Художник Рерих Святослав Николаевич: биография, семья, творчество | Nastroy.net

08.04.2017 00:07

Рерих Святослав Николаевич – русский и индийский художник, коллекционер, общественный деятель, член Академии художеств СССР и просто интересный человек. Рерих запомнился, в основном, как художник. Он преуспел в различных жанрах живописи. Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве этого выдающегося живописца.

Детство

Святослав Рерих родился 23 октября 1904 года в семье Николая и Елены Рерихов, в городе Петербурге Последующие двенадцать лет его жизни пройдут именно здесь. С раннего детства Рерих интересовался естественными науками (зоологией, орнитологией) и проявлял свои художественные способности. Также парень интересовался изучением камней. Мать собирала для него всяческую литературу и даже чучела животных. Она также привозила сыну различные камни и минералы. Таким образом, у Святослава было все для полноценного изучения интересующих его направлений естествознания.
Еще с ранних лет Рерих начал интересоваться рисованием и лепкой. Он посещал уроки в школе Общества поощрения художеств, где ему выпала честь готовить декорации к домашним постановкам. Однажды парень даже помог отцу в работе с театральными эскизами. С 1913 по 1916 год будущий художник проходил обучение в Петербургской гимназии Карла Мая.
С 1919 года Рерих Святослав Николаевич обучался в лондонской Королевской академии искусств на архитектурном факультете. Продолжая заниматься живописью, он помогал своему отцу в создании декораций к таким оперным постановкам, как: «Снегурочка», «Князь Игорь» и «Садко». По словам Николая Рериха, его сын умел передать в картине гармоническую напряженность всех ее частей.

Работа в Америке

С 1920 года Святослав продолжает свое обучение в США. Он учится на архитектурном отделении Колумбийского, а немного позже Гарвардского университетов. Параллельно юноша посещает скульптурное отделение университета города Массачусетса.
В Америке Святослав активно участвовал в деятельности культурно-просветительских учреждений, созданных его родителями. В 19 лет он стал главой Международного художественного центра под названием Corona Mundi. А немного позже Рерих становится вице-президентом отцовского музея в Нью-Йорке. В 1923 году Святослав Николаевич впервые посетил Индию. Здесь он познакомился с древним и современным (на тот момент) индийским искусством, а также архитектурным наследием страны. В Индии молодой художник начал коллекционировать произведения восточного искусства. В конечном итоге, его коллекция будет поистине уникальной. К сожалению, после смерти художника она практически не сохранилась.
В 1924 году Рерих Святослав Николаевич вернулся в Америку и взялся за руководство родительскими культурно-просветительскими учреждениями. Благодаря ему родители и старший брат, будучи на маршруте сложной Центрально-Азиатской экспедиции, могли поддерживать связь с внешним миром. Это позволило им вести свою научную и исследовательскую деятельность более продуктивно.

Карьера художника

Одновременно с работой в просветительских организациях герой нашего рассказа совершенствовал свои навыки в живописи. В 1925 году он был удостоен высшей награды на выставке в Филадельфии, где было экспонировано около сотни произведений Рериха. Его последующие достижения стали уверенными шагами на пути к истинному мастерству и совершенству.

Свой путь живописца Святослав Николаевич начинал как портретист. В конечном итоге, он достиг высочайшего мастерства в этом жанре. Главной особенностью его картин было стремление передать глубину характера человека, чей портрет пишется. Полотна, созданные Рерихом, были изящными, лаконичными и удивительно точно передавали духовный и эмоциональный образ человека. Благодаря этому картины Святослава выглядят так живо и притягательно. Кроме всего прочего, художник написал порядка 30 портретов отца. Один из них был куплен Люксембургским музеем в Париже. Рерих написал его в 35 лет. Вообще, в огромном количестве нарисованных им портретов, облики родителей занимают особое место.
Во многих произведениях художника можно заметить влияние отца, и, в то же время, Святослав шел по своему собственному пути. Однозначно, его работы нельзя обвинить в подражании. У старшего и младшего Рерихов был собственный уникальный стиль.
Творческий диапазон художника можно ощутить даже при коротком знакомстве с его работами. Кроме портретов, он преуспел в эпической, пейзажной, символической и жанровой живописи. В каждом из направлений Рерих проявляет себя как вдохновенный новатор и виртуозный мастер кисти.

