На сегодняшний день известно огромное количество картин, которые с удовольствием можно пересматривать несколько раз. Вот только не всегда нам удается узнать, что происходило за кадром. Михаил Булгаков посвятил свою пьесу «Бег» судьбе интеллигенции и Белой гвардии, которая после начала Гражданской войны была вынуждена покинуть родную страну. В основе сюжета писатель использовал рассказы своей жены, которая когда-то уехала во Францию со своим первым мужем. Пьесе пророчили большое будущее. Писатель даже сумел заключить договор с МХАТом. В то время там с большим успехом показывали спектакль «Дни Турбиных». Но все получилось несколько иначе.
Запрет
Премьера пьесы «Бег» была запланирована на 1928 год. Однако она была отменена по приказу самого Сталина. Он расценил произведение Булгакова как попытку оправдать дело белогвардейцев. Произведение было признано антисоветским. На долгое время про него забыли. Впервые пьеса была поставлена только в 1957 году на сцене драматического театра Сталинграда. Только несколько лет спустя она была впервые опубликована.
Экранизация
Советский фильм «Бег» стал первой экранизацией нашумевшей пьесы Булгакова. Чтобы взяться за работу, требовалась смелость и отвага. Решились на экранизацию режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов. В качестве консультанта они решили пригласить вдову автора, Елену Булгакову. Позже режиссеры признавались, что именно она помогла создать атмосферу связи съемочной группы с Булгаковым. Она стала настоящим соавтором фильма.
Работа над фильмом
Как только сценарий утвердили, режиссеры срочно собрали все необходимое оборудование и поехали работать. В процессе съемок они старались тратить как можно больше средств. Это было своеобразной гарантией того, что проект не закроют. В противном случае начальству придется отчитываться о расходовании государственных средств, а этого мало кто хотел. В один момент руководство все же спохватилось и решило отменить съемки. Однако Наумов и Алов продолжили работу в надежде, что все еще может измениться. Так и произошло: руководство сменилось, а на съемочную группу просто перестали обращать внимание.
Кроме этого, режиссеры столкнулись с проблемами с "Кузьмой", так называли огромный объектив, который мог снимать объемные сцены и весил почти 90 кг. Изначально его не пропускали на таможне. Но выход нашли. "Кузьму" погрузили на спину директора картины Михаила Амираджиби, оператор встал на свое место, и все пошло как надо. Кроме этого, чтобы его выдержать, оператору пришлось выковать железный жилет.
Главные роли
Для Владислава Дворжецкого кинофильм «Бег» стал настоящим дебютом. Когда он впервые приехал на киностудию, то пробовался на роли контрразведчика Тихого и Голубкова. В течение месяца он не получал никакого ответа от режиссеров, которые в свою очередь думали, что им делать с актером.
Владислав очень слабо прошел пробы, но из-за своей необычной внешности очень подходил под описание генерала Хлудова, на роль которого уже утвердили Глеба Стриженова. Тогда было решено еще раз вызвать Дворжецого и попросить его сыграть одну из главных сцен Хлудова. Актер отлично справился с этой ролью. Для Стриженова его замена провинциальным актером стала настоящим ударом.
Прототипы
Булгаков во время работы над пьесой использовал прототипы для своих героев. К примеру, Роман Хлудов чем-то напоминает генерал-лейтенанта Якова Слащева. После Гражданской войны он с женой эмигрировал в Константинополь. Прототипом генерала Чарноты стал Сергей Улагай, которого эвакуировали в Турцию после штурма Перекопа.
Оттуда генерал-лейтенант эмигрировал во Францию, где позже стал основателем цирковой группы наездников. Главнокомандующий – это на самом деле один из главных руководителей Белого движения - Петр Врангель.
Съемки
Снимали фильм в нескольких местах. К примеру, Константинополь был на самом деле снят в Болгарии. В Стамбуле удалось отснять только общие планы и то на ручную камеру, поскольку разрешения на съемки от местных властей и режиссеров не было. Военные баталии в Сиваше были сняты в районе Севастополя. В качестве места съемок видений Хлудова был выбран песчаный карьер в Люберцах, а визиты Голубкова и Чарноты в парижскую резиденцию Корзухина на самом деле снимали в Париже.
Особенно запоминались всей группе съемки карточной игры Чарноты и Корзухина, которые проходили на "Мосфильме". Работа над сценой велась ночью, поскольку только в это время были свободны Евгений Евстигнеев и Михаил Ульянов. При этом подход к игре у актеров был совершенно разный. Если Евстигнеев отлично играл с первого дубля, а потом начинал уставать и играл все хуже и хуже, то Ульянов, наоборот, с каждым дублем исполнял свою роль все лучше и лучше. Режиссеры нашли выход из этой непростой ситуации. Один из актеров просто отдыхал за чашкой чая, а второй репетировал сцену. Потом отдохнувший Евстигнеев подсаживался к Ульянову, и сцену тут же снимали с первого дубля.
Сложнее всего было снимать сцену с тараканьими бегами. Никак не удавалось заставить насекомых бежать по прямой. Режиссеры даже думали над идеей использования механических насекомых, но на это потребовались бы большие деньги. Тогда кто-то предложил идею: в конце беговых дорожек поставили темные ящики, а на самих насекомых направили яркий свет софитов. Тогда только тараканы смогли бежать прямо.