Две милые мои Элли. Я по вам уже соскучился… : как сложилась судьба американской дочери Владимира Маяковского | Nastroy.net

10.06.2019 15:42

Американская любовь Владимира Маяковского оставалась тайной вплоть до 1991 года. Две милые Элли поэта-революционера скрывались за океаном и хранили тайну, опасаясь за свою безопасность. Когда стало можно открыто говорить о Маяковском, Элли Джонс и ее дочь Хелен Патрисия Томпсон прекратили скрываться. Как сложилась судьба заокеанской дочки великого поэта?

Далекий роман

Падение железного занавеса и развал СССР позволили Хелен приоткрыть завесу тайны и посетить страну своего отца, начав изучать его жизнь. В России Патрисия Томпсон известна как Елена Владимировна Маяковская - именно так она представлялась под конец жизни, получив право открыто заявлять о родственных связях с советским поэтом.

Американское путешествие Маяковского заканчивалось, и он направлялся в СССР. В США у него закрутился роман с русскоязычной переводчицей немецкого происхождения - Элли Джонс. Семья девушки переехала в Россию по приказу Екатерины, но во время революции эмигрировала в США. Закономерным итогом трехмесячного романа стало рождение летом 1926 года дочки Елены.

Элли на момент знакомства с Маяковским была замужем. Ее брак с Джорджем Джонсом был фиктивным: англичанин помог ей эмигрировать из революционной России сначала в Лондон, а уже оттуда в Америку. Родившейся девочке Джонс дал свою фамилию, благодаря чему она смогла получить американское гражданство.

Американская тайна

Патрисия всю жизнь считала, что причиной, по которой ее мать хранила тайну происхождения дочери, был страх перед НКВД. По той же причине Маяковский не указал их в своем завещании. В три года Патрисия встретилась с отцом в первый и последний раз в Ницце. Она на всю жизнь запомнила те счастливые дни и радость поэта от встречи с любимой Элли и собственной дочкой.

В Россию Елена Владимировна приехала только в 1991 году. Она тщательно изучала биографию отца, общалась с родственниками, исследователями, литературоведами, закапывалась в архивах. На основании полученных данных она сделала вывод, что очень похожа на Маяковского и посвятила всю свою жизнь тому же, что и он - служению людям и просветительской деятельности. Будучи профессором, Елена Владимировна выпустила учебные пособия, занималась редактурой романов, работала в издательствах и читала лекции. У нее сохранились аудиозаписи, на которых мать вспоминала о Маяковском. На основании этого материала она выпустила издание "Маяковский на Манхэттене".

Судьба дочери поэта

Личная жизнь дочери поэта сложилась более чем удачно: ее сын, Роджер Томпсон, успешный адвокат. Сама Елена Владимировна прожила 90 лет, завещав развеять свой прах над могилой отца на Новодевичьем кладбище. Так же поступили с прахом ее матери - еще в первый приезд в Россию Хелен Томпсон похоронила его рядом с могилой Маяковского.

Роджер Томпсон планирует в будущем издать книгу о собственной матери под названием "Дочка". Именно так Маяковский упоминал о ней в своих дневниках. Однажды Елена Владимировна призналась, что Лиля Брик приложила немало сил, чтобы уничтожить все свидетельства американского романа, но ей это так и не удалось: в одном из дневников дочери поэта удалось найти сохранившийся лист, на котором было написано это слово.

Источник