Существует точка зрения, согласно которой искусство - это не только привычные нам картины и статуи. Объектами созерцания могут быть и динамичные объекты, которые становятся больше и меньше по объему, выше и ниже по высоте. Сегодня искусство все чаще приобретает вид интерактивного. Ниже речь пойдет о весьма необычных инсталляциях.
"Без названия"
Это произведение, созданное Феликсом Гонзалесом-Торресом, американцем кубинского происхождения, еще его называют "Портрет Росса". В действительности это большая куча конфет в обертке весом порядка 90 килограммов. Посетителям предлагается съедать по одной конфете, в результате чего их количество неуклонно уменьшается.
Эта динамика символизирует уменьшение веса художника Росса Лэйкока, который умер в результате осложнений от заболевания СПИДом. Он был партнером художника, также умершего от этой болезни. При этом музейные работники и периодически восполняют запасы съеденных конфет.
"Без названия-2"
Этот объект также придуман Феликсом Гонзалесом-Торресом и представляет собой двое висящих рядом часов, которые тикают синхронно друг с другом и показывают одинаковое время. Смысл этой инсталляции состоит в следующем. Однажды батарея одного из приборов придет в негодность, а другая будет действовать, что явило собой символ отношений между художником и его умиравшим партнером Лэйкоком.
В каждом из музеев могут висеть и неодинаковые экземпляры, но их стиль и размер должны быть идентичны. Когда часы останавливаются, их либо починяют, либо заменяют.
"Исчезающая комната"
Это простая, но довольно привлекательная инсталляция, придуманная японкой Яеи Кусамой. Первоначально она представляла собой чисто белое помещение, которое должно постепенно исчезнуть. Но не в прямом смысле, а после того как его стены будут полностью "разрисованы" посетителями при помощи использования ярких наклеек.
Каждый из посетителей может взять яркий кружочек и приклеить его в любом месте, что приведет к превращению комнаты из белой в разноцветную. Идея художницы состоит в том, чтобы объединить посетителей в совместном преобразовании окружающего пространства.
"Цветочная одержимость" (главное фото)
Это еще одна инсталляция, предложенная Яеи Кусамой. Как и предыдущая, она предназначена для того, чтобы посетители оставляли на стенах и мебели разноцветные наклейки. Но в данном случае это не просто кружочки, а изображение цветков герберы.
За четыре месяца стены комнаты превращаются во взрыв из красных, оранжевых и желтых цветков. Эта идея пришла к художнице еще давно, когда она была маленькой девочкой. Однажды она любовалась узором из красных цветков на скатерти, а подняв глаза на стены и потолок, в своем воображении она увидела их также осыпанными яркими цветками.
"Машина, выдающая минимальную заработную плату"
Такую оригинальную машину в Нью-Йорке изобрел деятель искусств, которого зовут Блейк Фолл-Конрой. Любой, кто пожелает, может ее использовать для того, чтобы получить деньги. Нужно крутить рукоятку, и каждые 4,5 секунды из автомата будет извлекаться 1 цент. Таким образом можно "заработать" за 1 час 8 долларов. Эта сумма равняется минимальной зарплате в городе Нью-Йорке.
Несмотря на то что весь "заработок" можно оставить себе, большая часть посетителей бросает это дело уже через одну-две минуты. А все потому, что кручение рукоятки довольно утомительно. Изобретая такой автомат, Фолл-Конрой хотел привлечь внимание к тяжелому труду миллионов рабочих.
"АДА"
Карина Смигла-Бобински, которая является польско-немецкой художницей, призывает посетителей к активным действиям, а не к обычному созерцанию. Она создала наполненный гелием воздушный шар большого размера, который свободно передвигается по комнате. В этом помещении стены выкрашены в белый цвет.
По всей поверхности шара расположены приклеенные к нему угольные палочки, которые предназначены для рисования. Посетителям рекомендуется прикладывать шар к стенам, чтобы таким образом рисовать на них. Этот объект Карина Смигла-Бобински назвала "АДА". Такое название дано в честь Ада Лавлейса, математика 19-го века, написавшего заметки о компьютерах, создававших произведения искусства.
Для каждой выставки она создает новый объект, таким образом у этого шара как у интерактивного предмета короткая жизнь.
"Измерение Вселенной"
Почти все родители занимаются тем, что отмечают на стене, как изменяется рост их детей по мере взросления. Словацкому художнику по имени Роман Ондак пришла в голову идея сделать этот процесс масштабным, привлекая к нему большое количество людей.
Он предложил делать отметки высоты роста в белой комнате, при этом записывая свое имя и фамилию, а также дату осуществления измерения. С течением времени инсталляция, которая первоначально была пустым пространством, превращается в произведение искусства, создаваемое тысячами людей.
"Исповедь"
Эта акция американской художницы Кенди Чанг была организована под воздействием одного из религиозных таинств в христианстве и синтоистских молитвенных стен. Кенди приглашает людей войти в помещение, где они записывают признания на деревянных дощечках.
После этого Чанг выставляет их на стенах галереи, не оглашая имен. Здесь можно увидеть самые разнообразные откровения, начиная от раскаяния в том, что человек много ест, до признания в боязни умереть в одиночестве. Впервые художница представила инсталляцию в 2012 году в Лас-Вегасе, а сейчас ее можно увидеть во множестве городов США.
"Сеятель"
Эта скульптура литовского мастера по имени Бернардас Бучас находится в Литве, в городе Каунасе. Особенно эффектно она смотрится в ночное время, когда на расположенной позади нее стене находится ее тень. Однажды уличный художник, проходивший мимо скульптуры "Сеятель", нарисовал на стене звезды. Когда наступает ночь, создается иллюзия того, что их рассеивает тень памятника.
Признание
Еще одним произведением Кенди Чанг, носящим более масштабный характер, нежели описанное выше, является стена, на которой людям предлагается закончить фразу "До того как я умру...". Первое сооружение было построено в 2011 году в США, в Новом Орлеане, а уже на следующий день оно было исписано полностью.
С тех пор такие стены в количестве около пяти тысяч были установлены больше чем в семидесяти пяти странах, например в таких, как Китай, Казахстан, Бразилия, Ирак.