Асанова Динара Кулдашевна, кинорежиссер и актриса: биография, семья, фильмография | Nastroy.net

24.09.2018 00:00

4 апреля 1985 года в мурманской гостинице скоропостижно скончалась Динара Асанова. Имя этого режиссера знала вся страна. За свою короткую жизнь она сняла всего 13 фильмов. Однако это были картины очень трогательные, необычные, непохожие на работы других советских режиссеров. Творчество и биография Динары Асановой — тема этой статьи.

Детство

Динара Кулдашевна Асанова родилась в 1942 году в столице Кыргызстана. В том же году на фронте погиб отец девочки. Воспитанием ребенка занималась в основном бабушка — женщина весьма необычная, слывшая в округе ведуньей.

В семье Асановой никто не имел ни малейшего отношения к кинематографу. Сама же она грезила им с ранних лет. Девочка не пропускала ни одного фильма, который шел во Фрунзе.

Мама хотела, чтобы Динара стала педагогом. А она говорила: "Я буду делать кино", тогда еще не понимая, что есть такие специальности, как режиссер, сценарист, оператор. Когда Динара Асанова окончила школу, она пошла на студию "Киргизфильм" и заявила: "Возьмите меня хотя бы уборщицей, хочу работать у вас".

Работала ли она уборщицей на киностудии, неизвестно. Известно, что сменила несколько специальностей. Динара Асанова начала свой путь в кино реквизитором, а в 1960-м стала ассистентом режиссера. Ей было тогда всего восемнадцать лет.

Москва

В 1960 году Динара Асанова, не имея актерского образования, сыграла в фильме "Девушка Тянь-Шаня". Примерно в это время она побывала в Москве, после чего еще больше укрепилась в своем желании работать режиссером. В 1962-м она стала студенткой ВГИКа.

Динара Асанова была ученицей Михаила Ромма — режиссера и педагога, который неохотно брал к себе на курс девушек. Ее же, влюбленную в кинематограф, он принял сразу же.

Клиническая смерть

Зимой 1963 года сердце Динары Асановой остановилось. Наступила клиническая смерть. Девушке было всего 21 год. Тогда ее спас случайно оказавшийся рядом однокурсник Виктор Титов. После этого случая Динара Асанова часто повторяла: "Я умру рано, такие, как я, долго не живут".

Первый фильм

В начале шестидесятых самой смелой киностудией Советского Союза был "Ленфильм". Туда и взяли выпускницу ВГИКа Динару Асанову. В 1970 году в городе на Неве она сняла свой дипломный фильм — "Рудольфио".

Это была короткометражная кинолента. В ее основе — рассказ Валентина Распутина. В фильме рассказано о безответной любви школьницы к взрослому мужчине.

Динара Асанова открыла многим путь в кинематограф. В фильме "Рудольфио" дебютную роль исполнила девятнадцатилетняя Елена Наумкина, которая впоследствии стала профессиональной актрисой. Часто в фильмах Динары Асановой играли школьники. Ведь многие ее киноленты были о подростках.

Картина "Рудольфио" вызвала много споров и противоречий. Критики говорили, что фильм аморальный, называли работу Асановой "набоковщиной". Однако картину начинающего режиссера увидели и на Западе.

Иностранные критики, в отличие от советских цензоров, ничего в "Рудольфио" безнравственного не разглядели. Динару Асанову они сравнивали с мэтрами мирового кинематографа и предсказывали ей блестящее будущее. Впоследствии каждый творческий успех ей давался с огромным трудом.

Ее путь в кинематографе начался с серьезных испытаний. После выхода "Рудольфио" наступило сложное время. За четыре года она не сняла ни одного фильма. Не потому что не хотела. Госкино закрывало сценарий за сценарием. Лишь в 1974 году Динара начала работать над новой картиной.

Фильм "Не болит голова у дятла"

Выход этой полнометражной ленты стал для Асановой дебютом в большом кино. В этом фильме рассказана грустная история о первой любви школьника Севы Мухина. Главную женскую роль исполнила Елена Цыплакова. С фильма "Не болит голова у дятла" началась ее актерская карьера.

"Ключ без права передачи"

Второй фильм Динары Асановой принес ей всесоюзный успех и премию Ленинского комсомола. Она не боялась браться за актуальные, острые темы. Для Динары Асановой было очень важно показывать жизнь такой, какая она есть. Чтобы бороться со злом, нужно демонстрировать все его проявления, считала она.

Марина Левтова и Елена Цыплакова сыграли учениц десятого класса. Елена Проклова — классного руководителями. Алексей Петренко исполнил роль директора школы. Лидия Федосеева-Шукшина в фильме "Ключ без права передачи" создала, пожалуй, самый неприятный образ из всех в ее долгой актерской карьере. Она сыграла глупую эгоистичную женщину, учительницу, в душе которой нет ни капли сострадания к ученикам.

"Беда"

Этот фильм вышел на экраны в 1977 году. В картине Динара Асанова затронула тему, которая актуальна во все времена. По крайней мере в России.

