Что такое аутодафе? Первое, что возникает перед мысленным взором при произнесении этого слова, – костер инквизиции. Однако на самом деле во время церковной церемонии костры не зажигали. А также инквизиторы никого не осуждали на смерть. Приговоры выносили и приводили в исполнение исключительно светские органы. О том, что это значит – аутодафе, будет рассказано в статье.
Слово в словаре
Что такое аутодафе? Определение этой лексемы в словаре дается в нескольких вариантах.
- Во-первых, это церемония, во время которой происходило оглашение приговора, вынесенного инквизицией. Самым тяжелым из них являлось отлучение от церкви, за которым следовала передача виновного лица светским властям.
- Во-вторых, в переносном смысле – это уничтожение чего-нибудь путем сожжения.
- В-третьих, это слово употребляется в разговоре в ироничном ключе, обозначая публичное наказание какой-нибудь персоны.
- В-четвертых, еще одно значение «аутодафе», которое говорит о приведении в исполнение приговора инквизиции в виде сожжения на костре. Как уже указывалось выше, это определение не совсем точное. Так как сожжение на костре хотя и было завершением аутодафе, непосредственно относилось к исполнению приговора светскими органами. Эта жестокая казнь назначалась за отречение от веры и упорство в ереси, что в соответствии с законодательством того времени приравнивалось к государственной измене. А она была самым тяжким преступлением.
Происхождение и синонимы
Разобраться в том, что такое аутодафе, поможет знакомство с этимологией термина и словами, близкими ему по смыслу.
Изучаемая лексема уходит своими корнями в португальский и испанский языки. В первом из них есть словосочетание auto da fé, а во втором – очень похожее на него auto de fe. Из одного из этих языков «аутодафе» и попало в русский язык. Оба словосочетания берут начало в латинском языке, где имеется выражение actus fidei. Буквально оно обозначает «акт веры».
Среди синонимов имеются такие, как:
- экзекуция;
- оглашение;
- сожжение;
- исполнение;
- церемония;
- провозглашение.
Для лучшего понимания, что такое аутодафе, следует обратиться к историческим фактам, касающимся этой церемонии.
История
Аутодафе появляется с введением в 13-м веке самой инквизиции, а широкое распространение получает в конце 15-го. Со временем оно приобрело характер ритуального массового театрализованного действа. Под ним подразумевалось любое торжество, которое устраивала инквизиция для объявления приговора еретикам.
В Испании первое аутодафе было проведено в 1481 году в Севилье. По его окончании было сожжено шесть человек. Впоследствии такие казни стали массовыми. Проведение этой церемонии поддерживалось Торквемадой, великим инквизитором Испании. По некоторым сведениям, в период 1483-1498 годов было сожжено более восьми тысяч человек.
Действие инквизиции распространялось также и на испанские колонии в Америке. Практика аутодафе существовала вплоть до конца 18-го века, после чего пошла на спад. В Португалии она не имела столь впечатляющих масштабов. Церемонии проводились в Перу, Мексике, Бразилии, в колониях Португалии на Гоа и в Индии.
Отмена инквизиции была провозглашена в 1808 году королем Испании Жозефом Бонапартом. Однако в 1814-м ее восстановил Фердинанд VII. В 1820-м ее отменила конституция кортесов и вновь ввела реставрация. Окончательное упразднение произошло в 1834 году. Последнее аутодафе состоялось в Валенсии в 1826 году.
Как выглядела церемония?
Ее проводили на главной городской площади, куда стекалось огромное количество народа. Обязательным было присутствие как духовной, так и светской знати. Иногда действо посещал сам король вместе с семьей, аристократы, городские магистраты, главы корпораций.
Осужденные шли торжественной процессией, держа в руках свечи. Они были без обуви, на них была надета «позорная» одежда. Для аутодафе выбирали особый день, в который зачитывали целый ряд приговоров.
В начале произносилась проповедь в форме католической мессы, читалась молитва. После этого присутствующие давали клятву повиновения и помощи инквизиции. Затем происходило оглашение приговоров. Первыми зачитывались наиболее легкие.
За ними следовали те, в которых предусматривалось более-менее тяжелые наказания для преступников и еретиков, которые раскаялись. В завершение обнародования приговоров говорилось о передаче нераскаявшихся в руки светских властей, которые, как правило, принимали решение о сожжении на костре.