Первый австралийский уикенд этого года выдался необычным, и в этот раз можно точно сказать, что квалификация преподнесла и зрителям, и командам больше сюрпризов, нежели стартовая гонка сезона. И если суббота расставила все по своим местам, то воскресенье лишь внесло некоторые коррективы.Наверняка все болельщики помнят довольно заносчивые слова доктора Хельмута Марко, сказанные им после тестов в Барселоне, что в этом году Red Bull будет сражаться с Ferrari. В тот момент они прозвучали уничижительно по отношению к Mercedes, но д-р Марко и представить себе не мог, насколько он окажется прав. На Гран-при в Мельбурне им и впрямь предстояло сражаться только с красными. И победить их. Mercedes же с 22,5 секундами разницы оказался недостижим.
«Почему мы так медленно едем?» — пожалуй, этот вопрос Себастьяна Феттеля, прозвучавший в прямом эфире по командному радио, стал одним из нескольких «мемов», лучше всего характеризующих Гран-при Австралии. «Пока не знаем», — ответил ему гоночный инженер.
Разница в скорости между Mercedes и Ferrari была видна еще после практики. В пятницу оба пилота Ferrari были расстроены. Но если Феттель в своих комментариях дал волю чувствам по поводу «обмана» Mercedes, то Леклер был более сдержан: «Надеюсь, мы сможем исправить все перед субботой. Мы не показывали максимума. Мы увидим, где находимся, только в квалификации, но вторая практика получилась сложнее. Если вы спросите меня, паникуем ли мы, то нет, еще нет».
Вероятно, в пятницу паниковать было еще рановато, но в субботу, после квалификации, уже в самый раз. В третьем сегменте квалификации разница между лучшим кругом Льюиса Хэмилтона и лучшим кругом Себастьяна Феттеля составила 0,704 секунды.
Ferrari, пожалуй, стали одним из сильнейших разочарований первого уикенда. Еще после предсезонных тестов всех интересовал вопрос, какая из команд окажется главным читером, скрывающим свои истинные возможности. Большинство предполагало, что именно Ferrari покажет затем в квалификации лучший темп и разорвет противников, но все оказалось совсем не так. Mercedes буквально «выстрелил» на трассе Альберт Парка, возглавив все тренировки, квалификацию и показав победный дубль в гонке.
На протяжении гонки Себастьян Феттель жаловался не только на темп, но и на состояние резины и другие проблемы: «Всю гонку я боролся с шинами, но даже если не принимать во внимание мой ранний пит-стоп, мне кажется, что у всех остальных проблем было меньше, чем у меня. Мне кажется, мы просто очень медленные, у меня не было ни единого шанса сражаться с кем-то за позиции».
Неудачным было и решение Ferrari зазвать Себастьяна в боксы одним из первых на 15-м круге гонки. И это было на самом деле так. Уже на 31-круге Макс Ферстаппен предпринимает удачную попытку обгона Ferrari Феттеля и сразу же наращивает преимущество. В итоге голландец на машине с двигателем Honda финиширует третьим, оставив Ferrari вообще без подиума и подарив Honda столь желанную награду после долгих неудачных лет.
Шарль Леклер, побывавший на пит-стопе на 28-м круге, гораздо лучше сумел сохранить резину (тем более что он был на харде против медиума у Феттеля) и даже был готов уже атаковать Феттеля с открытым крылом, когда ему поступило распоряжение с командного мостика сохранять позиции. Но даже после этого, увеличив дистанцию, к финишу Леклер вновь догнал своего напарника.
Ошибочная тактика Ferrari на пит-стопе Феттеля повлекла за собой, как цепная реакция, и ошибку Mercedes. Опасаясь, что Феттель за счет раннего пит-стопа сможет переиграть Хэмилтона, Серебряные Стрелы зазвали в боксы своего чемпиона и оказали ему медвежью услугу.
Однако настоящим сюрпризом гонки стала победа Валттери Боттаса с преимуществом в 20 секунд над Льюисом Хэмилтоном. В свою очередь британец накануне завоевал свой восьмой поул в Мельбурне, сравнявшись по количеству поул-позиций на одной трассе с Айртоном Сенной в Имоле и Михаэлем Шумахером на Сузуки. После финиша гонки механики Mercedes проверили еще раз машину Хэмилтона и обнаружили повреждение в днище рядом с левым задним колесом. В своем твиттере команда написала: «отсутствует фрагмент днища, но мы пока не уверены на 100%, почему». Вероятно, именно это повреждение привело к тому, что на Mercedes № N44 были проблемы с балансом и скоростью, и уже на старте Хэмилтон проиграл своему партнеру по команде.
За Валттери Боттаса хочется порадоваться. Уже сразу после финиша он признался, что «это была лучшая гонка в жизни», а гоночный инженер по радио сказал ему: «Это тебе за прошлый год, Валттери». Прозвучало немного двояко, но, надеемся, это не означает, что на этом для финского пилота все и закончится. Боттас же сумел показать и лучшее время круга в гонке — 1.25.580, благодаря чему заработал еще одно дополнительное очко.