Главный герой — Кулигин — трудится на автобазе. В свободное время предается пьянству. Он деградирует. От него отворачиваются знакомые, коллеги. Уходит жена. В конечном счете он оказывается за решеткой. Единственный человек, который не бросает опустившегося Кулигина, — его мать. Она поселяется рядом с колонией, дабы быть всегда рядом с сыном. Главные роли исполнили Алексей Петренко и Елена Кузьмина.

"Жена ушла"

Спустя два года после выхода "Беды" Динара Асанова сняла еще один фильм, посвященный проблемам не подростков, а людей зрелых. Валерий Приемыхов предстал на экране в образе человека, который считал себя счастливым до тех пор, пока от него не ушла любимая женщина. В картине также сыграли Екатерина Васильева, Елена Соловей, Александр Демьяненко.

"Никудышная"

В этом фильме, премьера которого состоялась в 1980 году, Ольга Машная впервые исполнила главную роль. Актрисе было всего 16 лет.

В 1984 году Ольга Машная снялась еще в одной картине Динары Асановой. На этот раз она сыграла девушку, которая похитила ребенка. Фильм называется "Милый, дорогой, любимый, единственный..."

У Асановой были любимые актеры, которых она снимала почти в каждом фильме. Это Валерий Приемыхов, Екатерина Васильева, Лидия Федосеева-Шукшина. Марина Левтова попала в кино тоже благодаря этому режиссеру. Она училась в одном классе с Еленой Цыплаковой. Асанова, увидев школьные фотографии, попросила ее пригласить одноклассницу на пробы. К тому времени, когда снимался фильм о девушке, похитившей ребенка, Левтова стала матерью. Младенца в этой картине "играет" ее дочь Даша.

Фильм "Пацаны"

В 1983 году Асанова приступила к съемкам киноленты о "трудных подростках". Прежде она снимала в своих фильмах детей коллег и знакомых. В картине "Пацаны" мы видим настоящих воспитанников лагеря для несовершеннолетних подростков.

Трудные подростки в фильме Асановой сыграли лучше профессиональных актеров. Как ей это удалось? Поговаривали, что она обладала гипнотическими способностями. Но это всего лишь догадки. Как Динаре Асановой удавалось найти ключ к искалеченной детской душе, неизвестно.

Она отличалась от прочих режиссеров, в том числе и тем, как подбирала актеров в очередную картину. Ей нужно было увидеть и понять душу человека, нечто такое, что не имеет никакого отношения к таланту.

Алексей Полуян, известный по фильмам Балабанова, в кинематограф попал с легкой руки Динары. В фильме "Пацаны" он исполнил дебютную роль.

Семья Динары Асановой

Ее мужем был начинающий художник Николай Юдин. В 1971 году у них родился сын. Динара Асанова в семейном кругу его называла чаще Анваром, хотя по документам он был Владимиром. Она полагала, что это имя мальчику больше подходит.

От отца Владимир унаследовал способности к рисованию. А Динара окунула его в мир кино. Она сняла его в нескольких своих картинах, в том числе и в фильме "Пацаны" 1983 года.

Сын всегда находился с ней на съемках. У него практически не было детства. Его психика не выдержала. После смерти Динары Асановой расстройство личности у Владимира начало прогрессировать. Его отвезли во Фрунзе, к бабушке. Но когда матери Динары не стало, он оказался никому не нужен. К Владимиру не проявили интерес ни друзья, ни коллеги Асановой, ни даже его родной отец.

Сын Динары Асановой проживает в Санкт-Петербурге. Чем занимается, неизвестно, но в кино больше не снимается.

Смерть

Внешне Динара Асанова была хрупкой, слабой. Но в действительности являлась очень сильным человеком. Она никогда не отдыхала, работала на износ, могла одновременно снимать три фильма. Асанова, словно зная, что ей отведено немного, торопилась жить.

Она работала не для того, чтобы добиться признания критиков. Динара Асанова стремилась помочь начинающим актерам, сценаристам. Именно она дала толчок Марине Левтовой, Елене Цыплаковой, Ольге Машной. Она помогала друзьям, коллегам, подросткам, которые снимались в ее картинах. Но только не себе.

Каждый фильм стоил ей здоровья. Особенно дорого обходились Асановой трения с чиновниками, которые называли ее фильмы неудачными. Последние годы у нее часто болело сердце.

За три месяца до страшного события, которое произошло в одной из мурманских гостиниц, Асанова все чаще стала говорить о смерти. Коллеги утверждают, что она чувствовала приближающуюся трагедию. В апреле 1985 года Динара поехала в Мурманск для съемок нескольких сцен к своему последнему фильму.

Ее нашли мертвой в гостиничном номере. Рядом лежала записка, которая заканчивалась словами: "Очень всех вас люблю". Это было не самоубийство. У Асановой остановилось сердце. Но записку, которую она оставила на гостиничной тумбочке, долго расценивали как предсмертную. А еще говорили, что Динара обладала даром предвидения и точно знала, когда она умрет.

Источник