Диалектика - это... Определение, законы диалектики | Nastroy.net

18.07.2018 02:00

Каждый человек, который начинает интересоваться наукой о бытие, находит для себя диалектику в философии. Люди сталкиваются с этим понятием, не только изучая Платона или Гераклида, но и в обычной жизни. Если говорить кратко и самое главное о диалектике философии, то стоит отметить даже самую простую дискуссию. Диалог, в котором человек ищет истину, и есть основа диалектики.

Основное определение

Слово "диалектика" берет свое начало из древнегреческого языка. В переводе оно обозначает искусство спора, способность вести рассуждения в диалоге. Главные законы диалектики в философии - это использование способов аргументации своих рассуждений, применяя всевозможные методы формирования рефлексирующего размышления над теорией. Немаловажным будет исследовать все противоречия, возникающие в процессе мышления и дедукции.

Сам метод диалектического познания раскрывается во многих философских школах прогрессивной Азии и Европы. Популярность диалектики и значение в философии началось с появлением одного из главных основоположников античной культуры. Определение данного понятия можно найти в трудах Платона ("Диалоги"). Так, философ считал, что диалектика - это наука о сущем. Общение и поиск истины, раскрытые в общении мыслителя с известными деятелями культуры, политики, торговцами, дали ответ на многие неразрешимые вопросы о смысле жизни, справедливости, правде.

Гегель считал, что самое главное (кратко) в диалектике философии - это сопротивление метафизической теории мира. В понимании немецкого философа, мир не является независимым или бессвязным, а взаимодействует по определенным законам.

Трактовки философов

Многие из тех, кто занимался в свое время определением того, что такое диалектика в философии, давали собственную оценку этого понятия. Самыми известными были:

  • Гераклит. Определение диалектики в философии - это формировании самого бытия. Оно будет изменчивым вечность.
  • Сократ говорил о значении диалектики в философии как об искусстве ведения диалога. Целью изучения для него было постижение реальности, путем наваждения собеседника на определенные вопросы. Сократ был одним из самых критикуемых философов своего времени.
  • Платон. Ученик Сократа говорил, что диалектика - это способ разделения или объединения определений. Цель этого действия заключается в достижении сверхчувствительного, превосходного понимания предметной стороны жизни.
  • Аристотель. Не называл диалектику искусством. Считал ее наукой, объединяющей реальные исследования науки.
  • Джордано Бруно значительно отошел от классического, общего восприятия диалектики в философии. Это способствовало формированию совершенно нового понятия. Итальянец наполнил его более реалистичным и живым содержанием. Так, согласно Бруно, в философии диалектика - наука скрещивания противоположных вещей.
  • Кант. В одном из своих главных произведений, "Критике чистого разума", он говорил о диалектике, как об инструменте уничтожения иллюзорного восприятия мира. По его мнению, человек запутывается в противоречиях и только рациональное зерно диалектики способно решить загадки человечества.
  • Гегель говорил о познании противоречивых исходов, которые являются двигателем прогресса человеческой мысли.

Как развивалось понятие диалектики?

Понятие о том, что такое диалектика, начало зарождаться около 3 тысяч лет тому назад. Одни из первых философов Древней Греции, Индии и Китая имели малый уровень познаний и миропонимания. Они занимались опосредованной диалектикой и не имели весомого значения в культуре этих стран.

Первым этапом развития диалектики считается период античности. Философские школы стран востока опирались на те же принципы, что и Древнегреческая: использование диалогического метода исследования истины через сравнение двух противоположностей (добро - зло, правда - ложь и т.д.). Если говорить о том, что такое определение диалектики в философии кратко, то это осознание бытия, представленное чувственным достижением гармонии.

Закон единения и борьбы

Самым главным понятием, связанным с пониманием диалектики, является понимание законов, по которым она работает. Их суть заключается в определении всего процесса человеческого развития. Главный закон диалектики - это закономерность единства и противоречия. Он гласит о том, что каждый предмет естественной реальности, вне зависимости от наличия физического воплощения, борется внутри себя. Причиной этому служит противоречие, которое легло в основу мироздания и Вселенной, борьба и мир в каждой вещи. Как ответить кратко, что такое диалектика в философии и закон единения и борьбы? Они представляют собой два принципа - противоречия и противоположности.

Аспект противоречия заключается в формировании стадии различий, причин и примет, которые исключают сами себя и друг друга. Суть же противоречия заложена в противодействии полярных сторон, которые могут не только исключать друг друга, но и совместно с этим подтверждать истинность каждой из них.

Это понятие требует определения аспектов вещей и их связь с законами самой логики. При осознании этого факта стоит отказаться от противоречий, тождественных утверждений и синергии этих понятий с осознанием самого термина "познание".

