Традиционная история древнерусской культуры включает два больших периода – языческий и христианский. Это обусловлено тем влиянием, которое оказало принятие христианства на все дальнейшее развитие русского государства. По причине малого количества информации о периоде, предшествовавшем началу правления княжеской династии Рюриковичей, ученым довольно сложно делать выводы об общественном укладе, обычаях и быте наших предков. Однако существуют отдельные письменные свидетельства, результаты археологических раскопок и дошедшие до нашего времени остатки фольклора, верований и легенд соседних народов, которые берутся в качестве основы для описания языческого периода древнерусской культуры.
Происхождение славян
Самой большой загадкой истории является происхождение древних славян. Никаких точных источников не существует, поэтому рассматриваются самые невероятные теории, например происхождение славян от скифов. Летописец Нестор упоминал, что славяне жили от Днепра, Дуная и Буга (где были расположены их города) до самого моря. Эта территория греками называлась Древней Скифией.
Однако культура древнерусской Руси серьезно отличалась от скифской. Именно это позволяет историкам реконструировать события, датированные VII-VI вв. до нашей эры, которые говорят о разорении скифами древнеславянских поселений в бассейне Буга, а также об активной торговле между славянами и скифами.
Крупные славянские города известны с III-VII вв. Именно с третьего века начинает свое исчисление дохристианский период развития древнерусской культуры. Города строились вдоль рек. Самые известные из них Смоленск, Киев, Новгород. В них процветало ремесленничество, которое стимулировало торговлю. Реки использовались славянами как торговые пути. По Днепру проходили маршруты, позволявшие торговать с греками. Вывозились мед, воск, меха в обмен на предметы роскоши.
Древнеславянские боги
Существует несколько древних источников, повествующих о верованиях восточных славян, например «Слово об идолах» (XII век). Из этого источника известно, что боги наших предков принадлежали к иерархическому пантеону и подчинялись единому Богу. Основной принцип верований крылся в понятиях Явь (мир земной), Правь (мир богов, небесный), Навь (мир чертей, подземный). Единый Бог, который признавался творцом, поначалу имел антропоморфные черты (был похож на человека). Звали его Сварог или Род. С течением времени он приобрел абстрактное универсальное понятие – «Бог». Влияние на древние верования славян оказало их соседство с кочевыми племенами, исповедовавшими культы поклонения огню.
Согласно летописям, младший сын Святослава Владимир построил в Киеве жертвенник языческим богам, где приносил жертвы Перуну, богу молний.
В 1975 году этот храм был раскопан. Он имел несколько оснований для размещения деревянных идолов разного размера. Отдельно находилось самое большое основание – для жертвенного огня. Это подтверждает, что восточные славяне были огнепоклонниками и монотеистами. Их функциональные боги находились во втором ряду иерархической структуры. Богам второго порядка подчинялись сущности более низкого порядка, например Берегиня, которая управляла домовым, банным, овинником.
Древнеславянские боги были функциональными, каждый имел свою специализацию. Вот некоторые:
- Перун – покровитель и защитник явного мира от неявного, его появлению предшествовали молнии.
- Хорс – повелитель солнца и управляющий миропорядком.
- Даждьбог – отвечает за свет и тепло, наделяет жизненными силами.
- Стрибог – бог плодородия и почитания предков, его день – суббота. И сейчас суббота является «родительским» днем.
- Симаргл – хранитель огня, блюститель всех обрядов, связанных с огнем; бережет от болезней.
- Макошь – могущественная богиня магии и колдовства, помогает хозяйкам и матерям.
Пожалуй, основное отличие дохристианских верований в древнерусской культуре в том, что с богами они общались на равных. Они не считали себя «рабами божьими», а были их детьми, потомками, родственниками. Функции жрецов выполняли старшины родов, а люди с необычными способностями (волхвы, кудесники) действовали единолично, не будучи организованы в касты служителей культа.
Фольклор дохристианского периода
Значительное место в древнерусском фольклоре занимали обрядовая и календарная поэзии (заклинания, песни, заговоры, песни для тризны, пиров, предсвадебных обрядов, мифологические сказания).
Основное влияние на фольклор древних славян оказали мифы, которые повествовали о происхождении мира, животных и растений, человека. В мифах существовали чудесные животные – огненные змеи, крылатые кони, вещие вороны. Отдельной частью фольклора были обрядовые песни обращения к стихиям с просьбой о урожае.
Большую часть фольклора составляли предания, сказки, пословицы и загадки. У древних славян были и музыкальные инструменты – гусли, дуды, свирели.
В языческом периоде древнерусской культуры основной частью всех фольклорных произведений был человек и его отношения с мирами явным, неявным и божественным. Известные ныне славянские сказки отражают братские взаимоотношения с миром животных – Лисичка-сестричка, Волчик-братик, а к медведю (одной из ипостасей Велеса) относились с особенным уважением.
