Дрогнула рука мастера? Почему портреты некоторых королей такие неудачные | Nastroy.net

29.05.2019 15:41

Традиция рисовать королей, королев, императоров, членов их семей, близких и дальних родственников так же стара, как человеческая цивилизация. Искусство находилось на службе у правителей с начала истории, со времен древних царств Египта, Китая и Месопотамии. Но не всегда эти портреты вызывали восхищение у зрителей.

Традиция королевского портрета

Искусство на протяжении сотен лет процветало благодаря покровительству сильных мира сего, но монархи часто оставляли слишком мало возможностей для свободного самовыражения и ограничивали воображение художников личными требованиями, строгими правилами и заранее установленными стандартами.

Правители нередко просили, чтобы их портреты были максимально лестными. С другой стороны, из под кисти художников иногда выходили довольно странные работы, как, например, портрет императора Священной Римской империи Леопольда I, написанный Бенджамином фон Блоком примерно в 1670 году.

Правда против вымысла

Многие представители аристократии имели те или иные дефекты внешности, которые они требовали скрывать. Иногда художникам это удавалось, а иногда они принципиально отражали истинный облик правителя. Как эти портреты способствовали формированию общественного имиджа монарха - это другой вопрос. У некоторых художников просто не было навыков, а другие не смогли представить правителей в выгодной манере, как, например, принцессу Марию Анну Баварскую на портрете неизвестного художника.

Некоторые из живописцев, такие как испанский художник XIX века Франсиско де Гойя, намеренно рисовали монархов, пренебрегающих судьбами граждан своего государства, так, чтобы они казались уродливыми. Это была своего рода форма критики, которую могли себе позволить только художники, такие как Ян Тома, изобразивший императора Леопольда.

Отражение действительности

Иногда было очень трудно переосмыслить и корректно передать внешний вид правителя, потому что некоторые из них рождались с врожденными пороками развития. Поскольку генетическая наука появилась только в наше время, инбридинг, или близкородственные отношения, был обычным явлением среди королевских семей, а брак считался продолжением политики и дипломатии.

Возможно, самым известным случаем такой деформации является так называемая «челюсть Габсбургов», сильно выступающая нижняя челюсть, физическая особенность, которая возникла в результате того, что многие поколения этого рода вступали в кровосмесительные отношения. Этот дефект модно разглядеть на портрете короля Испании Филиппа IV, написанного Диего Веласкесом в 1643 году.

Традиция создания портретов до сих пор сохраняется в существующих поныне королевских семьях, как в Великобритании. И, как и прежде, иногда возникают споры о том, насколько хорошо был изображен член королевской семьи. Один из последних подобных споров произошел в 2013 году, когда несколько критиков задались вопросом, был ли портрет Кейт Миддлтон, написанный Полом Эмсли, подходящим или неподходящим для изображения герцогини Кембриджской. Но для сравнения можно посмотреть на другие портреты, например на изображение Якова II Шотландского.

И после этого, наверное, можно все же снисходительнее отнестись к художнику, который нарисовал герцогиню.

Источник