Имя Галины Волчек известно всем россиянам вне зависимости от возраста. Старшее поколение помнит ее как основательницу и главного режиссера одного из самых известных театров страны - «Современника», молодежь может увидеть Волчек в старых советских фильмах и телевизионных проектах. Биография Галины Волчек демонстрирует судьбу удивительно творческого и проницательного человека. Она всегда чутко ощущала происходящие события и могла интерпретировать историю в своих театральных проектах. Ее называют «Железной леди», студенты ее боятся и благоговеют перед ней.
Детство. Семья
Волчек Галина Борисовна родилась в творческой и известной семье. Ее отец, Борис Израилевич, участвовал в постановках многих известных советских кинолент: «Тринадцать», «Белый клык», «Ленин в октябре». Был лауреатом четырех престижных правительственных наград и профессором института кинематографии им. Герасимова. Мать также работала в театре, была успешным сценаристом.
Маленькую Галю с детства окружали творческие и активные люди. Девочка росла очень серьезной и спокойной, целыми днями читала книги и тренировалась в выразительном чтении. Из школы Галя приносила только грамоты и отличные оценки, но в одном из интервью Галина Борисовна призналась, что уже тогда в ней зрел протест против правил и порядков. Это чувство в последующем стало основным двигателем в биографии Галины Волчек. Даже вскоре после окончания школы она решила поменять фамилию на Волчок, но вскоре поняла нелепость этой затеи.
Начало творческой деятельности
Во время Великой Отечественной войны семью Волчек вместе с труппой эвакуировали из осажденной Москвы. Спустя немного времени она пережила развод родителей и осталась жить с отцом. Родители настаивали на продолжении семейной театральной традиции и хотели, чтобы дочь поступила в литературный институт. Но Галина уже давно мечтала о МХАТе, тогда эта школа-студия считалась самой престижной в СССР.
Во МХАТе будущий режиссер Галина Волчек училась вместе с будущими метрами советского театра и кино Евгением Евстигнеевым, Игорем Квашой, Лилией Толмачевой и Олегом Табаковым. Союз таких активных и творческих людей не мог не закончиться масштабной и оригинальной идеей. Еще во время учебы молодые люди решили создать новый русский театр. И после окончания учебы в 1956 году труппа молодых актеров во главе с Олегом Ефремовым организовали новую Студию молодых актеров «Современник».
«Современник»
Поначалу в театре царил дух демократии. Каждый из членов группы получил свою особую должность. Так, Олег Ефремов, по общему согласию был выбран директором, Олег Табаков отвечал за творческую деятельность, Галина Волчек - актриса, а с 1962 года - режиссер театра. С первых спектаклей труппа громко заявило о себе, их репертуар сильно отличался от всего, что было раньше в Союзе.
В театре установилась свободная творческая атмосфера, каждый из актеров, сценаристов и постановщиков мог внести свои предложения и идеи. В период оттепели театру развязали руки, на сцене ставились весьма смелые представления, в которых поднимались проблемы современности и психологии человека. Начинания молодых активистов поддерживала министр культуры Екатерина Фурцева.
Перелом произошел в начале 70-х годов, когда все больше стала прогрессировать цензура, Ефремов получил предложение возглавить МХАТ. В первый год после его ухода «Современником» управлял Табаков, но на одном из собраний было единодушно решено выбрать новым художественным руководителем Галину Волчек. Биография молодой актрисы сделала неожиданный и крупный скачок.
Руководство Волчек
Галина получила театр на грани закрытия, дух труппы был подорван, многие увольнялись или ждали серьезных перемен. Но начинающий руководитель не растерялась и даже в условиях жесткого прессинга от вышестоящих инстанций и маленького бюджета смогла поставить новый, уникальный спектакль по мотивам повести начинающего писателя Чингиза Айтматова. Постановка происходила с минимальными декорациями и гримом под музыку Микаэа Таривердиева.
В середине 70-х театр «Современник» Галины Волчек получил новое развитие. Галина Борисовна не боялась привлекать в коллектив молодых и амбициозных режиссеров и постановщиков. Среди них были Товстоногов, Иосиф Райхельгауз. Появились новые перспективные актеры: Василий Шукшин, Станислав Садальский, Константин Райкин, Валентин Гафт, Юрий Богатырев и еще много прославленных в будущем имен. Самыми известными постановками, прославившими театр «Современник» в эти годы, стали «Крутой маршрут», «Три товарища».