Архитектура, зодчество
Особенностью древнерусской архитектуры является то, что ввиду фактического отсутствия социальных различий между знатью и простыми людьми выделить различия в постройках сложно. Основные сооружения, снабженные фундаментами, чаще всего принадлежали храмовым языческим комплексам и были выполнены из камня, так как дерево для огненных жертвоприношений подходило плохо.
Что касается жилищ, то они могли быть глинобитные, каменные или деревянные. Из-за низкой устойчивости к пожарам мало сохранилось построек собственно дохристианского цикла восточнославянской истории. Например, Киев сжигался много раз полностью. Дошедшие до нашего времени отдельные постройки свидетельствуют о развитости резьбы по дереву, росписи на камне и глине и высоком уровне искусства в изготовлении домашней утвари. В южных районах поселений восточных славян постройки возводились из глины и камня, в северных – из дерева.
Народный костюм, особенности быта
За века народный костюм славян не изменился. В зависимости от территориального расположения, одежда женщин состояла либо из белой рубахи и юбки, либо из рубахи и шерстяного сарафана. Отделка одежды искусной вышивкой – интересная особенность, дожившая до наших дней. Узоры и цвета, а также техника вышивки серьезно различаются, в зависимости от территории изготовления предмета одежды. Возможно, на этапе развития родоплеменных отношений такие различия в оформлении одежды являлись частью способов идентификации «своих» и «чужих», а также несли на себе части исповедуемых культов и использовались как обереги при ведении войн и в качестве защиты от злых духов. Традиционная древнеславянская одежда создавалась из натуральных материалов – льна, который пряли, лыка, а также шкур животных (для изготовления зимней одежды). Зимней обувью были валенки, которые валялись либо самостоятельно, либо ремесленниками.
Тринадцатилетние девочки сами готовили себе «приданное» - ткали холст и хранили его к свадьбе, чтобы вышить себе и будущему мужу рубахи. После свадьбы только жена могла стирать рубаху мужа, дабы другая женщина не увела у нее любовь. Особое значение в древнерусском костюме имели пояски. С изготовления этой детали одежды начиналось обучение девочек ткачеству и вышивке. Пояски в основном были мужской частью одежды, их дарили своим мужчинам женщины. По поводу внешнего вида мужчин нужно отметить, что они носили усы и наголо брили головы, оставляя лишь небольшой клок, а женщины носили косы, покрывая после свадьбы голову платком.
"Велесова книга"
О языческом периоде древнерусской культуры мало сохранилось достоверных источников, а также характеризующих быт предметов утвари, поскольку христианизация сопровождалась нещадным уничтожением языческих культов, верований и письменных свидетельств. Достоверно не выяснено, имелась ли у наших предков письменность. Вполне возможно, что все письменные источники, ввиду изготовления их из горючих материалов, были просто уничтожены временем. Стоит упомянуть о спорном свидетельстве наличия у древних славян письменности – "Велесовой книге". К сожалению, в пожаре Второй мировой войны затерялся первоисточник, а сохранились только варианты перевода, к которым официальная история относится с недоверием. Если оригинал все-таки будет найден, то это станет свидетельством наличия у древних славян сложной рунической письменности.
Древнерусская дохристианская культура кратко
Историки, занимающиеся языческим периодом Древней Руси, отмечают несколько характерных черт древнерусской культуры :
- Демократические, братские взаимоотношения с богами влияли и на общественный уклад.
- Верования древних славян были довольно сложной иерархической структурой, поэтому христианский монотеизм оказался понятнее и проще для принятия.
- Язычество древних славян носило огнепоклоннический характер.
- В обществе древних славян не существовало имущественных различий, оно управлялось старейшинами родов, выбираемых людом.
- Славянские племена имели свойственные их территории проживания культурные и религиозные особенности.
- У наших предков не существовало касты религиозных служителей культа.
- Достоверность наличия или отсутствия у древних славян письменности не установлена, но если эта письменность существовала, то была довольно сложной (по сравнению с кириллицей).
Древнерусская культура дохристианского периода ожидала принятие христианства и была подготовлена к такому шагу всем предшествующим развитием. Проникновение письменности в культуру Древней Руси произошло гораздо раньше принятия христианства, что подготовило разные слои общества к христианизации.
Принятие христианства на Руси
Древнерусская культура принятие христианства переживала в течение более семи веков. Об этом периоде написаны тысячи научных исследований отечественных и зарубежных ученых. Традиционно история высказывается позитивно в отношении принятия Древней Русью христианства, объясняя необходимость такого шага и положительные последствия для развития общественных и культурных отношений, а также формирования межгосударственных связей.
