Благодать – это одно из основополагающих понятий в богословии христиан. Под ним обычно подразумевают дар, посылаемых Богом человеку, который он дает только по своей милости. То есть этот дар не предполагает каких бы то ни было заслуг со стороны представителей рода людского.
Он предназначается для спасения душ и приближения ко Всевышнему. С помощью благодати изменяется человеческое сердце, что говорит о снисхождении к нему Бога. Поэтому она рассматривается как Божественное действие и одновременно его сила, указывающие на его милосердие и доброту. Рассмотрим понятие божественной благодати более подробно.
Библия о благодати
Что же сказано о благодати Господа в Священном Писании – в Новом и Ветхом Завете?
- В Ветхом Завете часто встречается такое слово, как «хэн». Оно есть, например, в книге Бытия, у пророка Захарии, в притчах царя Соломона, в Екклесиасте. В синодальном переводе (переводе на русский язык XIX века, предназначенном для домашнего чтения) оно чаще всего звучит, как «благодать», а также «благоволение», «милость», иногда – «приятность», «приязнь», «благорасположение».
- В Новом Завете имеется греческое слово «харис», которое переводится, как «награда», «благодеяние», «милость», «услуга». Его можно встретить в двух Евангелиях – от Луки и Иоанна, в Деяниях апостолов, а также в посланиях таких апостолов, как Иаков, Петр и Иоанн. В основном понятие святой благодати используется здесь, когда речь идет о прощении грехов для тех, кто верит в Иисуса Христа, или о содействии их духовной жизни. Реже оно обозначает какие-то конкретные дары, а также благословения.
В раннем христианстве
В записях, относящихся к периоду раннего христианства, сделанных «апостольскими мужами», христианская благодать рассматривается как особый дар, дающийся Всевышним человеку через Иисуса Христа. Этот дар представляет собой такую силу, благодаря которой люди могут двигаться по пути послушания и стремиться стать праведниками. В таком понимании великая благодать дарует человеку силы, с помощью которых он, обретя праведность, достигает спасения.
Так, апостолы, приводя слова царя Соломона о том, что Бог противится гордым, а смиренным дает благодать, призывают присоединиться к тем, которым она уже дана Богом. Стать смиренными, воздержанными, далекими от злоречия и клеветы, оправдывая себя не словами, а делами. А также они призывают укрепляться Божественной благодатью.
Спор Августина с Пелагием
В V веке учение о спасении грешников по благодати получило свое дальнейшее развитие благодаря спору между двумя богословами – Августином (епископом Гиппонским) и Пелагием (британским монахом). Первый из них настаивал: «Благодать – это единственное условие, необходимое для спасения души». Второй же выдвигал предположение о том, что достигнуть святости спасения возможно, воспользовавшись собственными силам, без помощи Бога.
Разногласия между оппонентами были связаны с тем, что Пелагий рассматривал первородный грех как случайный факт, не отразившийся на потомках Евы и Адама. Они, как считал монах, представляли собой таких же людей, каким Адам был до грехопадения. Августин же доказывал, что после первородного греха человек пал, а природа его изменилась так сильно, что без помощи Бога обрести спасение он не может.
Учение Кассиана
Во время проведения Арелатского собора был одобрен трактат, посвященный смиренной благодати и свободе человеческой воли, написанный преподобным Иоанном Кассианом, что послужило временным разрешением спора между Пелагием и Августином в духе синергии. То есть принималось положение о том, что в деле спасения души необходимо приложение совместных усилий – как со стороны Бога, так и со стороны человека. При этом созидательная роль принадлежит обеим сторонам, но Господ создает обновленного человека, а свободная воля создает только необходимые условия.
Учение, созданное Кассианом, о совместных действиях Всевышнего и человека в деле спасения души, стало учением общецерковным. Но ненадолго. После того как умер Кассиан, представители Римской поместной церкви встали на сторону Августина. Но при этом они признавали некоторое участие в деле спасения и человека. Таким образом, произошло отступление от принципа синергизма, что было подтверждено на одном из соборов в начале VI века.
