Когда заканчивалась Вторая мировая война и ее исход был ясен, бушевал еще один невидимый фронт – финансовый. Именно тогда и произошли события, что прославили небольшой город Бреттон-Вудс, до тех пор известный больше как горнолыжный курорт. Именно здесь и была сформирована система, действующая в рамках ряда государств, называемых свободным миром.
С чего все начиналось?
Прежде чем переходить к основной теме статьи, давайте рассмотрим, что же предшествовало ее возникновению. Каждая международная валютная система – это особый вид договора, в котором прописываются правила действующего межгосударственного товарно-денежного оборота. Такой подход нужен для приведения национальных денежных единиц к определенному общему знаменателю и установления эталона материальной ценности. Подобный подход позволяет устранять путаницу при расчетах по импорту и экспорту. Первой попыткой навести порядок стало возникновение Парижской валютной системы. Хотя по факту она просто юридически закрепила ситуацию, которая сложилась на момент ее формирования. То есть, в качестве всеобщего мерила выступало золото. Через это Парижскую систему часто еще называют монетарно-металлической. Не было важно, какие атрибуты имеют золотые монеты, чьи профили и гербы вычеканены на ней. Внимание уделялось только весу. Эта система функционировала довольно успешно, хотя она была и не без изъянов. Так, рассчитываться слитками и золотыми монетами было непросто.
Кроме этого, возникал естественный износ, и средства платежа просто истирались. К тому же носить постоянно при себе мешочек с золотом было опасно и неудобно. Также подобный подход был невыгоден, ведь страны, у которых были прииски и залежи, быстро становились богатыми. При этом не имел значения уровень их развития. К тому же транспортировать значительные суммы морем – это было делом неспокойным. Поэтому постепенно все большую популярность приобретали тратты и векселя. Парижская система обрушилась во время грохота пушек Первой мировой войны. Тогда страны начали проводить ничем не ограниченную эмиссию уже привычных тогда бумажных заменителей. Эту проблему необходимо было решать. И достичь этой цели планировалось с помощью Генуэзской валютной системы. Она предполагала введение золотого обеспечения для используемых валют. Колебания курсов были, но подобный подход позволил стабилизировать и упорядочить расчеты и положение на рынках. Существовала эта система до окончания Второй мировой войны. Интересный факт: при ее создании США ограничились ролью наблюдателя, тогда как СССР воспользовался шансом заявить про первое пролетариатское государство. Кстати, часто можно услышать мнения, что лучшими все же были, чем Бреттон-Вудская система, Парижская и Генуэзская, и что все должно быть по-другому. Увы, но если ознакомиться со специализированной экономической литературой, содержащей множество показателей, то можно узнать, что они были неудобны при быстро растущем населении, а также значительном тогда наблюдаемом росте производства.
Как создавалась Бреттон-Вудская мировая валютная система?
Она возникла не на пустом месте. Ее инициатором стала деловая элита США, которая стремились к мировой гегемонии после войны. На момент вынесения предложения американская экономика пребывала на пике собственного развития. Мировая война позволила раскрутить маховик внутреннего производства, которому дополнительно оказывали помощь реформы Рузвельта. Так, к 1939 году практически были преодолены последствия Великой депрессии, военные заказы способствовали активизации промышленности, а дефицит продуктов на европейском континенте (порой доходящий до голода) позитивно повлиял на сельское хозяйство. Иными словами, были все основания для того, чтобы претендовать на роль мирового лидера. Бреттон-Вудская система финансов должна была закрепить существующее положение на десятилетия. Первоначально был создан Международный валютный фонд. Он начал свою деятельность в 1947 году. Его учредителями стало 44 государства, но только США могли выступать в роли финансового донора. Вскоре множество государств выстроилось в очередь, чтобы получить кредиты для улучшения экономической ситуации в стране. Как любой адекватный кредитор, МВФ требовал, чтобы одолженные средства были возвращены. А для этого необходимо, дабы они были эффективно потрачены. При возникновении затруднений предоставлялись дополнительные кредиты, позволяющие избежать обрушения курса национальной валюты и дефолта. Поэтому вводилось тщательное слежение за экономическим положением в странах. Чтобы унифицировать процесс взаимодействия, было принято решение о том, что необходимо, дабы Бреттон-Вудская мировая валютная система базировалась на определенных принципах. Самым главным из них был золотодолларовый стандарт.
