Французская актриса Сара Бернар: биография, личная жизнь, творчество | Nastroy.net

06.09.2018 04:00

Французская актриса Генриетт Розин Бернар, которую поклонники называли Божественной Сарой, признана первой звездой международной сцены. Она сыграла около 70 ролей в 125 постановках в Европе, США, Канаде, Южной Америке, Австралии и на Ближнем Востоке. Заметными ролями Сары Бернар в театре были Федра Жана-Батиста Расина, Тоска и Теодора Викторьена Сарду, Адриенн Лекуврер Эжена Скриба, Донья Соль из «Эрнани» Виктора Гюго и Маргарита Готье из «Дамы с камелиями» Александра Дюма-сына. Она управляла несколькими театрами в Париже, прежде чем арендовала «Театр наций», переименованный позже в «Театр Сары Бернар» (сегодня это «Театр де ла Вилль»). Бернар выступала в качестве публичной персоны, сценические романы и трагедии которой наполняли ее собственную жизнь.

Ранняя биография

Сара Бернар была дочерью голландской куртизанки еврейского происхождения Юлии Бернар. Родилась 23 октября 1844 года. Ее свидетельство о рождении было утеряно, и биографы часто указывают дату 22 октября. Сара была старшей из трех незаконнорожденных дочерей Юлии. Второй была Жанна (1851–1900), а третьей – Регина (1853–1884). Неясно, кем был отец великой актрисы. Предполагается, что это был молодой студент по имени Морель, который впоследствии сделал карьеру офицера военно-морского флота. Когда Саре было 13 лет вместо отца в ее свидетельстве о крещении подписался ее дядя Эдуард.

Детство девочки прошло в пансионе, где за ней ухаживала няня, а затем в школе-интернате близ Версаля. Большую часть времени мать отсутствовала. Учитывая религиозное образование, девочка хотела стать монахиней. И все же, когда ей исполнилось 16, любовник ее матери Шарль Дюк де Морни, незаконнорожденный сводный брат Наполеона III, устроил ее в театр.

Учеба и сценическое имя

В течение двух лет Бернар училась актерскому мастерству в Парижской консерватории, где ее идеалом стала выпускница этого учебного заведения знаменитая актриса Рахиль, которая тоже была еврейкой. На протяжении всей своей карьеры у Сары был ее портрет, с которым она постоянно себя сравнивала. Рахиль стала знаменитостью в Париже и Лондоне благодаря исполнению роли Федры в 1843 г. и Адриенны Лекуврер в 1847 г.

Выбирая сценическое имя, Бернар знала, что слава Рахили и ее собственная будущая репутация будут связаны с романтическим и антисемитским интересом к еврейским женщинам. Их происхождение порождало дискриминационные антисемитские карикатуры, которые атаковали их, например, за предполагаемую жадность. Национальность актрис подчеркивалась в антисемитских романах и псевдобиографиях, таких как «Дина Самуил» Фелисьена Шампсо, «Мемуары Сары Барнум» Мари Коломбье и др.

После франко-прусской войны 1871 г. Бернар была вынуждена защищаться от обвинений в том, что она была еврейкой и немкой, гордо признав первое и отвергнув второе. В письме, написанном в связи с этими обвинениями, она повторно признала свою еврейскую идентичность. Иностранный акцент, о котором она очень сожалела, Бернар называла космополитичным, но не тевтонским. Она утверждала, что является дочерью великой еврейской расы, и ее необузданный язык – это результат вынужденных скитаний.

Когда Сара достигла славы и независимости, она возила свою труппу по всему миру, превратившись из отвергнутой странницы в международную звезду, почитаемую всеми.

Начало карьеры

В 1862 г. актриса Сара Бернар впервые выступила в национальном театре Comédie Française в роли героини пьесы Расина Ифигении. Но уже через несколько месяцев она была уволена после того, как дала пощечину старшей актрисе, оскорбившей ее. Недовольная маленькими ролями, которые ей давали в модном театре Gymnase-Dramatique, она сбежала в Брюссель. 22 декабря 1864 г. Бернар родила своего единственного сына Мориса. Это был плод ее любви с Анри Принсом де Линем.

В 1866 г. она начала работать в «Одеоне». В 1868 г. Бернар добилась первого публичного успеха, играя соблазнительную Анну Демби в «Кине» Александра Дюма. Критики отметили ее эксцентричный костюм и теплый голос. В том же году она сыграла Корделию в «Короле Лире» Шекспира. В 1869 году большим успехом пользовалась ее роль мальчика-менестреля Занетто, ухаживающего за пожилой куртизанкой в одноактной пьесе «Прохожий» Франсуа Коппе.

