Главная кинособытие осени – экранизация одноименного романа “Щегол”. Но ни сильный драматический настрой картины, ни первые звезды Голливуда не спасли фильм. На основе отзывов пытаемся понять, что с фильмом не так | Nastroy.net

28.09.2019 18:41

Это была самая ожидаемая экранизация осеннего киносезона, однако на деле все оказалось иначе – история, взятая с оригинального литературного произведения, получилась скучной, растянутой и моментами надуманной. Бюджет составил 45 миллионов долларов, но пока что кассовые сборы еле дотягивают до шести миллионов. Премьера состоялась на фестивале в Канаде, а после фильм стартовал в крупных мегаполисах. Главную роль играет молодой и востребованный Энсел Элгорт, а на заднем плане задействована “тяжелая артиллерия” в лице Николь Кидман, Люка Уилсона и Джеффри Райта. Но, кажется, даже это не помогло… Почему “Щегол” уже называют провальным? Что не так с фильмом? Представляем вашему вниманию самые разные зрительские отзывы.

Общее впечатление

“Щегол” начинается с террористического взрыва, но обманываться не стоит – к счастью, это не “тот” фильм, а лишь попытка привлечь зрителя “громким” началом. Скорее, по указанию режиссера Джона Краули, из бестселлера, завоевавшего Пулитцеровскую премию, это было переделано в интимную постановку. Кажется, события развиваются не спеша, словно вкушая сладкий вкус этого продукта, пытаясь следовать книжному источнику. Одноименная книга – не просто роман, а очень большой роман о маленькой, старой, и такой прославленной картине, жизненная история которой развивается на 800 страницах мелкого шрифта. Но с таким сложным сюжетом и разнообразием личностей, перед которыми книжные критики не могли устоять, “экранный” “Щегол”, растянувшийся на два с половиной часа, уступает.

И, хотя результат от фильма не безупречен, эта блестящая, впечатляющая попытка зацепить зрителя окупается в конце. Повествование занимает некоторое время, но сюжетные темы утраты, тоски, душевной боли и предательства, не говоря уже о ценностях окружающих нас предметов, в конечном счете не просто завладевают нами, а всецело нами движут.

Путешествие во времени

Если роман Донны Тартт начинается с представления Тео Теккера 13-летним персонажем и следует за ним по мере его взросления в течение более десятка лет, то фильм варьирует между мальчиком и взрослым, подчеркивая, что прошлое всегда присутствует в жизни главного героя.

И Энсел Элгорт, и Оакс Фигли – солидные исполнители, но постоянное движение от прошлого к настоящему определяет один из способов, с которым фильм местами спотыкается. В то время как в книге есть преимущество сочувствующего взрослого Тео, рассказывающего о своих юношеских годах, фильм предпочитает показать юного Тео мальчиком, а некоторые из его “возрастных” выходок, включая употребление наркотиков и кражи в магазинах, показывают его не с лучшей стороны.

Постановщик добивается тихой, спокойной работы для своего актерского состава. Как и у Фигли, у Элгорта много молчаливой задумчивости. Но иногда актеры в состоянии выдать невероятно выразительный “взрыв”, моменты, которые остро показывают почти полную отрешенность Тео. Взрослый Тео в исполнении Элгорта особенно эффектен в моменты, когда его преследует и поглощает память, где он становится человеком, постоянно спотыкающимся в настоящем, которого не понимает.

Внутренние переживания

При своей растянутости экранного времени, экранизация “Щегла” изобилует совпадениями, катастрофами и предательством, обеспечивая настолько много сюжетных поворотов, что картина неторопливо начинает отвечать нашим интересам.

Все начинается с краткого пролога, когда взрослого Тео накрывают воспоминания, заставляя сожалеть о том, что было сделано в прошлом. Искра вспыхивает в тот день, когда вместе с матерью герой посещает знаменитый музей искусств, где вскоре произойдет взрыв, навсегда изменивший его жизнь. Да, ему удается увидеть мамину любимую картину “Щегол”, которая позже перейдет к нему в руки и будет сопровождать его всю жизнь.

Сожаления о случившемся долго не покинут героя, а сам он отправляется в разные семьи, дома и уголки страны, где будет взрослеть, но никогда не забывать о неожиданном подарке. Проклятье и спасение – именно таковой окажется для него картина.

Фильм все больше сосредотачивается на его взрослых ситуациях; усиливаются эмоциональные связи и динамика, которая, подобно взорвавшейся в начале бомбе, привела в действие сюжет. Хочется сказать, что авторы переборщили с экранным временем. Но вышедшие из зала зрители возразят: немного веры и терпения – все, что нужно, чтобы дойти до финала этой истории.

