Дмитриевский собор: фото и описание, интересные факты, адрес и отзывы посетителей | Nastroy.net

30.05.2018 02:00

Дмитриевский собор – древний белокаменный храм во Владимире. Историки относят его постройку к XII веку, однако годы строительства определены весьма приблизительно. Церковь является достоянием культуры России, находится под охраной ЮНЭСКО.

Экскурс в историю

В летописях нет точной даты строительства собора. Первое упоминание о нем встречается в перечне построек, которые оставил после себя князь Всеволод Большое Гнездо. Храм был посвящен его небесному покровителю - Дмитрию Солунскому. В оставшихся письменных свидетельствах сказано, что церковь строилась в период 1194-97 годов. В 1990 году были найдены летописи 1191 года, в которых упомянут белокаменный храм Владимира. Споров вокруг даты строительства нет, но уточнения будут происходить и дальше, по мере прочтения новых документов.

Основным строительным материалом для здания стал известняк. Считается, что над церковью трудились исключительно русские мастера, научившиеся к этому моменту всем премудростям возведения больших храмовых построек. Но вмешательство иностранцев все же прослеживается. Эксперты считают, что участие в работах принимали болгары и сербы. В пользу этой теории говорят общие черты в убранстве собора, характерные для Средневековья, объединяющие Византийскую и Балканскую школы архитектуры.

В 1197 году Дмитриевский собор во Владимире получил великую святыню – из Солунской базилики святого Дмитрия прибыла большая икона с изображением святого, а также серебряный кованый ковчег, где хранилась частица одежды, окропленная кровью мученика. В 1237 году собор постигла участь почти всех храмов на территории Руси – он был разграблен и осквернен татарами. В 16 и 17 веках храм сильно пострадал от пожаров.

Ремонты и реставрации

Первоначально, после строительства, собор выглядел совершенно по-другому. Центральный храм с трех сторон окружали каменные галереи, богато украшенные резьбой. Впервые ремонтные работы в храме были проведены в 15 веке, храм сохранял свое великокняжеское значение, но позднее привилегии были утеряны. В 16 и 17 веках проводились косметические работы. Усилия по сохранению уникальности храма не предпринимались, с каждым «улучшением» он терял часть индивидуальности – терялись декоративные детали и части конструкции, утрачивались фрески внутри помещения.

Самый большой урон, по мнению современных историков, был нанесен собору в 19 веке. С визитом во Владимир прибыл император Николай I, случилось это в 1834 году, осмотрев храм, он заметил его крайнюю ветхость. По его распоряжению церковь привели в «первобытный вид». За дело взялись рьяно, в результате была разобрана древняя галерея. Так же варварски избавились от северной и южной башен с внутренними лестницами, проложенными на хоры.

После всех трудов Владимирский собор безвозвратно утерял часть своей идентичности, также был нанесен урон конструкции здания. В 1840-47 годах произошло еще одно "обновление", теперь внутри храма древние фрески погибли, на их месте появилась новая роспись. Также был опущен пол, установлен новый иконостас, а для прохода на хоры внутри помещения установили винтовую лестницу.

Архитектура

Дмитриевский собор во Владимире до наших дней дошел в виде одноглавой церкви с четырехстолпной конструкцией и тремя полукруглыми аспидами. При строительстве церковь окружали галереи с башнями. Галерейные переходы соединяли храм с княжеским дворцом, по ним князь с семейством отправлялись на богослужения.

Фасад собора разделен на три яруса. Нижняя часть лишена декора – ранее ее скрывали галереи. На втором уровне расположены аркатурные колонны, создающие единый пояс, дополненные фигурами святых, мифических животных и стилизованными растительными орнаментами. На верхнем, третьем ярусе, прорезаны узкие окна, вся внешняя поверхность стен покрыта искусной резьбой по камню. Купольный барабан также украшен каменной резьбой и увенчан золоченым куполом, формой напоминающим шлем русского витязя с массивным крестом, выполненным из позолоченной меди.

Южный фасад отдан под композицию «Вознесение Александра Македонского», сюжет был популярен для времени строительства храма, хоть и не характерен для национальных традиций. Центральной фигурой всех частей фасада является царь Давид. Его руки заняты гуслями, вероятнее всего, он поет псалмы. Дмитриевский собор в 12 веке выполнял функции домовой церкви княжеской четы и потому невелик размерами, но производит огромное впечатление. Фасады храма украшают более 600 уникальных рельефов.

Частично украшения собора были утеряны, подлинники сохранились лишь на западном фасаде, частично на пряслах центрального и северного фасадов. Большая часть утерянной резьбы была восстановлена в 19 веке. Фундамент глубиной более 1 метра состоит из двух ярусов. Для верхней части использован грубо отесанный камень, нижняя часть выложена булыжником, туфовым ломом. Камни скреплены известковым раствором, смешанным с песком. Ширина стенок основания шире стен собора на 68 сантиметров и выступает на внешнюю сторону в виде высокого цоколя.