Во время франко-прусской войны Бернар открыла в «Одеоне» больницу. Когда Виктор Гюго вернулся из ссылки, она блестяще сыграла королеву Марию в его «Рюи Блазе». Аудитория была очарована ее жестами, выразительным голосом и превосходной декламацией.

В 1872 г. успех актрисы убедил Comédie Française пригласить ее снова. В последующие годы она полностью развилась и стала знаменитостью благодаря исполнению роли Федры и Доньи Соль.

Таланты актрисы

Бернар разработала собственный эмоциональный романтический актерский стиль, основанный на лирическом голосе, эмоциональной игре, срыве ожиданий зрителей в отношении ее персонажей, раскрытии силы в слабости и слабости в силе. Она выразительно играла травести, такие как Занетто в «Прохожем» и Гамлета Шекспира. Однако суть выступления была изобразительной.

Память у Сары Бернар была удивительной. Она очень быстро запоминала роли, прочитав текст 2–3 раза. Но после прекращения выступлений она полностью забывала текст. В начале карьеры у Бернар случались приступы потери памяти, и у нее была боязнь сцены.

Помимо сцены Сара занималась скульптурой и добилась некоторого успеха, выставлялась в Парижском салоне между 1876 и 1881 годами. В 1880 г. она выставила там свою картину. Тем не менее, ее наибольшим талантом было проецирование эмоциональных поз в незабываемые сцены. Она беспокоилась о том, чтобы ее внешность гармонировала с шедеврами (например, играя Теодору, она одевалась так же, как императрица в мозаичных росписях в Равенне), или рекламировалась как таковая благодаря портретам, плакатам и фотографиям, на которых она изображалась в ключевых сценах. Знаменитым стало фото Бернар в роли Меландри, на котором она запечатлена лежащей с закрытыми глазами в гробу, повторяя картину «Офелия» сэра Джон Эверта Милля и «Юную мученицу» Поля Делароша. Изображение служило рекламой ее любимых сцен умирающих героев, таких как Маргарита, Федора и Адриенна, безжизненно падающих в объятия своих любовников.

Богемная жизнь

В 1876 году в личной жизни Сары Бернар произошла трагедия: умерла ее мать. В том же году ее репутация роковой женщины спровоцировала скандал, когда в защиту ее чести на дуэль были вызваны два журналиста.

В то же время она покинула свою квартиру на Рю-де-Ром и переехала в свой недавно построенный величественный дом на углу улицы Фортуни и проспекта де Вильерса. Ее друзья – известные художники Гюстав Доре, Жорж Клерин, Луиза Аббема и Филипп Парро – расписали стены ее дома аллегорическими картинами. Художественный бастион символизировал ее новый богемный образ жизни.

В отличие от других известных европейских салонов II половины XIX в., главной достопримечательностью ее дома были не гости, а сама хозяйка. Среди друзей Бернар были авторы Джордж Санд и Виктор Гюго, художник Густав Моро, романист Пьер Лоти и такие драматурги, как Жан Ришепен и Жюль Ламетр, также являвшиеся ее любовниками.

Международный успех

В июне и июле 1879 г. Сара Бернар в составе Comédie Française произвела триумфальный дебют в лондонском театре Gaiety. А в начале 1880 г. она ушла из театра и со своей труппой отправилась в турне по Европе и США. Для американского турне Бернар выбрала пьесы, в которых лучше всего проявлялись ее таланты: «Федру», «Адриенну Лекуврер», «Эрнаниту», «Фру-Фру» Анри Мельяка и Людовика Галеви и еще не сыгранную «Даму с камелиями» Дюма-сына. Ее тур имел огромный финансовый успех.

В начале 1882 г. Сара встретила Аристидиса Дамалу, офицера греческой армии, который был младше ее на 12 лет. Они поженились в Сент-Эндрю на протестантской церемонии в Лондоне в конце успешного тура по Италии, Греции, Венгрии, Австрии, Швеции, Англии, Испании, Португалии, Бельгии, Голландии и России. Почитаемая наравне с членами королевских семей, Сара была признана высшим дворянством. Король Италии Умберто подарил ей восхитительный венецианский веер, король Испании Альфонсо XII дал ей бриллиантовую брошь. После ее выступления в «Федре» император Австрии Франц-Иосиф надел на нее старинное ожерелье. В Санкт-Петербурге царь Александр III был глубоко тронут ее искусством.