Объединение славянских племен, происходившее в VII-IX веках, привело к образованию централизованного государства с воцарением в стольном граде Киеве на долгий период одной династии головных правителей – потомков первого князя Рюрика. В этот же период бурно развиваются торговые и культурные связи Киевского государства с другими странами, многие из которых уже приняли христианство или другую монотеистическую религию. Религиозные миссионеры того времени активно посещают Киев и характеризуют существовавшие там языческие обычаи нелицеприятно, что сказывается на официальных позициях древнерусского государства и органа его управления в мире.
Кроме того, ввиду развития торговых связей начинается активное расслоение общества на богатых и бедных. Возникающее неравенство быстро нарастало и вызывало внутренние недовольства в государстве. Древнерусские князья рано поняли необходимость принятия более простой религии, которая уравнивала бы права бедных и богатых на духовном уровне, а не на общественном, а также являлась бы средством укрепления государственной власти, объединяя паству перед князем, объявляемым божьим помазанником.
Процесс христианизации Руси начался с княгини Ольги, а завершился в период правления ее внука Владимира.
Ускорению процесса христианизации Руси послужило повсеместное распространение православной письменности. Ввиду простоты освоения, азбука Кирилла и Мефодия вошла в быт древнерусских общин вместе с религиозными учениями и христианской моралью византийского происхождения. Параллельно в Киеве долгое время существовали одновременно языческие жертвенники и православные храмы, что говорило о высокой толерантности древних славян к разным вероисповеданиям. Это оказало свое влияние на древнерусскую культуру.
Итоговые предпосылки христианизации:
- Процесс классового расслоения общества, вызванный установлением активных торговых отношений, нарушал многовековое равновесие, что провоцировало междоусобицу внутри общества и между племенами.
- Централизация власти требовала постоянного укрепления устоев власти не только силовым, но и духовным путем.
- Принятие христианского православия было частью торга между Византийской империей и Киевом, в процессе которого каждая из сторон получала определенные выгоды.
- Получение простой письменности позволило в короткие сроки информировать население о принципах другой религии, поэтому процесс христианизации на первом этапе был быстрым и эффективным.
- Христианство было более простой религией, легче понимаемой и объясняемой.
Обогатившись народными традициями языческого периода, христианство получило специфическое развитие и характеризовалось двойственностью – одновременной верой в богов языческих и ведением служб православных.
О том, как принятие христианства повлияло на древнерусскую культуру, написано много исторических трудов, которые характеризуют одновременный быстрый рост в различных направлениях культуры - письменности, строительстве, обработке тканей, художественном промысле, книжном деле, искусстве обработки камней, иконописи. Большое развитие получил процесс просвещения. Управление этим процессом взяла на себя княжеская династия, открывая школы, библиотеки, покупая книги.
О том, как повлияло христианство на древнерусскую культуру, можно сделать вывод, сравнивая оформление языческих служб и православных. Проведение христианских служб требовало соблюдения принятых этой религией канонов, поэтому начинается строительство православных храмов. В связи с этим перенимаются технологии такого строительства и методы украшения построек. На первых порах храмы строились деревянными. Подобные церкви первого периода христианизации существуют в разных уголках прежней территории Киевской Руси и характеризуют культуру древнерусской дохристианской Руси.
Потом начинается возведение больших каменных построек – не только храмов, но и дворцовых палат, для чего приглашались опытные мастера и перенимались технологии изготовления необходимого материала. Примером технологического и культурного прогресса стала Византийская империя. Вместе с православием, наши предки познакомились с методикой храмовой живописи, искусством фрески и мозаики, иконописи и духовного пения.
Христианизация Руси имеет три периода:
- Возникновение Христианства – с VII по X вв.
- Становление христианства государственной религией – X-XI вв.
- Завершительный этап установления христианства – XII-XIII вв.
Развитие древнерусской культуры происходило под влиянием традиций более развитой Византии, ставшей положительным примером как общественного уклада, так и могущества государственного. Но собственные богатые культурные традиции дохристианского периода серьезно влияли на трансформацию полученных знаний, культурного опыта и особенностей общественного развития, рождая самобытный стиль всех культурных направлений.
Древнерусская христианская архитектура
О том, как принятие христианства повлияло на древнерусскую культуру, можно сделать выводы, сравнивая языческие и христианские постройки. В начале XI века было построено большое количество православных храмов, каждый их которых отличался неповторимым стилем, рожденным в недрах синкретического сознания мастеров. Однако и самобытность древнерусской культуры и искусства заслуживают внимания и уважения. Она выражалась в строительстве многокупольных храмовых комплексов, общей пирамидальности стиля построек. Самым первым храмом в Киеве стала Десятинная церковь, которая имела три купола. Далее началось возведение многокупольных соборов и храмов, быстро воздвигающихся во всех городах Древней Руси:
- Софийский собор (Киев);
- Владимиро-Волынский собор;
- Борисоглебский собор;
- Михайловский собор с золотыми куполами (Киев);
- Успенская церковь (Чернигов);
- Киево-Печерская Лавра (Киев).