Съемки в кино
Галина Борисовна показала себя не только как талантливый художественный руководитель, но и как хороший организатор. При ней труппа театра успешно гастролировала по всей территории СССР и даже за рубежом. Актеры с разнообразным репертуаром проехались по Германии, США, Финляндии, Швейцарии и Франции. И везде «Современник» ждал оглушительный успех. В Америке театр выступил на Бродвее. Это был второй случай, когда советская труппа получила доступ к известной сцене.
Не забывала Волчек и свое первое образование и периодически снималась в кино. Большинство ролей были эпизодические, но яркие и надолго запомнились советским зрителям. Ниже приведена фильмография Галиныа Волчек:
- «Дон Кихот», 1957 год – дебют молодой актрисы в роли служанки;
- «Грешный ангел»;
- «Строится мост»;
- «Берегись автомобиля» - небольшая, но точная роль покупательницы магнитофона у советского «барыжника»;
- «Король лир», 1970 г.;
- Сказки «Про Красную шапочку» и «Русалочка»;
- «Осенний марафон».
С 1996 года Галина Волчек стала все чаще появляться в документальных проектах, посвященных деятелям театра и кино. За долгую жизнь и творческую деятельность она работала и встречалась со многими известными личностями и могла много рассказать об их работе.
Общественная деятельность
С конца 90-х годов Галина Борисовна Волчек активно участвует в общественной и политической жизни страны. В 1995 году ее имя включили в список кандидатов Всероссийского общественно-политического движения «Наш дом – Россия». В 1999 году была выдвинута в качестве депутата Государственной думы, но впоследствии отказалась от этого поста. Галина Борисовна несколько раз была в составе жюри игры КВН, а также председателем жюри на «Кинотавре».
Личная жизнь
Галина Борисовна в работе и в жизни вполне оправдывает свою заводную фамилию. Ее коллеги отмечают неуемную энергию своего художественного руководителя, оптимизм и постоянный поиск чего-то нового и еще не открытого. Особый характер проявился и в личной жизни Галины Волчек. Еще в период обучения в школе-студии МХАТ Галину связывали теплые чувства с Игорем Квашой, но когда на горизонте появился харизматичный Евгений Евстигнеев, Кваша остался только хорошим другом.
Семья Волчек поначалу искренне недоумевала над выбором дочери. Чуть лысоватый, сутулый, Евстигнеев не производил сильного впечатления, но Галина была непреклонна, и вскоре пара расписалась. Через год родился сын Денис, ныне известный режиссер и театральный деятель.
Появление ребенка никак не сказалось на творческой деятельности Волчек. Уже через 17 дней она вышла на работу. Впоследствии Галина Борисовна с горечью вспоминала, что многое недодала сыну. Для всех стала неожиданной информация о разводе творческой пары. Причиной послужили слухи о любовных похождения Евстигнеева в театре. По словам Галины, она просто не могла быть номером 2.
Второе замужество
Вторым главным мужчиной в биографии Галины Волчек стал Марк Абелев, профессор строительного вуза. Есть мнение, что их познакомил Игорь Кваша в благодарность Волчек за то, что она чуть раньше свела его с будущей женой. Марк стал настоящим отцом для пятилетнего Дениса.
Муж и жена оказались оба сильными личностями и лидерами, в паре постоянно шла борьба за то, кто главный. Кроме того, вокруг Галины постоянно крутилось множество мужчин, а Марк серьезно ревновал.
Признание
Со всеми своими мужьями Галина Волчек расставалась друзьями, без взаимных претензий и ссор. Оба мужа потом нашли новых жен. Последние годы Галина Борисовна живет одна. Но, по ее собственным словам, она давно отдалась театру, и никакая другая семья для нее невозможна. Надо отметить, что все работники театра высоко ценят самоотверженность Волчек и всегда стараются воздать ей все почести. Так, на одном из спектаклей, когда занавес поднялся, все актеры вышли в зал с цветами и поздравили художественного руководителя с днем рождения. Не ожидавшая ничего подобного Галина Борисовна расплакалась на глазах актеров.
Волчек имеет множество государственных наград. В ее копилке званий - «Заслуженная артистка РСФСР», «Народная артистка», а также Галина Борисовна была награждена Орденом «За заслуги перед отечеством» III, II и I степени. В 2017 году Президент России вручил ей новую грамоту - о присвоении звания «Герой труда Российской Федерации».