Приобретение театра

В июле 1882 г. после возвращения во Францию Сара Бернар, воодушевленная успехом ее труппы, купила на имя сына Мориса театр de l’Ambigu. Это решение стало ее первой управленческой катастрофой, которая, однако, сопровождалась ее триумфом как актрисы бульварного театра.

Драматург Викторьен Сарду предложил ей свои мелодраматические сценарии, которые подчеркивали ее таланты. С согласия Бернар он писал такие пьесы, как «Федора», «Теодора» и «Тоска». Поскольку она получила самую высокую плату как актриса, ее театр влез в огромные долги. Сын Морис отказался от руководства, и Бернар арендовала большой 1800-местный театр «Порт Сен-Мартен».

После успеха «Фру-Фру» и «Дамы с камелиями» новая пьеса Ришепена «Нана Сахиб», написанная специально для нее, потерпела фиаско. Бернар вернулась к «Даме с камелиями», чтобы спасти театр от финансовой катастрофы.

Работа в театре «Порт Сен-Мартена»

В сентябре 1884 г. Сара Бернар начала успешное сотрудничество с Феликсом Дюкенелем в качестве нового директора «Порт Сен-Мартена» и Сарду в качестве драматурга. Их главной сенсацией стала пьеса «Теодора», премьера которой состоялась 26 декабря 1884 года. В 1885–86 гг. она была сыграна 300 раз в Париже и более 100 раз в Лондоне. В 1886 г. Бернар отправилась в тур по Южной и Северной Америке, начиная с Бразилии. Летом 1887 г. она вернулась в Париж и с гордостью похвасталась друзьям, что тур сделал ее богатой. Бернар купила дом на бульваре Перейр, 56, где жила до своей кончины. В том же году ее сын Морис женился на польской княжне Марии-Терезе Яблоновской. Партнерство Бернар с Дюкенелем и Сарду достигло еще большего триумфа с постановкой «Тоски».

В 1889 г. ее муж умер от передозировки морфина.

Через несколько месяцев после того, как у актрисы Сары Бернар появилась внучка Симона, она попросила Дюкенеля руководить постановкой новой пьесы Эмиля Моро «Процесс Жанны д'Арк». Игрой 19-летней девы 45-летняя актриса восстановила свою честь, поскольку до сих пор отождествлялась ​​с ролями порочной королевы, проститутки и дамы сомнительного поведения. Хотя пьеса была зрелищной и успешной, она закрылась после 16 недель, потому что Бернар физически страдала от необходимости постоянно падать на колени. Успешное партнерство было приостановлено с провалом «Клеопатры» Сарду в 1890 году.

Мировое турне

В 1891 году Бернар отправилась в очередное мировое турне. В июне 1892 г. она уехала в Лондон репетировать «Саломею» Оскара Уайльда, написанную специально для нее по-французски. Репетиции были прерваны из-за отказа лорда Чемберлена предоставить разрешение на ее показ в Англии. Через год она продала театр «Порт Сен-Мартен», и ее агент организовал покупку Théâtre de la Renaissance, предназначенного для небольших постановок и интимных вечеров, оформленных в стиле рококо. Бернар вернулась во Францию ​​из мирового турне самой богатой и популярной актрисой того времени. Ее капитал составил 3,5 млн франков.

Творческие поиски

Пять лет, которые Сара Бернар посвятила оттачиванию каждого аспекта репетиции, были самыми инновационными. Она была готова экспериментировать с такими молодыми писателями, как Жюль Леметр и Октав Мирбо. Обращение последнего к теме бастующих фабричных рабочих вызвало скандал, который заставил ее временно закрыть театр. Пьеса «Принцесса Греза» (1895) Эдмона Ростана явилась ее попыткой присоединиться к современному символистскому театру. Но ей не удалось извлечь выгоду из мистицизма и религиозности, играя в спектаклях по пьесам Сарду «Спиритизм» и Ростана «Самаритянин». Соревнуясь с сенсационным сезоном 1897 г. Элеоноры Дузе, в следующем году Бернар представила «Мертвый город» любовника Дузе Габриэле Д'Аннунцио. Однако долги ее театра составили 2 млн франков.