Главный смысл фильма

“Щегол” стремится к сохранению и передаче искусства и красоты, несмотря на насилие и жестокость вокруг, благодаря усилиям людей, чья любовь к красоте неотделима от их любви к семье или друзьям. С легким сарказмом фильм показывает решающую роль богатства, включая доходы, полученные нечестным путем. Как и ключевой акт насилия в виде взрыва, достаточно рискованный для начала фильма. Но во всем этом хаосе все же остается картина – маленькое, драгоценное искусство, которое нужно пронести через года. Обязательно обратите внимание, какую ценность для главного героя представляет, казалось, “простая” картина, каких полным-полно в художественном музее.

Многие критики отмечали фильм как концентрированный и интимный, словно помимо жизни Тео он тихо рассказывает о чем-то еще. Что может быть важнее жизни человека? Допустимо ли искусство поставить выше этого? При этом “Щегол” представлен без текстур и “искусственных ароматов”, почти лишенный ощущения места, несмотря на активное перемещение по разным локациям, ставшими для героя временным убежищем.

Несомненно, не только картина, но и вся нелегкая история Тео стоят в центре повествования. Что до образа этого мальчика, ставшего подростком, шагнувшим во взрослую жизнь, с кинематографическим подходом к его созданию он получился достаточно хрупким. Разве его не хочется оберегать и защищать? Его история может показаться нелепой. Но только внутренняя жизнь героя делает ее связной.

Причины возможного неуспеха

Коммерческий провал фильма, как правило, не зависит от его эстетического значения. В лучших фильмах художественная ценность часто превосходит популярность; слишком много других факторов, включая работу маркетинговых кампаний по рекламе и продвижению, и участие критиков, которое зачастую бывает ненужным.

В оглушительном провале, который “Щегол” испытывает сегодня, еще предстоит разобраться детально. Не последнюю роль играет актерская работа – достаточной ли была харизма Энсел Элгорт, чтобы самостоятельно “удержать” экран? Смогла ли его драматическая сила придать сложному материалу собственное звучание?

Не провал, и не успех

Снова поднимая тему излишне нагроможденного сюжета, можно сказать, что фильм стал попыткой талантливых кинематографистов, включая постановщика Кроули, сценариста Питера Строхана и таких актеров, как Николь Кидман, которая немного теряется в своих литературных причудах, вобрать в сюжет все лучшее. По факту мы имеем золотую середину: очень длинный фильм, который требует терпения, хотя бы небольшого знания книги и некоторого прощения за вещи, которые просто не работают – например, романтические линии.

Вспоминая о последствиях трагедии и сегодняшнем дне, в котором Тео, одетый в сшитый на заказ костюм, собирается жениться и размышляет о самоубийстве, фильм спасает именно показ взрыва и всего трагического, что с этим связано. Это интересный выбор повествования, учитывая, что он изначально был частью трейлера. Но это может быть и то, что мешает аудитории присоединиться к путешествию Тео с самого начала.

Повсеместная трагедия

“Щегол” воспринимается как стоическая, грустная история, иногда блестящая и чаще запутанная. Взрослый Тео гораздо менее привлекателен, чем его 13-летний образ. Возможно, это проблема кастинга или того, что сюжетные линии становятся слишком обильными и абсурдными. Люди из прошлого возвращаются в жизнь персонажа, и трагедия преследует его повсюду. Портит картину непростительно неразвитая история любви между Тео и Пиппой - еще одной выжившей после теракта. Могло что-то получится, но все застопорилось.

Поиск освобождения, снятия с плеч груза вины чрезмерно сложен. Возможно, это сработало для книги, но для фильма глубина этой истории теряется в экранизации – получается “плоское” воспроизведение, которое выглядит и звучит как нечто очень похожее на шедевр. Величественный и уверенный, хотя в глубине души ощущается, что что-то здесь не так.

Спасение и проклятье

Мы следуем за испытаниями и несчастьями Тео (здесь, скорее, отчетливее проявляется скорбь, чем испытание) от Нью-Йорка до Лас-Вегаса и обратно, где картина голландского мастера действует как талисман и тяжкое напоминание о прошлом. Это вес вины и одновременно вдохновение на что-то новое.

Картина олицетворяет твердую вещь, которую можно ощутить, держа в руке, в которую вложено все сожаление. Постоянное чувство вины перемещается на “территорию” мистического триллера, но режиссер не переступает черты, сохраняя баланс. Что, безусловно, является достижением.

В целом “Щегол” полон внешней драмы, но порой лишен внутренних ощущений. Да, в этом есть главная печаль, но важность картины и всех других произведений искусства, предметов и музыки, недостаточно ощутима. Определенно, фильм имеет собственный стиль и свои сильные качества. Но большинство зрителей он вряд ли заставит как-то измениться эмоционально.

Источник