По мнению психоаналитика Дона Карвета, существует два типа вины: преследующий и репаративный. Причем отличия между видами имеют важное значение для психического здоровья человека. Он напоминает, что Зигмунд Фрейд объединил 2 типа вины и описал их производную — раскаяние, возникающее ввиду существования «супер-эго», отражающего мораль, усвоенную от родителей, учителей и общества. Проблема возникновения чувства вины заключается в том, что ценности, которые человек перенимает у общества, часто включают в себя предрассудки (сексизм, расизм и гомофобия).
Причины возникновения чувства вины
Британец Клейн, будучи психоаналитиком, наблюдал за детскими играми и анализировал первичный конфликт в ребенке между любовью и ненавистью. Дети с рождения вступают во взаимоотношения с объектами, сначала с матерью, точнее, с ее грудью. Клейн и его последователи рассматривали объектные отношения как центр эмоциональной жизни ребенка, а затем и взрослого человека.
В первые три-четыре месяца после появления на свет желания младенца ограничиваются удовлетворением посредством кормления через грудь голода, потребности в любви и безопасности, а также радости и удовольствия, которые сопровождают процесс насыщения. Когда эти желания остаются неудовлетворенными (фрустрация), то есть жажда и голод не удовлетворяются — у младенца возникает чувство беспомощности и ярости. После них появляются фантазии, в основе которых лежать укусы, желание калечить и наносить повреждения груди, являющейся источником разочарования и не удовлетворяющей базовые потребности ребенка. Агрессия запускает механизм формирования в подсознании чувства вины и страх возмездия. По мнению Клейна, импульсивная агрессия и чувство вины годовалого ребенка возмещаются впоследствии стремлением «восстановить повреждения и дать матери то, что было разрушено, покалечено или украдено у нее чадом в его детской фантазии». Эти противоречивые чувства являются частью внутренней эмоциональной борьбы каждого ребенка с основным воспитателем и играют определенную роль в развитии определенных форм поведения человека во взрослом возрасте.
Созидающий импульс чувства вины
Клейн считает, что возмещение ущерба имеет важное значение для переживания любви и способности получать любовь и благо от окружающих и внешнего мира. Стремление к восстановлению гармонии по мере взросления переносится на созидательные занятия, такие как создание произведений искусства и другие виды творческой деятельности, далекие от первоначального взаимодействия с первым в жизни маленького человека воспитателем. Клейн утверждает, что стремление человека к возмещению и повторному открытию материнского тела в ранние годы жизни — его изобилия, способности питать и обеспечивать — также имеет весомое значение в творчестве и искусстве, и в том, как люди им восхищаются и ценят его.
Различия между репаративной и преследующей виной
Репаративная вина является признаком эмоционального роста как в младенчестве, так и во взрослом возрасте. Рост включает в себя столкновение с травмой, которая была нанесена другому человеку, и усилия, направленные на исправление ущерба и восстановление отношений. Этим репаративная вина отличается от преследующей. Карвет иллюстрирует это различие следующим образом: «если человек, ранив кого-то, занимается самобичеванием, пока другой обливается кровью, то его гложет преследующая вина; если же обидчик потянулся за аптечкой и занялся дезинфицированием и перевязыванием раны, то человек находится под воздействием репаративной вины.
Важно! Преследующее раскаяние сосредоточено на самом человеке, репаративная вина направлена на благо другого человека.
Особенности репаративной вины
Во взрослой жизни репаративная вина приводит к извинениям, актам материальной компенсации и лечебным мероприятиям, направленным на благо пострадавшего. Репаративная вина не имеет столь подавляющего воздействия, как преследующая, которая формирует в человеке чувство безнадежного отчаяния и самоуничижения. Вместо этого она вызывается неодобрением, сочувствием и совестью, которые больше похожи на заботливого родителя, нежели на кнут. Когда человек нанес обиду другому, вместо того, чтобы нападать и обесценивать совесть, по словам Карвета, сожалеет, сострадает и надеется исправить ошибку.
Важно! Человеку нужно меньше преследований и больше репараций.
Карвет отмечает, что преследующая вина защищает от возмещения и тем самым препятствует заживлению. Это мешает человеку признать вину и исцелить чужую рану или обиду.
Почему больно признавать личные проступки?
Существует нарциссическая боль, которая приходит с признанием личной вины. Таким образом признать вину — значит вернуть Я-концепции образ плохой личности. Неспособный удержать какой-либо аспект добра в себе человек соскальзывает в осознание себя, как морально испорченного человека. Это психологическое состояние души Клейн описал как «параноидально-шизоидную» динамику, развивающуюся наряду с преследующей виной. Такое состояние восприятия мира, когда окружающая действительность понимается в парах противоположностей, характерно для младенца. Это состояние ума использует «черное» и «белое» мышление, разделяя личные и поступки окружающих людей на «хорошие» и «плохие» с незначительной или с полностью отсутствующей градацией по степени сложности между ними.
Преследующая вина защищает от такого рода обиды и представления человека о собственной личности как о чем-то потерянном и невосполнимом. Вместо того чтобы регрессировать к подобным младенческим состояниям Карвет рекомендует «осознать личную вину, но не суммировать ее».
Вывод
Посредством постепенного усиления динамики вины формируется окно в патологическую скорбь (в рамках клинической обстановки и за ее пределами), находящуюся в компетенции общественных групп. Большие толпы людей скорбят, как и люди, и также сталкиваются с препятствиями на пути к здоровой скорби. Признание различных форм вины и способов их взаимодействия проливает свет на психологические барьеры, способствующие подавлению горя. Это позволяет осознать неспособность людей скорбеть в больших группах.