Концепции благодати в православии
Представления о духовной благодати, о ее природе и действии в разных конфессиях христианства отличаются друг от друга. Это в значительной мере является водоразделом между протестантизмом и церквами, а также внутри самого протестантского вероисповедания – между арминианством, лютеранством и кальвинизмом. Рассмотрим каждое из них в отдельности, начиная с православия.
Согласно православному учению, благодать – это нематериальная божественная сила или божественное действие, являющие собой Бога человеку падшему. Когда такой человек получает ее, он преодолевает греховное начало внутри себя с ее помощью. При этом он спасает свою душу и достигает состояния обожения, то есть приближения к Богу.
С понятием благодати неразрывно связано почитание ангелов, а также святых, так как почитается именно такая благодать, какая обитает в них и действует. Восприятие благодати в качестве действующей Божественной силы, направленной на освящение и спасение, восходит к словам, содержащимся в Новом Завете. Например, таким как: «Вы примете его силу, когда Дух Святой сойдет на вас».
«Слово» митрополита Илариона
У митрополита Киевского и Всея Руси Иллариона, жившего во времена Ярослава Мудрого, есть произведение «О законе и благодати», где он противопоставляет два этих понятия. Он говорит, что закон не является истиной, хотя он и готовит к ее принятию. Закон оправдывает племя Авраамово, а благодать спасла все народы, открывая перед ними «пакибытие» - новое бытие.
Это противопоставление понимается исследователями следующим образом. В слове о благодати Илларион, по сути, противопоставляет Ветхий и Новый Завет, называя первый законом, а второй благодатью.
Тем самым он говорит о равноправии народов, споря со средневековыми теориями, проповедующими богоизбранничество лишь какого-то одного народа, империи или церкви. Он указывает, что, дав людям Евангелие и крещение, Бог спас все народы, а также прославляет народ русский.
Таким образом, Иларион рассматривает изучаемое нами понятие как благодать Иисуса, посланного Богом Отцом для спасения рода человеческого.
Учение исихазма
Византийский богослов и мистик XIV века Григорий Палама в своем учении исихазма раскрыл сущность благодати. Исихазм (в переводе с древнегреческого – «уединение, спокойствие») – это мистическое мировоззрение в христианстве, составляющее основу аскетизма в православии.
Оно имеет вид полемики с монахом Варлаамом Калабрийским о Фаворском свете. Согласно Евангельским текстам, в момент преображения Иисуса на горе Фавор, он преобразился перед своими спутниками, лицо его просияло подобно солнцу, а одежды стали белыми, как свет.
Сторонники исихазма считали, что, молясь, они приходят к непосредственному общению с Богом, когда человек видит Божественный свет и чувствует благодать в душе. Этот свет является визуальным выражением силы Бога, или Божественной энергии, его действием в тварном мире, то есть мире им сотворенном, материальном. В то время как сам этот свет является нетварным.
Рассуждения Варлаама
Что же касается Варлаама и его сторонников, то они считали, что созерцание Бога – не православное дело, и высмеивал позу исихастов, в которой они молились – сидя, наклонившись вперед. Он признавал, что свет, воссиявший на Фаворе, был создан для просвещения апостолов, а затем бесследно исчез.
Варлаам рассуждал, что все, что видимо, является созданным, а раз свет на Фаворе был видимым, значит, и он был создан. Отсюда следует, что созерцание, о котором говорят исихасты, – ложно, никакого реального общения ни со Всевышним, ни с его энергиями быть не может.
Утверждение учения
Однако Константинопольский православный собор утвердил учение исихастов. Более сжато оно было изложено монахом Андроником, вот суть его тезисов.
- Фаворский свет не является ни сущностью Бога, ни его творением, он – энергия сущности.
- Энергия сущности неотделима от нее, но и не сливается с нею полностью.
- Энергия сущности не является материальной.