О принципах
Стабильность курсов – это чрезвычайно важное условие функционирования рынка. И принципы Бреттон-Вудской валютной системы этот факт учли. Единственная стабильная денежная единица на то время, достаточно обеспеченная желтым металлом, принадлежала США. За доллар можно было в любой момент получить 0,89 грамма золота. Хотя сама система провозглашала, что является золотовалютной, по факту она была золотодолларовой. Американские платежные средства получили статус мировых денег только после войны. Первоначально их было не очень много. Для сравнения: в резервах других стран они составляли только 1/10, тогда как золото ½, а фунт стерлингов Британской империи – 4/10. Но вскоре доллар завоевал главную позицию. Этому способствовало множество фактором, среди которых наибольшую роль играли хорошие макроэкономические показатели и большой золотой запас (три четверти мирового объема). Кроме этого, свой взнос сделало и внушительное положительное внешнеторговое сальдо, а также гегемония американских товаров в мире. Все это поспособствовало тому, что принципы Бреттон-Вудская системы были приняты и закреплены в ряде документов. Выглядели они следующим образом:
- Цена на золото жестко фиксируется и составляла тридцать пять долларов за одну тройскую унцию.
- Устанавливались твердые обменные курсы всех стран-участниц к доллару США (ключевой валюте).
- Допускались изменения установленных показателей с помощью девальвации или ревальвации.
- Центральные банки должны были поддерживать стабильный курс национальных денежных средств с помощью валютных интервенций.
- Были определены организационные звенья созданной системы – упомянутый ранее МВФ и Международный банк реконструкции и развития.
Какие возможности это создавало?
Первоначально об изменении курсов. Если проводилась девальвация, то обычно это рассматривалось как симптом неблагополучия сложившегося экономического положения и вело к подорожанию импортных товаров. Но зато более выгодным становился экспорт. Так что и в этом был определенный плюс. Еще один положительный момент – это поступление быстрых денег. Так, понижаются внутренние затраты, возникает символ производить товары именно здесь, а не там, где дорогая валюта. Как закономерный результат – растет объем иностранных инвестиций. Этот момент хорошо понимался. Поэтому активно использовался не только кнут в виде возможности отказа в кредитовании и иные санкционные меры, но и пряник, проявлявшийся в виде готовности прийти на помощь.
В чем здесь суть? Бреттон-Вудская система предполагала, что когда страна получает кредит, то она берет на себя обязательства по удержанию курса денежной единицы. При этом устанавливалось, что колебания не должны превышать один процент от установленного через золотой стандарт соотношение к доллару США. В исключительных случаях разрешалось доводить значение этой цифры до 10%. Но при превышении и этого порога виновника ждали санкции. Для регулирования курса использовались валютные интервенции. Чтобы осуществлять их, были необходимы доллары. Федеральный резерв весьма охотно их продавал. Вот так работала Бреттон-Вудская система в первые годы своего функционирования. Во второй половине сороковых годов перед США открывались радужные перспективы. В мире не хватало продовольствия, предметов гигиены, одежды, одежды и много чего другого. Индустриально развитые государства лежали в руинах. С начала пятидесятых годов экономика европейских стран начала активно расти.
К чему это привело?
Бреттон-Вудская система основана на значительном доминировании США. И, соответственно, без него ее функционирование было бы проблематичным. Но поведение Штатов было противоречивым и непредсказуемым. Можно вспомнить о плане Маршалла, который поспособствовал подъему европейских экономик. Следует отметить, что он являлся вынужденной мерой. С одной стороны, он способствовал росту конкурентов. С другой стороны – обнищание широких масс могло привести к приходу просталинских сил к власти в ряде стран, причем демократическим мирным путем. Этого США допустить не могли.