Индийский отпечаток

С 1931 года Святослав живет в Индии и активно участвует в ее культурной и общественной жизни. Он любил это государство и считал его второй родиной. Мужчину в Индии привлекала уникальная красота, разнообразие традиций и утонченные духовные достижения. Все это художник не единожды воспел в своих картинах. Поэтому Индия, так же, как и Россия, считает Святослава Николаевича своей национальной гордостью.
В июле 1941 года, когда Германия напала на СССР, Святослав отправил послу Советского Союза в Лондоне телеграмму с просьбой зачислить его в ряды Красной армии. Посол ответил отказом. Тем не менее, художник внес свой вклад в победу СССР. Он перечислял средства, вырученные с продажи картин и проведения выставок, советскому Красному Кресту.

После 1947 года Рерих потратил много сил на работу, связанную с пактом Рериха и его одобрением со стороны местного правительства. В конечном итоге, в 1948 году Индия присоединилась к пакту. В последующие годы Рерих активно работал в области сохранения и защиты от памятников древнеиндийской культуры. Он организовывал комитеты и требовал от индийского правительства конкретных действий в данном направлении.

Жена Святослава Рериха

В 1945 году Святослав Николаевич женился. Его избранницей стала первая леди индийского кинематографа, руководительница концерна Bombey Talkies Девика Рани. Девушка стала для художника не просто спутницей жизни, а настоящей музой. Вскоре после свадьбы они переехали в имение Татагуни, которое расположилось под Бангалором. Здесь Святослав Николаевич смог воплотить в жизнь давнюю мечту: вырастить обширную плантацию эфироносных растений. Плантация заняла площадь порядка 200 гектаров и давала до 2 тонн масла в год. Масло покупали французские и швейцарские парфюмерные предприятия. Благодаря им у художника были средства к существованию. Картины он хранил в своем собрании и продавал исключительно музеям.
Девика Рани была из очень образованной и уважаемой семьи. Она быстро смогла расположить к себе всю семью Рерихов, и на протяжении всей жизни была для Святослава Николаевича верным другом, соратником и любимым собеседником. Многих интересует такой вопрос, как дети Святослава Рериха. К сожалению, у художника не было детей.

Широкий круг интересов

Святослав Николаевич активно поучаствовал в деятельности Института Гималайских исследований. Будучи главой естественнонаучного отдела, он провел уникальные изыскания в различных областях познания. Продуктивной работе способствовал дар духовного синтеза, которым обладал художник. Рерих понимал природу как единое целое, неразрывно связанное с космическими закономерностями. Такое мировоззрение и легло в основу его естественнонаучных интересов, круг которых просто поражает: ботаника, орнитология, минералогия, астрология, тибетская фармакопея, химия с ее алхимическими истоками, религиоведение, философия, искусствознание и, наконец, культурология. Такое широкое многообразие интересов Рериха свидетельствует о его принадлежности к крупным натуралистам.

Живая Этика

Художественные и литературные наработки Святослава Николаевича, его педагогическая, общественная и научная деятельность неразрывно связываются с идеями Живой Этики. Однако сказать, что Рерих был последователем исключительно этой философской системы, нельзя. Он был глубоким мыслителем, которому удалось развивать ее важнейшие идеи и положения.
Довольно много философских размышлений Рериха были посвящены великой роли искусства, которую оно играет в создании совершенного добродетельного человека. Эти мысли можно рассмотреть не только на страницах очерков и дневников Святослава Николаевича, но и в его картинах.