- Она не вносит разделения в сущность и не усложняет ее.
- Наименование «Божество» имеет отношение не только к сущности Бога, но также и к энергии. То есть энергия принадлежит самому Богу.
- Человек не может принимать участия в сущности Бога, но может участвовать в его энергии.
Из тезиса о том, что человек может соучаствовать в энергии Бога, следует понятие синергии – взаимодействия Божества и человека в деле спасения последнего.
Христианское богословие и благодать
В богословии благодать – это термин, тесно связанный с такими понятиями, как покаяние, спасение души, таинства, почитание святынь, церковная иерархия. Благодать является ключевым понятием сотериологии христиан (науки о спасении). В ней выделяются разные действия, или виды благодати:
- Предшествующая, или приготовляющая. Она создает расположение человека к покаянию, пробуждая в нем сознание того, что ему необходима божественная помощь для спасения.
- Особая, или действующая. Возбуждает веру в Христа и любовь к нему, вводит с ним в общение. В связи с этим и посредством усвоения себе заслуг Иисуса человеку прощаются его грехи, ему даются силы к добру, и он возрождается.
- Содействующая. Считается, что и в возрожденном человеке еще присутствует Адам с присущими ему греховными похотями, поэтому для последующего преуспевания в жизни святой необходимо содействие Бога и его помощь. Ее он и получает посредством содействующей благодати.
Католический взгляд
Согласно понятиям католической церкви, благодать – это даваемая Богом милость, его безвозмездная помощь, оказываемая людям для того, чтобы они ответили на его зов. Чтобы они стали его чадами, усыновленными детьми, «причастниками» его естества и вечной жизни.
Передавая благодать Христову, Господь отдает людям свою жизнь, вливая ее через Духа Святого им в душу, для избавления ее от греха. Она дается и при крещении, освящая и обожествляя верующих. Католики делят благодать на два вида:
- Постоянную – когда имеется постоянное расположение к жизни и действиям по зову Бога.
- Воздействующую, или актуальную, - когда вмешательство Бога осуществляется у истоков обращения или же в процессе освящения.
Как и в православной, в католической церкви считается, что благодать нисходит на человека посредством его участия в церковных таинствах или же проявляется в духовных дарах.
Такие дары дают получившим их возможность содействовать спасению других людей и возрастанию церкви как Тела Христова. Это, например, так называемые харизмы (по-гречески – благодеяние, безвозмездный дар) – дар творить чудеса, исцелять, пророчествовать, обладать даром убеждения. Все они служат любви, созидаемой церковью.
Понимание в протестантизме
Протестантские богословы рассматривают благодать как Божий дар, незаслуженную людьми милость, любовь, доброту, а также действие Бога, направленное на человека.
В большинстве своем протестанты соглашаются с основной идеей Августина об укоренившийся порочности человека в результате грехопадения. А также они согласны с ним в том, что человек не способен обрести спасение только лишь собственными силами.
Его они получают в качестве дара от Бога, который они не заслужили – по благодати, посредством своей веры. При этом сама вера воспринимается как дар Бога для спасения.
Нужно подчеркнуть, что в протестантизме считается, что благодать передается человеку от Бога непосредственно, без участия церкви и священников.
В протестантизме существует три основных концепции действия благодати: лютеранская, арминианская и кальвинистская. В этих трех направлениях имеется ряд дискуссионных вопросов, которые связаны:
- с возможностью потери благодати и утраты спасения;
- с преодолимостью или непреодолимостью действия благодати;
- с вопросами избранности и предопределения (все ли люди получают благодать);
- с соотношением благодати и человеческих действий (проявления веры).
О благах земных и небесных
Иногда люди, которые обращаются с горячими молитвами к Богу, считают, что получают от него благодать. Например, после молитв выздоровел родственник, родился долгожданный ребенок, человек получил хорошую работу. Можно ли в таком случае говорить о снисхождении благодати Божьей? Да, если только речь идет о земной благодати.