«Театр Наций»

В январе 1899 г., решив избежать дальнейших финансовых потерь, Бернар взяла в оренду на 25 лет «Театр Наций» в Шателе, принадлежавший Парижу. Театр был монументальным, позволяя ей в возрасте 55 лет находиться на безопасном расстоянии от аудитории. Она отремонтировала помещение в соответствии с ее звездным статусом. Фойе стало ее собственным маленьким Лувром. Здесь были представлены большие полотна Аббемы, Клерена, Луи Бернара и Альфонса Мухи, изображавшие актрису в роли самаритянки, Гисмонды, Теодоры, Маргариты Готье («Дама с камелиями»), принцессы Грезы и сына Наполеона.

Театр открылся с возрождением «Тоски», продолжил спорное исполнение роли Гамлета. Сара Бернар добилась триумфа благодаря ее травести-роли в «Орленке» Ростана в марте 1900 г. Одетая в военную форму, она изобразила 17-летнего сына Наполеона. Постановка была приурочена к Парижской выставке, которая привлекала большие толпы и поощряла патриотический дух. Сара дала 250 спектаклей «Орленка», заслужила уважение и стала национальной героиней.

В 1903 г. был достигнут дальнейший успех благодаря седьмой и последней по счету исторической мелодраме Сарду «Волшебница», место действия которой происходит в Толедо во времена инквизиции. Сара исполнила роль страстной цыганки, преследуемой злодеем. В 1904 г. она сыграла Пеллеаса в лондонской постановке «Пеллеас и Мелизанда» Мориса Метерлинка.

Поездки в Америку

В 1905 г. Бернар отправилась в длительный тур по Америке. Во время своего последнего выступления в «Тоске» в Рио-де-Жанейро с ней произошел несчастный случай, из-за которого спустя десятилетие ей ампутировали правую ногу.

В марте 1906 г. она выступала в огромном шатре, вмещающем 5 тыс. зрителей, в Канзас-Сити, Далласе и Уэйко. В 1906 г. после ее возвращения в Париж, она сыграла святую Терезу в скандальной пьесе «Дева Авила» Катуле Мендеса.

В октябре 1910 г. после успешного выступления в Лондоне с «Орленком» Бернар в возрасте 66 лет снова отправилась в Америку. Ведущим тура она избрала 27-летнего красавца Лу Телегана, который стал ее любовником на следующие 3 года.

Фильмография Сары Бернар включает несколько немых фильмов, но единственным успешным была картина 1912 г., в которой она сыграла английскую королеву Елизавету. После возвращения в Париж в конце 1913 г. она исполнила в пьесе Тристана Бернара «Жанна Доре» роль Сары, матери человека, который убил соперника, похитившего его невесту.

В 1914 г. актриса стала кавалером французского Ордена Почетного легиона.

Поддержка армии

Во время Первой мировой войны Бернар посещала французских солдат на фронте и снялась в агитационном фильме «Французские матери». В этом году в возрасте 70 лет она уехала в свой последний американский тур, который продолжался 18 месяцев. Она была принята как знаменитость и выступала на публичных собраниях, призывая американцев присоединиться к союзникам. Хотя Бернар была лишена возможности свободно передвигаться по сцене, достаточно было одного ее голоса, чтобы привести аудиторию в экстаз.

Последние годы жизни

В 1920 г. Бернар играла в «Атали» Расина, представляя монолог стареющей женщины. Она выступала в «Данииле» Луи Вернея и в «Глуаре» Мориса Ростана. Осенью 1922 г. Бернар дала бенифис, чтобы собрать деньги для лаборатории мадам Кюри, играя в «Рейн-Армане» Вернея.

В начале марта 1923 г. голливудский агент предложил ей главную роль в фильме Саши Гитри. Вскоре после этого 26 марта 1923 года Бернар умерла от уремии. Состоялась массовая похоронная процессия из дома на бульваре Перейр в церковь св. Франциска Сальского и оттуда до кладбища Пер-Лашез. Там и расположена могила Сары Бернар.

Произведения

Бернар писала поэзию, прозу и пьесы. В 1878 г. она опубликовала прозаический этюд «В облаках». Бернар написала две пьесы, в которых сама же и сыграла: одноактную мелодраму о прелюбодеянии L'Aveu (1888) и 4-актную пьесу «Сердце мужчины» (1911). Кроме того, она адаптировала драму «Адриенн Лекуврер» (1907). Бернар написала автобиографию «Моя двойная жизнь» (1907) и два вымышленных эпизода из своей жизни – роман «Маленький идол» (1920) и Jolie Sosy. Ее ретроспективный обзор актерского мастерства и театра опубликован в книге «Искусство театра» в 1923 г.

Источник