Бешеный хоровод под звуки бубнов, крики Гой и злые духи. Как на самом деле на Руси отмечали Ивана Купалу | Nastroy.net

04.07.2020 23:48

В народе день Рождества святого Иоанна называют праздником Ивана Купалы, который справляли еще задолго до появления православной веры на Руси. За несколько тысяч лет обычаи настолько изменились, что сегодня о них мало кто имеет правильное представление. За исключением приверженцев язычества.

Происхождение праздника

Рождество святого Иоанна отмечается седьмого июля. А языческий праздник "Купало" (именно так его называли на Руси) справляли в день летнего солнцестояния.

Эти даты не совпадают. И не имеют никакого отношения друг к другу. Современные приверженцы языческой религии утверждают, что славянский праздник не связан с днем рождения знаменитого христианского святого, Иоанна Крестителя.

Его наименование происходит от слова "куп", которое означает "целостность", "единство".

Праздник отмечали всей деревней. Если кто-то не принимал участия в торжестве, его считали прислужником злых духов.

Защитный ритуал и общая молитва

В начале праздника языческий жрец осуществлял особый обряд. Он окуривал капище, на котором собирались люди, дымом от горящей полыни и произносил особый заговор. Этот ритуал, согласно поверьям, оберегал участников торжества от злых сил.

Затем люди собирались на общую молитву. Язычники обращались не только к божествам, но и к своим предкам. Молитвы сопровождались выкриками "Гой!" Это слово означало "жизнь".

Другие интересные традиции

После молитвы жрец разжигал огонь.

Он был одним из основных элементов праздника. Люди верили, что в этот день происходит объединение воды и огня. Жрец разжигал костер. Участники торжества бросали в огонь особую жертву, как правило, блины, которые служили поминальной пищей.

В этот день девушки выбирали себе жениха. Они готовили к празднику особый ритуальный предмет - молодую березку, украшенную лентами, фруктами, цветами.

Вечером девушки вставали вокруг деревца. В молодые люди "нападали" на них, чтобы украсть березу. Во время ритуальной игры невесты присматривали себе женихов.

После этого дерево сжигали вместе с чучелом божества плодородия и солнца. Вокруг костра водили хоровод. А затем садились за праздничный стол, чтобы справить тризну по умершему божеству Яриле.

После захода солнца начиналась главная часть торжества. Невесты выбирали себе женихов. Жрецы разжигали большой костер в форме шалаша. После этого участники праздника водили вокруг огня быстрый хоровод под звуки бубнов.

Девушки подходили к парням. Трогали понравившегося юношу за плечо и убегали. Парню нужно было догнать невесту. Затем жрец давал в руки девушке и юноше горящее полено. И они прыгали через костер. Обряд означал, что парень и девушка утвердились в решении создать семью.

Затем происходил самый таинственный ритуал - объединение воды и огня. Участники торжества спускались к реке, держа в руках горящие факелы. Им нужно было освещать свой путь, чтобы уберечься от нечистой силы.

Подойдя к реке, жрец, произнося молитву, тушил факел. А молодые люди и девушки пускали по воде венки.

Затем начиналось купание. Славянский праздник продолжался всю ночь, до самого рассвета.

Источник