Несмотря на рост европейских экономик, доллар уверенно держал ведущие позиции. Безграничное доверие, поддерживаемое золотом, казалось незыблемым. Вместе с тем возросли и расходы. В 1949 году возникла КНР. Через год разгорелась корейская война. В ней участвовало большое количество добровольцев из стран социалистического лагеря. Они были вооружены качественной и многочисленной советской техникой. Формально им противостояли объединенные силы ООН, но по факту основная нагрузка лежала на США. Падение внешнеторгового оборота и увеличение расходных статей заставило Федеральную резервную систему запустить на полные обороты печатный станок. Так начинался кризис Бреттон-Вудская валютной системы. Одновременно улучшение экономического положения ряда стран способствовало возникновению потребности в регулировании курсов. Главным инструментом для этого служили валютные интервенции. Если требовалось усилить национальную денежную единицу, то на рынок выбрасывалось большое количество долларов. При необходимости ослабить ее они покупались. В большей степени интересам стран отвечала девальвация, поэтому она и реализовывалась. Развитие валютных рынков, увеличение движения капитала и множество иных факторов недвусмысленно указывало на то, что скоро кризис Бреттон-Вудская системы разгорится со значительной силой. Первый тревожный звоночек появился в 1965 году.
Французский инцидент
То, что в оборот выпускается и вывозится за рубеж большое количество наличных долларов, а экономическое положение в США не очень радужное, просто не могли не заметить финансовые аналитики. И первой ласточкой в 1965 году стал так называемый французский инцидент. Де Голль, занимавший пост президента, вспомнил, что Бреттон-Вудская система гарантирует обмен долларов на золото по соотношению 35$ за один грамм. Франция имела по тем временам просто астрономический золотовалютный резерв. А именно – треть миллиарда. Для США это был не лучший момент. Шла космическая гонка, к тому же продолжалась грязная, тяжелая и чрезвычайно дорогая вьетнамская война. Министерство финансов попробовало намекнуть, что обмен такой суммы – это недружественный шаг. Но вот Де Голль был непреклонен. Доллары были обменены. Вскоре во Франции начались студенческие волнения, которые вылились в полномасштабное восстание. Де Голль потерял пост президента. Поговаривают, что к этому приложили руку США в качестве отместку за такой поступок. Но ничего уже нельзя было изменить. Это начало конца. Кризис Бреттон-Вудская системы начался.
Что же было дальше?
По мере того как уменьшался положительный внешнеторговый баланс США, доверие к их валюте падало. Чтобы сгладить возникающие противоречия, МВФ решил создать особую денежную единицу – специальные права заимствования. Она не имела золотого обеспечения, хотя формально – равнялась по ценности доллару. Этот валютный суррогат использовали для осуществления взаимных расчетов задолженностей между центральными банками стран, которые входили в МВФ. Кризис установленной системы начал набирать обороты. Если бы все страны, обладающие долларовым резервом, начали бы требовать золото, то его бы попросту не хватило бы. В 1971 году соглашение начало нарушаться. Все обстоятельства говорили о том, что следует ждать скорую девальвацию доллара. Первыми не выдержали Западная Германия, Голландия и Бельгия. Эти страны ввели плавающий курс. Он определялся спросом и предложением на валютных рынках.
Дольше всех держалась Япония – до сентября 1971 года. Поскольку фактически доллар уже нельзя было обменять на золото, ввели понятие «долларовый стандарт». Произошла девальвация и курс за тройскую унцию поднялся до 38$. Золотой стандарт Бреттон-Вудская валютной системы начал трещать по швам. Было ясно, что данная цифра – весьма условна, и это далеко не конец. И это действительно было так – на 1972 год унция золота стала стоить свыше 42 долларов. В 70-х годах оформилась Ямайская система, которая не предусматривала наличие паритетов и стандартов. Тогда все существующие валюты были поделены на три группы: твердые, условно-конвертируемые и свободные. Ямайская система положила начало ситуации, которую очень хорошо описал кто-то из экономистов: невыращенную пшеницу продают за ненапечатанные деньги. Сейчас именно такая ситуация и доминирует во всем мире. Конечно, если кто-то хочет приобрести золото – это вполне возможно. Но исключительно по рыночным ценам.
Что привело к ее краху?
