Атомный реактор в юбке : воспоминания Эльдара Рязанова о Людмиле Гурченко | Nastroy.net

14.09.2020 16:00

У Эльдара Рязанова присутствовала уникальная способность выявлять разноплановых, харизматичных и талантливых актеров. Одной из таких актрис является Людмила Гурченко. Воспоминания режиссера помогли раскрыть уникальность и оригинальные особенности ее характера.

"Карнавальная ночь"

В 1956 году на экраны вышел фильм «Карнавальная ночь», в котором главную роль сыграла Людмила Гурченко. Вначале Эльдар Рязанов попробовал на эту роль артистку из самодеятельности, работа которой ему понравилась.

Но потом пришлось ее заменить, поскольку она не могла в полной мере передать образ простой девушки. Неожиданно выбор пал на студентку ВГИКа по фамилии Гурченко. Девушка из провинции настолько легко вжилась в роль, что Леночка стала одним из самых любимых персонажей, а сама актриса – любимой миллионами зрителей. Успех «Карнавальной ночи» был просто потрясающим, но дальнейшая работа между актрисой и режиссером не была продолжена.

Неудачные пробы

После выхода культового фильма Гурченко сыграла небольшую роль в фильме «Человек неоткуда», а затем пробовалась в «Гусарскую балладу» и «Иронию судьбы», но все неудачно. Людмила Марковна объясняла отказ тем, что она просто не нравится Эльдару Рязанову. И это соответствовало действительности. В своих «Неподведенных итогах» режиссер откровенно признался, что между ними не было взаимопонимания. Ему не нравились провинциальные шуточки, переигрывание, характерная для Людмилы Марковны манерность. Рязанов любил песни под гитару, чего категорически не воспринимала Гурченко. Ей больше нравились джазовые композиции. Работу над «Карнавальной ночью» нельзя было назвать ни плохой, ни хорошей. Просто поработали и разошлись. А после даже удивлялись успеху и фурору, который произвел фильм.

Вторая встреча

В конце 1980 года Людмила Гурченко и Эльдар Рязанов с женой оказались за одним столиком в Доме актера, где проходил вечер «При свечах». Между ними завязался ненавязчивый и добрый разговор. Потом тем же составом они встретились на отдыхе в Пицунде. Общение было настолько теплым, что режиссер решил снова задействовать актрису в своем фильме «Вокзал для двоих». Режиссер признался, что открыл этот талант заново, а в актрисе увидел прекрасного человека.

Отсутствие взаимопонимания осталось в прошлом

Эльдар Рязанов объяснил, почему раньше негативно относился к Гурченко. Он просто не знал ее как человека. Иногда актриса высказывала свою точку зрения по тому или иному поводу, но режиссер считал, что лучше понимает, как нужно делать. После того как они вместе целый год поработали над фильмом «Вокзал для двоих», Рязанов понял, как он ошибался.

Он охарактеризовал работу Людмилы Марковны как высочайшее мастерство. К тому же он понял, что жизнь актрисы была не из легких, поэтому женщина редко кого пускала в свое сердце и предпочитала надевать защитную маску, которая так раздражала Эльдара Александровича. Эта застенчивая, стеснительная и уязвимая женщина всячески старалась сохранять собственное достоинство. Но Рязанов не смог сразу распознать присутствие маски, поэтому и произошло отторжение.

Идеальные персонажи

Рязанов понял, что для правдоподобности фильма «Вокзал для двоих» необходимо подобрать актеров, характеры которых в чем-то похожи на характеры персонажей. Вот и получилось, что петербуржец Олег Басилашвили стал сниматься с харьковчанкой Людмилой Гурченко.

Интеллигент имеет дело с провинциалкой с характерным для окраины восприятием действительности, социальным окружением детства, знанием тонкостей общения простых людей из небольших (по сравнению с Москвой или Питером) городов. "Провинциальная русская баба – часть ее богатой и сложной натуры" - такую характеристику дал Гурченко Рязанов.

Несомненный профессионализм

После работы над фильмом Рязанов кардинально изменил свое отношение к Людмиле Марковне. Он сказал, что более профессионального и дисциплинированного человека сложно найти. Не было ни одного случая, чтобы Гурченко хоть на минуту опоздала на съемки. Она никогда не впадала в амбицию, не демонстрировала зазнайство, звездность и пр. Актриса была беспощадной к бездарностям, приспособленцам и равнодушным ремесленникам. С ними она была прямолинейна и говорила всю правду в глаза. У Людмилы Марковны никогда ни к чему не было претензий, за исключением тех, кто мешал картине. Если были предложения, они были по делу и являлись очень полезными, поскольку Гурченко знала, что предлагает.

Режиссер назвал актрису «атомным реактором в юбке», поскольку в ней присутствует неумная энергия. Она фанатично относилась к своему делу и своей профессии, и это было похвально. Гурченко нашла общий язык с Басилашвили, который также поначалу относился к ней не очень дружелюбно. В этом была особенность актрисы: она не пыталась произвести впечатление.

Но те, кто ее узнавал получше, не могут сказать о ней ничего плохого. Мало того, такой человек достоин самой высокой похвалы, и с этим согласны все, кто пересекался с великой актрисой.

Источник