Было интересно, когда уже на последних кругах, имея хороший отрыв от остальных пилотов, Валттери советовался с командой по поводу того, стоит ли ему заезжать в боксы за свежей резиной, чтобы оставить за собой лучший круг. Ему в ответ посоветовали не рисковать, и буквально следом за этим Ферстаппен перебил время Боттаса. Однако затем финн вновь ответил лучшим кругом.
Тем, кто болеет за Даниила Квята, наверняка было приятно, что именно он стал пилотом, принесшим первое очко Toro Rosso. Одна гонка не показатель, но мы верим, что Даниил сможет и дальше демонстрировать отличные результаты. Квалификация стала для Квята не слишком удачной — он так и не смог пройти в третий сегмент. Но причиной тому стал вылет и возвращение Феттеля прямо перед ним на последнем быстром круге.
Вот что рассказал пилот Toro Rosso: «Себастьян вылетел с трассы передо мной, вот прямо совсем передо мной, так что мне надо было уворачиваться, и я потерял какое-то время. Он сделал все, что мог. Я не жалуюсь, он действительно предпринял все, что было в его силах, чтобы уйти с траектории, но все сложилось не слишком удачно».
Даниил стартовал 15-м, Элбон — 13-м, а вот для Пьера Гасли квалификация стала полным провалом: он не сумел выйти даже из первого сегмента. Хельмут Марко потом публично извинился перед Пьером за неудачную тактику, когда его не успели выпустить на еще один быстрый круг, но дело уже было сделано и Гасли пришлось прорываться наверх с 17-й позиции стартового поля. Кого-то он прошел сам, где-то ему помогли ранние пит-стопы соперников, но вот на Квяте он сломался. После своего пит-стопа на выезде из питлейна Гасли оказался впереди Квята, но россиянин сумел его сразу же обогнать и удержать лидерство. Ни более свежая и мягкая резина, ни активированный DRS не дали ему возможности опередить русского пилота. В итоге второй Red Bull так и финишировал позади Toro Rosso, не завоевав ни одного очка для команды. Что касается Алекса Элбона, то он стал 14-м, что для новичка совсем неплохой результат.
Кто из новичков совершил сенсацию, так это Ландо Норрис! В субботу он не просто прошел в третий сегмент квалификации, что не случалось с Mclaren уже пять лет, он еще и переквалифицировал Кими Райкконена и Лэнса Стролла на машинах, предположительно гораздо более быстрых. В гонке он финишировал 12-м, но это тоже очень неплохой результат, ведь Норрис впервые в своей карьере вышел на старт Гран-при.
Для Карлоса Сайнса все сложилось, увы, не так радостно. Еще во время свободных практик на его машине начались проблемы с шасси и двигателем. Предполагалось, что до квалификации их сумеют устранить, но сделать это не удалось. Сайнс стал лишь 18-м в квалификации, а в гонке сошел на девятом круге из-за проблем с мотором. Горящий двигатель маршалы сумели потушить, но злые языки уже окрестили это происшествие «шоколадным фондю» — по названию нового шоколадного спонсора у команды.
Renault. Скажем так: для Renault гонка в Мельбурне сложилась очень непросто. Квалификация прошла совсем не так, как хотелось бы, хотя Ален Прост и заявил, что команда всем довольна. И Хюлькенберг, и Риккардо не смогли выйти из второго сегмента, но показали в нем самые высокие времена. И надо отметить, что, несмотря на все ожидания от австралийца, Нико сумел его переквалифицировать. Далее в гонке из четырех машин с двигателями Renault две сошли: правда, у Даниэля Риккардо проблемы были связаны с механическими составляющими. Домашний Гран-при вообще всегда складывается для мистера «Авокадо», как случайно окрестил его юный болельщик, забывший фамилию своего кумира, весьма неудачно. Вот и в этот раз уже на первых метрах гонки Даниэль на кочке оторвал переднее крыло на своей машине и был вынужден сразу заехать в боксы.
Видимо, тогда же он повредил и правый понтон, о чем ему чуть позже сообщил инженер. И на 28-м круге Риккардо сходит. Нико Хюлькенберг еще раз доказывает свое мастерство: финиширует на седьмой позиции, но уступает Кевину Магнуссену.
Грожан и Магнуссен в квалификации показали настоящий класс, квалифицировавшись на шестом и седьмом местах соответственно и, пожалуй, ответили во многом на вопрос, кто из команд второго дивизиона готов побороться за звание лучших. Мы не сбрасываем со счетов и другие команды, особенно заводскую Renault, но 70% деталей Ferrari в Haas все же делают свое дело. Однако гонка для американской команды сложилась менее удачно. После прошлогодних проблем на пит-стопах сразу у обеих машин Haas в этом году для Гюнтера Штайнера было делом чести продемонстрировать чистую работу механиков. Однако это обернулось очередным кошмаром для Haas. Сначала заминка на пит-стопе у Ромена Грожана, а затем, на 29-м круге, практически следом за Риккардо, ему сообщают по радио о проблемах с передней подвеской и просят остановить машину. К сожалению, первоначальное предположение, что причиной всему стала именно поломка подвески, было неверным. В пресс-релизе, который распространила позже команда, сказано: «Пит-стоп Ромена Грожана на 15-м круге прошел с задержкой, т. к. возникла проблема с установкой переднего левого колеса. Это стало причиной того, что сначала он откатился на 14-ю позицию, а затем и вовсе был вынужден сойти».