Бреттон-Вудская экономическая система не была совершенной. Усиление инфляции влияло на конкурентоспособность фирм, а также мировые цены. Все это поощряло спекулятивные перемещения денег. Разная инфляция влияла на динамику курса валют, что создавало перекосы. Нестабильность платежных балансов, что проявлялась в виде хронического дефицита (Великобритания, США) или активного сальдо (Япония, ФРГ) только усиливала резкие колебания. Также принципы Бреттон-Вудской мировой системой шли вразрез с развитием всего мира. Ведь в качестве основы для нее использовались подверженные инфляции национальные валюты. Первоначально эту проблему пробовали решить за счет привлечения Великобритании и установления фунта стерлингов как запасной резервной валюты. Но по мере ослабления Британской империи и США проявились злоупотребления этими государствами, которые пользовались полученным статусом и для покрытия дефицитов использовали печатный станок. Устойчивость резервных валют была подорвана.
К тому же право владельцев долларовых банкнот противоречило возможности США выполнять взятые на себя обязанности. За два десятилетия (1949-1971) их краткосрочная задолженность выросла в 8,5 раз, тогда как золотые резервы сократились в 2,4. Проводимая американская политика «дефицит без слез» подрывала доверие к доллару. Заниженная в интересах США официальная цена золота начала внезапно резко отклоняться от существующей на рынке ситуации. Межгосударственные регулирования не помогли. Искусственные золотые паритеты теряли смысл. До 1971 года США упорно отказывались пересмотреть курс. Все это только усугубляло перекосы. Бреттон-Вудская система валютных курсов привела к тому, что центральным банкам приходилось осуществлять интервенции даже в ущерб национальным интересам. То есть США переложили на другие страны заботы о поддержании установленного курса доллара, что привело к обострению межгосударственных противоречий. Из-за существующих ограничений на девальвацию и ревальвацию активизировалась спекулятивная деятельность. Слабым валютам пророчили понижение, а сильным – повышение. Регулирование через МФВ практически не принесло плодов. Его кредиты не позволяли покрыть даже временный дефицит и поддержать национальные денежные единицы.
Конечный этап функционирования
Американоцентризм, который был положен в основу Бреттон-Вудской системы, не соответствовал трем мировым центрам, объединенным ею: Японии – Западной Европе – США. Использование доллара как резервной валюты для военно-политической и внешнеэкономической экспансии, экспорт инфляции и ряд иных негативных факторов только усиливали международные противоречия. Первоначально это вылилось в развитие рынка евродолларов, которые первоначально поддерживали систему благодаря поглощению избытка денежных средств. Но в 70-х годах он обострил кризис. Свою роль сыграли и транснациональные корпорации. Эти структуры обладают краткосрочными активами, которые более чем вдвое выше резервов центральных банков. К тому же они могут запросто ускользнуть от национального контроля. Поэтому при участии в валютных спекуляциях они могут придавать им грандиозный размах.
К тому же свой вклад в падение системы сделала и девальвация фунта стерлингов в ноябре 1967 года. А эта валюта, как мы помним, была второй после доллара. И в один день, 18 ноября, золотое обеспечение было понижено на 14,3%. Вслед за Великобританией еще 25 стран (как правило, ее торговые партнеры) девальвировали свои валюты в разных пропорциях. Это запустило процесс, который в истории остался под именем «Распад золотого блока». После начала девальвации увеличился объем сделок на рынке золота. Если в Лондоне обычно торговали на 5-6 тонн в день, то 22-23 ноября эти показатели достигли значений в 65-200 тысяч килограмм! При этом цена золота возросла до 41 доллара за тройскую унцию. И это при том, что официально она была на уровне 35$. Золотая лихорадка привела к тому, что в марте 1968 года распался золотой был и образовался двойной рынок.
Заключение
Вот и была рассмотрена суть Бреттон-Вудской валютной системы. Это соглашение сыграло свою роль и потеряло свое значение. Бреттон-Вудской система валютных курсов являлась последним звеном перед оформлением современной для нас финансовой ситуации. Несмотря на большое количество голосов о хрупкости и призывов вернуться назад, пока что она все еще существует и работает без значительных потрясений.