Но значит ли это, что приобретена и небесная благодать, за которой следует спасение? Чтобы ответить на этот вопрос, приведем пример из Евангелия от Луки. Когда 10 прокаженных попросили Иисуса Христа об исцелении, он проявил свою милость к страдальцам и сделал это, послав им свою благодать.
Но из этой же самой истории нам становится известно, что только один из всех излечившихся от проказы обрел спасение. Тот, который пал ниц к ногам Иисуса и с благодарностью посвятил ему жизнь.
Из этой притчи следует вывод о том, что далеко не всем людям, которые соприкоснулись с Божьей благодатью, послано спасение. Не каждый, кто получил ответ на молитвенное обращение, войдет в небеса.
Отличие от счастья
Нередко люди задаются вопросом, чем отличаются счастье и благодать? При этом некоторые из них считают, что это одно и то же. Однако между двумя этими понятиями имеется весьма существенная разница. Подробно разобрав вопрос о благодати, обратимся к понятию счастья.
Этот феномен человеческой жизни изучается во многих областях знаний, например, в философии, психологии, социологии и религии. Рассмотрим его в общем понимании. Согласно словарному определению, счастье, это:
- Присущее человеческой психике состояние, выражающееся в высшей удовлетворенности жизненными обстоятельствами, чувстве глубокой радости и довольства. А также проявление этого чувства вовне.
- Сопутствующая человеку удача, получаемое им какое-либо благо.
Среди синонимов, приводимых к слову «счастье», находятся такие как успех, блаженство, благополучие, благодать. Как видим, здесь счастье соотносится с благодатью.
В чем состоит парадокс?
Если задаться вопросом о том, что же может приносить удовлетворение современному человеку, то ответ будет неоднозначным. Окружающий нас мир материален и любой человек, даже самый непритязательный, испытывает материальные потребности, которые могут приносить ему счастье, будучи удовлетворенными.
Например, когда человек, получив прекрасное образование, занимается любимым делом, развивает свой бизнес, получает большие деньги, ему легче завести благополучную семью и иметь здоровых детей, обладать множеством удобств, таких как комфортабельное жилище и престижный автомобиль. И очень возможно, что он будет счастлив. Ведь он будет испытывать удовлетворение своей жизнью и успехами.
Но парадокс заключается в том, что весь этот набор благ не является гарантией счастья. Счастливым человек может быть, например, имея дружную семью, пусть и не очень богатую. Следовательно, счастье – это понятие индивидуальное и, как правило, связанное с удовлетворением не только материальных, но и духовных потребностей.
Счастье бывает разным
Очень необычным может быть счастье человека, который прочно связал свою жизнь с Богом. Профессор Московской духовной академии богослов Осипов А. И. считает, что счастье отнюдь не зависит от степени обеспеченности человека материальными благами. В подтверждение своих слов он приводит два случая.
Один из них произошел с последним из насельников Оптинского монастыря Никоном, которого арестовали в 1929 году. Он был обрит, острижен, с него сняли монашескую одежду и посадили в камеру вместе с уголовниками, где он заразился туберкулезом.
Иногда ему удавалось передавать на волю письма. В одном из них есть удивительные строки о том, что счастью Никона нет предела, он в конце концов познал смысл библейского выражения «Царство Божие внутри нас».
Второй случай относится к жизни великомученика Евстратия, который жил в III веке. Когда с него снимали кожу, лицо его озарилось необыкновенным светом, и он внезапно воскликнул: «Мучение – это радость рабам Божиим». Его мучители были так потрясены, что часть из них бросила орудия казни, сказав: «Я христианин!» За это им отрубили головы.
В заключение А. И. Осипов отмечает, что христианство может дать человеку истинное счастье. Таким образом, можно сделать вывод о том, что счастье и благодать – понятия не идентичные. Однако для людей, посвятивших свою жизнь служению Богу, они могут быть очень близкими, так как они испытывают чувство счастья от приближения к Божественной сущности.