Древнерусская архитектура удачно соединила в себе византийский и романтический стили.
К сожалению, до наших дней дошли не все постройки начального периода христианизации Руси. Например, на западных землях славян (княжество Галицко-Волынское) православные храмы в XIII–XV веках активно уничтожались католической церковью, поэтому об особенностях построек можно узнать только из литературных описаний.
По заказу новгородских князей в XII веке были построены соборы в Юрьевом монастыре. Самый удивительным из них можно назвать Георгиевский собор (1119), имеющий трехглавую асимметричную композицию, повернутую к западу, что нетипично для православных храмов. Собор построен из каменных блоков и кирпича. Зодчим был мастер Петр.
Иконопись, живопись, фресковая роспись
Наиболее популярным образом у наших предков была Богоматерь. Первую икону с ее изображением Владимиру подарили византийцы.
Далее иконы писались в монастырях безызвестными мастерами. Великолепным примером монументального искусства является изображение Богоматери Оранты в Софийском соборе в Киеве. Первые евангельские книги оформлялись полностью вручную и украшались миниатюрами, заставками, орнаментами, в которых проступали черты языческой культуры.
Особенностью древнерусской культуры после принятия христианства в живописи является жизнерадостность и использование позитивных декораций в оформлении храмов, что разительно отличалось от канонической византийской школы. Росписи соборов также имели разные техники, что объяснялось искусством сформировавшихся различных школ внутри древнерусского государства: веселые и пышно оформленные храмы восточных земель контрастируют со сдержанной росписью северных.
Как повлияло на древнерусскую культуру византийское искусство
Благодаря византийской школе, древнерусские мастера научились получать стекло и керамику. Женские предметы украшений того периода и домашняя утварь отделывались тонкой резьбой и витиевато расписывались. Основные направления прикладного искусства в то время:
- Гравировка.
- Резьба по дереву.
- Вышивание золотом.
- Производство оружия и доспехов.
Славились мастерством новгородские оружейники, имевшие новые технологии для производства более прочного и гибкого холодного оружия, а также мастера по кости, стеклу и дереву.
Литература
Основным типом литературного творчества в древнерусской культуре и искусстве стало написание летописей. Этим занимались самые образованные и ответственные люди, выражавшие идеи и интересы княжеских ветвей. Летописи составлялись киевскими, полоцкими, новгородскими писцами.
Историческое писание, начатое в 997 году, продолжилось монахом Нестором и вошло в историю как "Повесть временных лет".
На сегодняшний день это основной источник по древнерусской истории.
Позже появились жизнеописания православных русских святых.
Из светской литературы известны «Христианская топография», «Физиолог», «Шестоднев». Эти книги отражали знания о внешнем мире или рассказывали о дальних путешествиях. Также к светской литературе можно отнести сочинения Иосифа Флавия и жизнеописание Александра Македонского.
Героический былинный эпос
Из-за постоянно возникавшей внешней угрозы со стороны кочевых племен фольклор древних славян пополняется былинным героическим эпосом, в котором повествуется о борьбе с иноземными врагами. В основе этих произведений - исторические события и реальные народные герои. Однако былины не были точны в описании событий и содержали в себе как исторические факты, так и явно фантастические сюжеты. Былин того времени собрано очень много. Все их многообразие можно разделить на три этапа:
- О дружиннике Микуле Селяниновиче, сражавшемся с варягами.
- О Владимире «Красно Солнышко», Илье Муромце и других богатырях.
- О Владимире Мономахе, защитившем родную землю от половцев.
Особенности развития древнерусской раннехристианской культуры и искусства:
- Характеризуется безымянностью (авторство неизвестно). Эта особенность, к сожалению, скрыла для потомков имена великих древних мастеров, участвовавших в создании первых грандиозных христианских памятников Древней Руси.
- Культура древнерусского государства поддерживала основы государства.
- Русские мастера переняли стиль византийской культуры и разбавили его самобытным многовековым языческим мастерством.
- Появление специфических, соответственных эпохе и историческим событиям фольклорных направлений.
- Развитие различных школ мастерства в территориальных центрах Древней Руси.
- Общий позитивный и воодушевленный характер произведений искусства того периода.
Влияние на особенности древнерусской культуры оказало православие. Оно ориентировало человека не на изменение внешних факторов социальной жизни и борьбу с классовым неравенством, а на одухотворение жизни и принятие «данного Богом» порядка.
Если охарактеризовать древнерусскую культуру кратко по итогам христианизации, то ее прогресс в христианский период очевиден. Принятие христианства значительно обогатило культуру славян. И всего за пару веков Русь преобразилась и вошла в мировую политику полноправным цивилизованным игроком.