Не раз мы с чуваками обсуждали различных дамочек — кто этим не занимается, между нами говоря? Не сказать, чтобы мы оценивали их по американской системе от нуля до десяти, но и эта шкала не лишена смысла. Обычно разговоры всё же держатся в рамках «привлекательная-непривлекательная». И знаешь, что я заметил? Даже когда ты стараешься быть максимально объективным, всё равно ты нихрена не объективен. Почему? Потому что наши бедные мозги насквозь пропитаны культурными кодами, социальными нормами и знаковыми системами, и мы не можем смотреть ни на что, огибая эти призмы. Именно из-за них мы иногда не в состоянии понять, что на самом деле подруга привлекательна. Что нам мешает?
Дурацкая, по нашему мнению, одежда
Наверное, это первое и главное препятствие для хваленой объективности. Даже объективно красивая девушка, даже Лив Тайлер, показалась бы нам более убогой, если бы напялила леггинсы с блестками и дурновкусный короткий розовый топ, а на ноги — пляжные сланцы. А ведь женщины так ходят и уродуют себя. Хотя у этих дам есть и своя целевая аудитория — чуваки, которым девица в закрытом платье кажется ботаншей, а в сникерах и скинни джинс — «нефором». Притом ни убогость блесток, ни неформальность узких джинсов не являются объективными, банальная вкусовщина, которая не дает нам наслаждаться красотами разных девиц лишь потому, что они не вписываются в наше представление об эстетическом вкусе. Придется смириться.
Глупая или грубая речь
Как бы мы ни старались, умственные способности девицы влияют на то, насколько она нас привлекает. Вот хоть режь, не понравится мне дама, которая матерится через слово и долго вспоминает наименование любого предмета, периодически забивая на эту затею и заменяя искомое аналогом «этот, как его». Никак, женщина, никак! Даже если перед тобой будет стоять суперкрасивая подруга, которая при этом не может связать двух слов, она не покажется тебе такой уж привлекательной, зуб даю. Исключение — это если ты сам такой, но такие нас, надеюсь, не читают.
Другая крайность тоже на то и крайность, чтобы нас путать. Не самая красивая подруга, которая ладно изъясняется, а говорить с ней — одно удовольствие. Сразу ее невыразительное лицо начинает казаться умным, а не самые большие глаза как будто озаряются задорным огоньком. Нет, после разговора она вряд ли становится красивее. Просто она начинает нам больше нравиться, и мозг автоматически ее приукрашивает. Сам не раз попадался на эту удочку.
Плохой макияж и цвет волос
Удивительно, как девушки умеют себя портить, сами того не замечая! Об этом не говорил только ленивый и лишенный дара речи, но я осознал исполинские масштабы этой проблемы лишь недавно: скорее всего, мне просто везло. Озарение, как это обычно бывает, снизошло на меня в самый неожиданный и не предвещающий того момент, когда я шел по улице своего района и увидел на остановке трех девиц. Девицы выглядели как на подбор плохо: жуткие синие или зеленые тени, непотребно яркая помада, отросшие корни обесцвеченных волос. Я был поражен. В наше время, когда у людей столько информации и возможности выбора, всё равно есть люди, которые добровольно себя этого лишают. Столько глянцевых журналов, интернет, реклама — везде полно визуальной информации, а женские фотографии, уверен, составляют большую его часть. Хотя бы на основе этого всего можно научиться отличать красивое от некрасивого, а приличное — от вульгарного и выработать какой-никакой вкус. Но нет, остались еще девушки, которые обесцевчивают волосы раз в полгода. Уж лучше бы вовсе их не красили — было бы и то лучше. Диву даюсь, почему при возможности не выглядеть плохо люди осознанно делают обратный выбор.
Отвратительный характер
Очередное доказательство того, что наш мозг связывает эстетические категории с моральными. Мы от этого не избавимся, наверное, никогда, а если избавимся, я даже не уверен, что это будет хорошо. Так вот, девиц с плохим характером мы тоже оцениваем хуже, чем они выглядят на самом деле. Допустим, ты знаешь, что девица лицемерная и обо всех сплетничает. И тут же ее красивые глаза становятся хитрыми, лицо заостряется, а голос оценивается как вкрадчивый, лживый и лицемерный. Не понимаю, как это происходит, но факт остается фактом. Именно поэтому, описывая некоторых подруг, я частенько использую выражение «Лицо красивое, но злое» — и комплимент тут же перестает быть комплиментом, а акцент со слова «красивое» переносится на «злое».
Личная симпатия
Классический случай самообмана. Подруга, которая нам нравится, тут же становится для нас красивой. Без вариантов. Пусть даже в ней нет ничего особенного, одна сплошная среднестатистичность — и всё равно нас нельзя будет переубедить. Мы поймем свою ошибку лишь тогда, когда подруга перестанет нам нравиться и у нас откроются на нее глаза. Наверное, так даже лучше.