Европы. Он акцентировал внимание людей на возрасте станции и сейсмической обстановке в регионе. Поэтому Евросоюз, в целях безопасности, предложил Армении 100 млн евро взамен на закрытие станции. Но этих денег не хватило. Как отмечает сотрудник из службы внешних связей Шарон Зарб, вопрос закрытия станции приоритетный, так как она полностью не соответствует действующим международным требованиям безопасности.

Что говорят армянские политики?

Арег Галстян, бывший заместитель министра Армении по энергетике, утверждает, что в 90-х годах Армения сильно пострадала из-за внутреннего кризиса. Леса массово вырубались, озеро Севан буквально опустошалось, и все это ради того чтобы справиться с кризисом в энергетической сфере. Поэтому ввод в эксплуатацию атомной станции был просто необходим молодой стране. Даже сегодня, если верить официальным данным, станция в Мецаморе обеспечивает страну электроэнергией на 40%.

Некоторым представителям зарубежных СМИ удавалось проникнуть на территорию АЭС. Как утверждают местные жители, часто на станцию приезжают кортежи, на входе всех обыскивают, а работники проникают внутрь только после осмотра и прохода через металлодетектор. Даже военные патрулируют территорию станции. Некоторые говорят, что это похоже на советский атомный музей. Но разве не так должен охраняться объект, который может навредить Европе и Азии? Террористические группировки не должны проникнуть на АЭС – это в приоритете.

Много ли вреда нанесло станции землетрясение 1988 года?

Как утверждает нынешний директор станции Мовсес Варданян, сама станция нисколько не пострадала в 1988 году. А перед повторным запуском в 1995 году ее полностью модернизировали – было проведено более 1400 операций по замене и модернизации узлов реактора. Так, в ходе работ были укреплены внешние стены, на потолке установили дополнительные поперечные балки. Другими словами, здания АЭС усилили в разы.

Но руководством электростанции запрещено проводить фото- и видеосъемку нижней части сооружения. Как утверждают журналисты, в подвалах хранится хлам – трубы и агрегаты старого блока, который был демонтирован в 1989 году. Сам реактор до сих пор никто не собирается демонтировать. Но на станции нет герметичной оболочки для защиты реактора – это главная проблема. Как говорит директор АЭС, построить ее нет возможности – основание попросту не способно выдержать увеличившуюся нагрузку.

Через пару лет начнутся проблемы…

Журналистами поднимается вопрос не сколько о функционировании самой АЭС, сколько о ядерных отходах, которые хранятся там с 1976 года. Как показывает опыт, отходы можно хранить около 50 лет, дальше возникают сложности. Глава Национального агентства по вопросам хранения ядерных отходов Жеральд Узунян неоднократно посещал станцию в Мецаморе. Он отмечает, что там, как и на всех АЭС стран бывшего СССР, бочки с ядерными отходами хранятся непосредственно на территории станции. И так будет продолжаться, видимо, до самого ее закрытия. После этого их пускают в обработку вместе с отходами, которые образуются после демонтажа АЭС.

Конечно же, специалисты из Европы опасаются проблем – бочки для хранения ржавеют, приходят в негодность. Но правительство Армении уверяет, что на сегодняшний день они стараются решить вопрос хранения, активно изучают проекты по увеличению сроков с 50 до 300 лет. По-видимому, они просто перекладывают ответственность на будущие поколения.

Услышали ли российских исследователей?

Так как рядом со станцией находятся тектонические разломы, вероятность повтора землетрясения крайне высокая. Если точнее, то в 19 км от АЭС расположен тектонический разлом. Но если верить бывшему депутату Акобу Санасаряну, правительством скрывается от общественности доклад, датированный 1992 годом. По его версии, его написали четверо исследователей Института физики (РФ) для Национальной службы сейсмозащиты Армении.

По словам Акоба Санасаряна, опасность кроется в разломе, который находится буквально в 500 метрах от станции. У него крайне высокий сейсмический потенциал. Журналисты нашли исследователей, подготовивших доклад. Но один из них отказывается давать какие-либо комментарии, второй уже и не помнит, проводились ли командой исследования по обнаружению разломов рядом со станцией. А в министерстве энергетики Армении информацию по этому вопросу вообще отказываются давать. Она есть, но распространять ее строго запрещено.

Угроза ядерного заражения актуальна как никогда, но правительство Армении все равно не готово полностью отказаться от мирного атома. В 2017 году правительство продлило работу блока на 9 лет (если повезет, то в 2026 году его только остановят). Именно к этому времени специалисты «Росатома» смогут построить новую АЭС, которая будет соответствовать всем мировым стандартам безопасности. И она сможет обеспечить Армению на 90% электроэнергией – мощность новой станции должна быть около 1000 мегаватт. Но не страшно ли жить до тех пор рядом с аварийной станцией?

Источник