После 1917 года

В 15 веке собор почти не посещался и стал бесприходной церковью. После проведенной реконструкции в 1847 году он вновь обретает приход. В 1883 году в храм проводят отопление, с южной части возводится звонница, на данный момент утерянная. После 1917 года храм закрывают и передают на баланс владимирскому музею. В 1918 году трудами реставраторов внутри храма были обнаружены фрески 12 века. В 1919 году в соборе полностью прекратили отправлять службы. Реставрационные работы начались в 1937 году и не прекращались даже в годы войны.

Архитекторы и реставраторы долгое время бились над решением проблемы сохранения белого камня, ее удалось развязать только в наше время. К 2004 году в ходе очередного этапа реставрации белый известняк покрыли пластической смесью. Также были установлены водоотводы и водосточные трубы. Купол увенчали новым крестом.

Внутри собора

Внутри собора создан микроклимат, позволяющий сохранить открывшиеся фрески и небольшую, но ценную экспозицию. В алтарной части находится копия древнего креста. На каркас 18 века в 1957 году закрепили латунные листы. Высота всей конструкции более 4 метров, размах перекладины креста – 2,7 метра. В экспозиции находится несколько фрагментов позолоченной меди от первоначального креста 12 века.

Дмитриевский храм был закрыт на длительную реставрацию, посетить музей стало возможно с 2005 года. Из сохранившихся фресок сегодня можно увидеть изображения 12 апостолов и ангелов позади них, композиция написана в центральном своде собора. Под хорами находится роспись со сценами рая. Главные особенности Дмитриевского собора – это его многочисленные резные украшения и древность постройки.

При храме нет некрополя, но есть единственное захоронение - здесь покоится граф Воронцов. Он был первым губернатором Владимира и завещал похоронить свои останки в соборе, из уважения к его заслугам его воля была выполнена. В соборе хранятся несколько реликвий – икона Дмитрия Солунского и ковчег-мощевик. Эти экспонаты являются копиями, оригиналы находятся в музеях Москвы.

Посещение музея

В Дмитриевском соборе Владимира пять раз в году проводятся богослужения. Главным праздником по-прежнему остается день памяти Дмитрия Солунского – 8 ноября. В остальное время это музей, где главным экспонатом является сам храм.

Время работы экспозиции:

  • Понедельник – четверг – 10:00-16:00.
  • Пятница, воскресенье – 10:00-17:00.
  • Суббота – с 10:00 до 18:00.

Адрес – улица Большая Московская, строение 60.

Добраться можно общественным транспортом до остановки «Соборная площадь»:

  • Автобусы маршрутов № 28, 12С, 22, 26, 15 или 25.
  • Троллейбусом маршрутов № 5, 1.

Успенский собор

Во Владимире стоит еще один древнейший православный храм – Успенский собор. Первый камень был заложен князем Андреем Боголюбским еще в 1158 году. Он высится на берегу Клязьмы и когда-то был способен вместить все население города. После пожара 1185 года его значительно расширили с тем, чтобы одновременно его могли посетить свыше 4000 прихожан, приказ об этом отдавал Всеволод Большое Гнездо.

На протяжении трех веков (12-14 в.) Успенский собор главенствовал на Руси, был одним из ее символов и резиденцией нескольких митрополитов. Именно в нем хранилась чудотворная икона Божией Матери - самая почитаемая русская православная святыня.

Расписан собор был в 1161 году, от первоначальных фресок осталось лишь несколько фрагментов. Повторное нанесение фресок провели в 15 веке, мастерами, трудившимися в соборе, были Андрей Рублев и Даниил Черный. Их работы также сохранились фрагментарно. Большая часть сохранившихся росписей относится к 19 веку.

В настоящее время Успенский и Дмитриевский соборы считаются жемчужинами русского зодчества, они хранят память поколений мастеров и символизируют историческое единство Руси. В Успенском соборе проводятся богослужения в выходные и праздничные дни, он является главным действующим храмом Владимиро-Суздальской епархии.

Отзывы

Дмитриевский собор век за веком подтверждает свою уникальность и значимость для русской культуры. К нему ежегодно приезжают тысячи туристов, и для всех белокаменный храм становится некоторым откровением. Посетители рассказывают, что резьба на стенах необыкновенно красива и почти нигде больше не встречается. Рассматривать ее можно бесконечно, настолько ее много на каждом из фасадов.

Некоторые посетовали, что экспозиция внутри храма очень скромная, но компенсируется архитектурой и красотой постройки. Не всем удалось попасть внутрь собора, но рядом расположена смотровая площадка, откуда открывается вид на реку и окружающий пейзаж. Большинство туристов рекомендуют посетить Дмитриевский собор, чтобы лично ощутить дыхание времени и связь поколений.

Источник