Логическая противоестественность этого закона ведет к противоположным истине результатам. Это может послужить оповещением, сообщающем о присутствии ошибок, но не может непосредственно указать на них. Использование диалектического закона противоречия позволяет определить место неточности до уровня звена. Следующим шагом в получении нового познания станет трактовка предполагаемой истины и понимание вида проблемы. В этом случае каждое противоречие будет стерто причинно-следственными связями.

Закон двойного отрицания

Характеристика этого аспекта заключается в факте развития человека. Любая система, стремящаяся к развитию, проходит несколько ступеней. Они ведут к самому последнему этапу, обусловленному копированием некоторых основных черт, заложенных в начале развития. Но как тогда появляется отрицание самого отрицания?

Природа противоречий движет развитие человечества, что обусловлено доминированием одной из двух крайностей на протяжении отдельных временных отрезков. Формирование преимуществ связано с накоплением качественных и количественных перемен обеих сторон. Это и есть первое из двух отрицаний.

Суть второго отрицания выходит из первого. Это означает, что новое отрицание объясняет процесс получения более совершенного знания (как в первой крайности, так и во второй). Эволюция природы вещей делает круг и возвращается к первоначальному и усовершенствованному пониманию. Каждый этап развития заключен в балансировании между двумя крайностями, которые, в свою очередь, обозначают благодетель (скупость - щедрость - расточительство и т.п.). Второе отрицание уже присутствовало на период появления первого, но было в более имплицитной и незаметной форме. Таким образом, открытие второго отрицания не создает ничего принципиально нового, а только раскрывает полную картину действительности.

Этот закон применим во многих сферах бытия, главной характеристикой которых является цикличность и статичность. Предметная сфера применения отрицания достаточно широка, но факт того, что у вещей не бывает только две стороны, значительно сужает область допустимых применений. Выявить отрицание предмета и его противоречивость достаточно сложно на начальной стадии понимания. Логическая составляющая часто тонет в исторической, а отрицание может быть явным из-за взаимодействия со внешними структурами, что делает его субъективным и заметным лишь снаружи.

Закон перехода от экстенсивного к интенсивному развитию

Предметный диапазон эволюции любого предмета реального мира всегда развивается по определенному сценарию. Закон перехода от количественного изменения к качественному, как нельзя лучше можно представить наглядно. Он гласит о том, что каждый предмет в процессе своего развития накапливает какие-либо изменения, связанные с количеством. Соответственно, чем больше продуктов деятельности имеется, тем больше в них будет качественных изменений. Если говорить простыми словами, то этот закон можно сравнить с процессом эволюции животного мира - чем больше популяция и ее разнообразие, тем лучше и качественнее происходит процесс эволюции.

Античная диалектика

Главными первооткрывателями диалогов, как способа определения основных понятий жизни, были античные греки. Ранние греки рассказывали о мировом вечном движении и уже тогда представляли вселенную, как последовательный и завершенный продукт, идеальное творение физики. Согласно этой доктрине, диалектика - это тот способ постижения мира, который способен объяснить как самые простые вещи, так и движение Вселенной.

Гераклит говорил о вечном движении хаотичной жизни к идеалу, которого она никогда не постигнет, так как две противоположности - порядок и хаос, никогда не смогут взаимодействовать вместе. Основателем законов диалектики в философии традиционно считается Зенон Элейский. Именно он первым поднял вопрос о противоречивости понятий перемещения и множеств. Гераклит развил эту идею и заложил в нее понятия морали и скептического взгляда на вещи.

Один из самых известных приверженцев диалектики, Аристотель, был тем, кто разделил понятия "диалектика" и "аналитика". Диалектика ни в коем случае не претендует на объективность, но аналитика, в свою очередь, оперирует непосредственными фактами и расчетами. Исходя из этого можно сказать, что первое - философское понятие, а второе - научное. Также великий мыслитель разделил познание на 4 составляющие: целевую, движущую, материальную и формальную стороны.

Платон в этом вопросе стал приверженцем школы элейцев, отождествляя истинное бытие со статичностью и монументальной постоянностью естества. Также весомое отличие его диалектики в философии - это выделение более высшего рода человеческого естества. Такие существа способны мыслить иначе, осознавая себя в противоречиях. Быть и не быть, быть равным себе и не равным, переводя естество в совершенно иное русло. Платон полностью отошел от канонов, заключив определение диалектики философии в более широкое поле противоречий - единство и множество, вечность и сиюминутность, спокойствие и передвижение. Именно противоречие стало для него тем стимулом, который толкает человечество к поиску истины и своего места в мире. Платон развил свою идею до формирования пяти основных принципов диалектики: бытие, тождественность, покой, движение и изменчивость.

