Бенуа Александр, художник: биография, семья, творчество | Nastroy.net

09.09.2018 18:00

Александр Николаевич Бенуа – знаменитый русский художник, деятель искусства, художественный историк, критик. Талантливый живописец, он знаменит также тем, что являлся основателем творческого объединения «Мир искусства» и его главным идеологом. Александр Бенуа – важная фигура в русском искусстве в конце XIX - середине XX века.

Юность

Биография Александра Бенуа - будущего великого художника - начинается 21 апреля 1870 года. Александр родился в Санкт-Петербурге, где прожил большую часть своей жизни. Семья Александра Бенуа состояла из заслуженного архитектора Николая Бенуа и его жены Камиллы, которая была дочерью архитектора Альберта Кавоса. Образование Александр получил в гимназии Человеколюбивого общества в Санкт-Петербурге. Затем с 1885 года по 1890 он обучался в частной гимназии К. И. Мая, где завел знакомство со своими будущими верными друзьями и соратниками – Дмитрием Философовым, Константином Сомовым и Вальтером Нувелем.

Какое-то время Александр Бенуа учился при Академии художеств, но так и не окончил это заведение, посчитав, что художником можно стать только упорно работая, посвящая все время рисованию. С этих пор юный художник занимается изобразительным искусством самостоятельно и под надзором старшего брата по имени Альберт. К 1894 году заканчивает юридический факультет СПбГУ и получает высшее образование.

Впервые картины Александра Бенуа представил на выставке в 1893, где привлек к своему творчеству внимание ценителей и специалистов. Уже через год он начал карьеру историка и теоретика искусства. Бенуа принимает участие в написании сборника «История живописи XIX века» немецкого издательства, который включил главу о русских художниках авторства Александра Бенуа.

Французский период

В конце 1896 года Бенуа отправляется во Францию вместе со своими товарищами художниками. Там он пишет свои «Версальские серии», которые изображали парки и прогулки короля Солнце Людовика XIV. Особенно популярна стала его серия акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», которые он создал, будучи под впечатлением от путешествия в Париж и Версаль. Три картины из французского периода выкупил с выставки П. М. Третьяков, что создало шумиху вокруг молодого художника из Петербурга. До 1898 года Александр работал во Франции, а позднее также возвращался сюда в 1905-1907 годах.

«Мир искусства»

В разгар творческого периода Александру Бенуа приходит в голову идея создания объединения «Мир искусства» вместе с учреждением одноименного журнала. Объединившись с Дягилевым, Сомовым и другими художниками-единомышленниками, он отрицал тенденцию передвижников, ставя в конфронтацию современное русское и западноевропейское искусство. Данная группа обращала внимание общества на прикладное искусство и архитектуру, а также на народные промыслы. «Мир искусства» поднял авторитет книжных иллюстраций и графики, вывел на новый уровень оформительское искусство. Также представители течения стремились популяризировать старое русское искусство и пропагандировать западноевропейскую живопись, ставя ее в пример.

Культурное значение

До появления творческого союза «Мир искусства» книги не выглядели так, как они выглядят сейчас. Художественное оформление было сведен к нулю, и лишь с появлением новой идеологии стало развиваться оформительство, книжная иллюстрация, книжная графика и типографика.

В 1901 году художник Александр Бенуа также занялся издательством журналов «Художественные сокровища России» и «Старые годы», борясь за сохранение истории и памяти об огромном художественном наследии страны. Будучи одним из самых значимых фигур среди художественных критиков своего времени, Бенуа ввел такие понятия, как русский сезаннизм и авангард.

Значимые работы

В 1903 году художник создает серию иллюстраций к легендарной поэме Александра Пушкина «Медный всадник». Эти работы стали настоящим шедевром отечественной книжной графики, однако в свое время они были отвергнуты критиками как «декадентские». Но иллюстрации купил Сергей Дягилев, в последствии напечатав их вместе с поэмой в их общем детище – журнале «Мир искусства». Эти рисунки произвели настоящий фурор и были признаны знатоками и ценителями книги и искусства как уникальная графическая работа.

Это подняло дух Александра. В 1905 году он продолжил работать над иллюстрациями, развиваясь и прогрессируя в этой сфере. В дальнейшем стало выходить множество книг с графикой Бенуа, а художник стал пользоваться большим успехом.

Значимое произведение автора – вышедшая в 1904 году «Азбука в картинках». Эта работа для детей стала едва ли не самым масштабным трудом художника в тот период. Он корпел над азбукой около года, хотя стороннему зрителю может показаться, что иллюстрации были созданы за несколько минут. Но именно это, как уверены многие, и есть настоящий признак мастерства.

В 1991 году выходит издание повести Пушкина «Пиковая дама», украшенная рисунками Бенуа. Основой его замысла служили всего 6 страничных иллюстраций, через которые проходила главная сюжетная линия графического рассказа:

  1. Молодая русская графиня выигрывает в карты.
  2. Вечерний туалет постаревшей графини.
  3. Сцена, в которой Германн проходит через спальню мертвой графини.
  4. Ночное явление.
  5. Роковой проигрыш.
  6. Символическое изображение смерти.

Все иллюстрации к повести превосходно скомпонованы и выглядят как завершенные самостоятельные картины.

В 1922 года вышла крупнейшая работа автора за годы революции – альбом «Версаль». Свои акварели Бенуа сопроводил текстом. В издание альбома художник включил 26 работ, а также отпечатал вступительную статью и список приложенных рисунков. Версаль вообще был одной из излюбленных тем творца. В основу данной серии были положены его зарисовки с натуры. Версаль для Бенуа – символ единения человека, искусства и природы, что он четко отразил в своем альбоме.

Прочая деятельность

В 1919 году Александра назначили главой картинной галереи Эрмитажа. Он издает новый каталог галереи, параллельно продолжая работу в качестве книжного и театрального художника, режиссера и оформителя. В частности Бенуа трудился над постановкой спектаклей в Большом драматическом театре. Последней его работой в театральной сфере СССР было оформление постановки «Свадьба Фигаро», которая проходила здесь же, в БДТ.

Зарубеж

В 1926 году Александр вновь поселяется в Париже, где работает над театральными декорациями и костюмами. Он также участвует в балетной антрепризе своего друга Сергея Дягилева в качестве автора-постановщика и художника. Кроме Франции, Бенуа работет в оперном театре Милана.

Но тоска по Родине его не оставляла: в этот период он пишет серию видов Петербурга под названием «Воспоминания». Вместе с этим он продолжает иллюстрировать книги русских и французских писателей: «Уроки любви в Парке» и «Григорий Орлов» А. Попова, «Страдания молодого Вертера» А. Моруа, «Капитанская дочка» А. Пушкина, «Грешница» Анри де Ренье.

Последние годы

На закате жизни художник занялся мемуарами, названными «Мои воспоминания». В книге он запечатлел атмосферу творческих и духовных исканий Серебряного века. Бенуа в свои последние годы много писал. Не менее знаковым было его произведение «Александр Бенуа размышляет… Статьи и письма 1917-1960 гг.». Будучи неординарным творческим человеком тонкой душевной организации, Бенуа много размышлял, и его идеи нашли отклик во многих его современниках и дальнейших последователях.

Скончался Александр Бенуа 9 февраля 1960 года во Франции. Похоронен великий критик, художник, идеолог и мыслитель на кладбище в Париже.

Источник