Однако ситуация с Haas в целом очень любопытная: в Австралии клиентская команда Ferrari выступала практически вровень с основной! В той же квалификации разница во времени составляла 0,4 секунды. И для клиентской команды это отличное время.
Еще одна клиентская команда Ferrari — Alfa Romeo — провела неудачный уикенд. В квалификации они отстали почти на секунду, несмотря на то, что за рулем был опытный Кими Райкконен. И это очень много. Джовинацци вообще стал только 14-м. Затем и в гонке возникли проблемы. У Кими Райкконена пленка от визора попала в ступицу колеса, и ему пришлось заехать на пит-стоп раньше, чем планировалось. В итоге — восьмой и 15-й результаты, что намного ниже ожидаемых.
Лэнс Стролл провел плохую квалификацию, но хорошую гонку, поднявшись с 16-й позиции на девятую и переиграв Серхио Переса. Перес еще накануне с удивлением отмечал уровень Стролла, сначала похвалив его за знание технической стороны машины, а затем и вовсе сказав, что иногда пилот бывает медленным из-за плохой машины, на которой ездит. Скорее всего, к Барселоне Racing Point сумеют прибавить, имея на руках хороший бюджет, а Серхио Перес известен тем, что умеет превращать в подиумы самые неожиданные ситуации. Так что это команду со счетов не списываем.
Что же касается Williams, то про них говорить и вовсе не хочется: квалификационная разница — четыре секунды между Хэмилтоном и Расселом и почти шесть секунд с Кубицей. Более того: время, показанное ими в этом году на квалификации, хуже (!) прошлогоднего квалификационного времени на их машине прошлой конфигурации. У единственных из всех команд. К тому же по ходу гонки у Роберта Кубицы сначала отлетело переднее крыло, а затем, на четвертом круге, и зеркало.
После этих результатов Williams остается только одно ощущение: хорошо, что Сергей Сироткин больше не выступает за эту команду, и как жаль, что блестящий новичок и действующий чемпион Формулы 2 Джордж Рассел оказался именно там. Вот ведь ирония судьбы: Ландо Норрис и Александер Элбон, которые закончили прошлый сезон куда хуже Рассела, в итоге получили намного более обещающие перспективы в Mclaren и Toro Rosso. И совсем уж жалко выглядит твит Williams перед началом гонки: «С дебютом тебя в Формуле 1, Джордж Рассел! Наслаждайся!». Как бы это наслаждение не стоило бедняге Расселу успешной карьеры…
Любопытно посмотреть на стратегию команд в первом Гран-при. Пирелли изначально предлагали схему с одним пит-стопом и использование только мягкого и среднего комплекта шин. Но уже на старте были нюансы: например, Роберт Кубица сразу выехал на белых ободках, т. е. на самом жестком комплекте, а в ходе гонки этим составом воспользовались и другие пилоты. Риккардо после первого же круга переобули в хард, чтобы он мог ехать до финиша, этот же состав использовали Норрис, Перес, Квят, Хюлькенберг, Леклер и другие. Причем, что любопытно, Перес и Хюлькенберг переобулись в него на ранних пит-стопах в районе 14-го круга, а вот Леклер сделал это на 28-м круге, сумел его достаточно прогреть и догнать и атаковать Феттеля.
Многие команды избрали разную тактику для своих пилотов: например, Элбон был на раннем пит-стопе, а Квят на более позднем. То же произошло у Ferrari и Mercedes. А вот Red Bull вообще максимально оттянул пит-стоп Гасли и, как видим, не особо прогадал. Гасли стартовал на медиуме, переобулся в софт на 37-м круге, отыграв по ходу гонки шесть позиций. Но трасса Альберт-Парка известна тем, что очень экономно обращается с резиной — если у машин нет проблем с ее расходом. И в отличие Феттеля и Хэмилтона у остальных пилотов на ранних пит-стопах проблем с резиной было намного меньше.
Подводя итоги обзора, хочется отметить, что все вышесказанное относится исключительно к Гран-при Австралии. Каждый сезон мы убеждаемся в том, что о соотношении сил команд ни в коем случае нельзя судить по первому Гран-при благодаря специфике австралийской трассы. Две следующие гонки, скорее всего, дадут нам других фаворитов, а истинную расстановку сил мы поймем только в Барселоне.
Еще из важного: накануне Гран-при Бахрейна FIA обещали представить командам Формулы 1 план глобальных реформ чемпионата, начиная с 2021 года. После этого у команд будет еще три месяца на обсуждение и утверждение регламента.
Следующий Гран-при состоится в Бахрейне на трассе Сахир 30-31 марта