В своих произведениях античные философы рассматривали вопросы понятия родов всего сущего. Они подвергали анализу такие понятия, как, бытие, покой, передвижение. Платон, например, говорил, что движение и покой не могут быть связаны. Единственным камнем преткновения перед этим утверждением являлся факт "существования" этих двух понятий. Их объединяло третье - "бытие". На основании этих диалектических исследований, было образовано понятие о трех родах.

Они являлись представительствами самих себя и противоречиями друг друга. Такая трактовка провоцировала появление допущения, согласно которому "бытие" и "иное", так же связано, как и "покой" и "движение". Сопоставление этих понятий делает их "тождественными", что противоречит само себе по своей сути.

Именно эти размышления способствовали появлению пяти независимых родов всего сущего - покоя, движения, бытия, тождества и иного.

Древне-восточная диалектика

Самым главным двигателем понятия и определения диалектики в философии были китайские философы. Они также поддерживали идею о неделимости и постоянстве Вселенной, дополняя ее собственными понятиями "инь-янь". В этих двух основах закладывалась идея о противопоставлении и противоречии природы вещей. Если сравнивать с греческой философией, то можно найти параллель: "инь" - "покой", а "янь" - движение. Все основы восточной мифологии объединяли философию с религиозными доктринами. Светлая сторона, которая называется "Янь", связывается с активной мужской силой, положительными эмоциями и добром. Темная "Инь" - с женским началом, смертью и бедами. Эти противоречивые составляющие совмещаются в одно целое, формируя черно-белое бытие, которое сопоставимо с греческим единством движения, статичности и существования.

Определение диалектики в философии востока - это понимание каждого понятия как единение пяти элементов:

  • Природные элементы. Вода, огонь, земля, дерево и металл.
  • Естественные природные состояния. Сухость, влага, тепло, холод и ветер.
  • Способности человека. Слух, зрение, мышление, речь и мимика.
  • Человеческие состояния. Созерцание, страх, ненависть, радость и забота.

Средневековая диалектика

Период "Темных времен" истории человечества ни в коем случае не существовал в культурном или философском вакууме. Во времена Средних веков точно так же использовался античный метод постижения истины.

Диалектику называли одной из составляющих семи вольных искусств и трактовали ее в более широком смысле, чем это делали в Древней Греции. Для ученых и философов это было наукой ведения споров. В структуру диалектического диалога входили вопросы и ответы, которые часто были категоричными и претендовали на максимальную объективность. В изречениях и рукописях Средневековья часто использовались религиозные доводы и суждения, основанные на полном признании власти Господа над душой и разумом человека. Каждый предмет такой "объективной" реальности был разделен между родами и видами.

Всем известная теория триединства мира также использовалась в диалектических размышлениях Средних веков. Это была христианская догма о Боге-Отце, Боге-Сыне и Боге-Духе. Уровень развития диалектики не стал ниже, а просто пошел по другому пути. Темные века нельзя связывать с деградацией философской мысли, а лишь с временным упадком числа поддерживающих ее людей. Диалектика все еще имела в своей структуре те же законы, которые применялись тысячу лет назад. Закон двойного отрицания, единения и борьбы, качественного и количественного развития - все они применялись в Средневековье.

Главной целью, связанной с использованием диалектики Средних веков, является попытка воссоединения двух крайностей. Мирская жизнь должна была быть связана с божественной, мирское с сакральным, бедность с богатством, сила со слабостью и так далее.

Самой главной ошибкой, связанной с развитием диалектики тех времен, считается ее взаимодействие с религией и теологией. Учение о едином боге никаким образом не могло сочетаться с теорией о самом объективном познании, выведенном путем долгих размышлений и диалогов как с человеком, так и с природой. На основании этого Аристотель вывел собственную теорию миропонимания, завязанную на аспекте мирового абсолюта, который, в свою очередь, не зависел от менее монументальных частиц нашего мира. Неоплатоники вывели свою теорию, которая была лишь переосмыслением (или переименованием) уже существующего закона "перехода от количественного к качественному развитию". В работах Кузанского вопрос о том, что такое определение диалектики в философии, раскрывается в отождествлении истинного и ложного, знания и невежества, минимума и максимума. Оно заключается в смысловом объединении всех качественных противоречий.

Диалектика в немецкой философии

Жемчужиной мировой философии традиционно называют работы немецких философов эпохи классицизма. Идеалистические понятия значения диалектики в философии (кратко) связаны не только с познанием истинности суждений, но и с деятельностью и причинно-следственными факторами. Согласно кантовской диалектической теории, главная проблема бытия заключается в критике чистого разума, действительности и философского познания древности. Это был принципиально новый подход к обсуждению диалектики, который был раскрыт в работах Фихте, Шелинга, Гегеля и многих других известных мыслителей эпохи классицизма. Они размышляли над природой человеческого развития не как религиозного познания, а как единение разума и души.

Источник