В одной из книг Живой Этики говорится, что истина в красоте, а космос базирует на этой формуле эволюцию, направляя мир к овладению это самой красотой. Красота, ее сущность и роль в эволюции человечества, а также энергетические процессы, связанные с этим, составили основу философского мировоззрения Рериха. Как художника и мыслителя, его, в первую очередь, привлекали тайны рукотворной красоты. По словам Святослава Николаевича, великие произведения искусства являются кладовыми огромных сгустков энергии, которая может активизироваться и влиять на миллионы зрителей, изменить не одно поколение, излучая весть красоты. Великие произведения, как считал Рерих, излучают невыразимую ауру. Он называл ее эманацией скрытых вибраций, которые лежат в корне всех великих произведений искусства.
По мнению Святослава Рериха, волшебство чувств и мыслей величайших мастеров пленено в их произведениях. Излучаясь на зрителей, оно пробуждает в них ответные чувства, кроме энергетического и духовного осознания изображенной мысли. На более совершенные сочетания человек отзывается, называя их прекрасными. В этом заключается необыкновенная власть искусства, некая скрытая сила, которая всегда присутствует и играет активную роль в великих произведениях.
Рерих Святослав Николаевич был убежден, что без высшего идеала красота не может быть создана. При разрушении этого духовного или эстетического идеала происходит обезображивание жизни и гибель ее эволюционного стержня.

Педагогическая работа

На протяжении всей жизни Рерих Святослав Николаевич интересовался вопросами воспитания более совершенных людей. Художник принимал участие в работе детской школы, созданной в 1962 году в Индии на основе постулатов индийского философа Ауробиндо Гхоша. Школа расположилась в городе Бангалор. В ней могли учиться дети возрастом от трех лет. Концепция школы базировалась на нравственно-этическом воспитании по особой методике. С ранних лет воспитанников школы знакомили с наработками известных философов, в том числе представителей семьи Рерихов. Большое внимание также уделялось художественному воспитанию. Конкурсы детского рисунка, которые проводились в школе ежегодно, этому способствовали. Как отмечал сам Святослав Николаевич, педагоги данной школы старались с младых ногтей вести новое поколение по следам восхождения, давать им мысли и идеи крупных философов. Человек, вышедший из стен этого учебного заведения, становился сильным, умел противостоять несовершенству и злу. С 1977 года Рерих активно оказывал финансовую поддержку школе.

Достижения

Художник Святослав Николаевич Рерих был также известен как основатель и президент культурно-просветительского центра искусств под названием «Читракала Паришад», который был создан в Бангалоре в 1972 году и стал отделением одного из местных университетов.
За выдающиеся заслуги в области культуры и за вклад в дело мира Рерих был удостоен различных правительственных наград в нескольких странах. Среди них можно отметить: индийский орден «Падма-Бхушан», болгарский орден «Мадарский конник», и, наконец, советский орден Дружбы народов.
Кроме того, Святослав Рерих, биография которого была сегодня рассмотрена, был лауреатом Международной премии Джавахарлала Неру, почетным членом художественной академии СССР, кавалером ордена Кирилла и Мефодия в Болгарии, почетным доктором болгарского Великотырнского университета, а также членом индийской Академии изящных искусств. Но самой выдающейся для художника и мыслителя стала награда, учрежденная нью-йоркским Музеем Николая Рериха. Святослав высоко ценил эту награду, так как получил ее из рук отца. Как вы уже поняли, живопись не была единственным занятием, в котором преуспел Рерих Святослав Николаевич. Книги художника затрагивали разные области знания. В основном, они представляли собой сборники статей и очерков.

Выставка картин

Многочисленные полотна Рериха можно встретить по всему миру. В 1960 году открылась первая выставка картин Рериха в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. Ее открытие состоялось в мае. А буквально через месяц Святослав Рерих, картины которого получили на родине большое признание, открыл экспозицию в ленинградском Эрмитаже. С 70-х годов выставки его картин регулярно проходили в разных уголках Советского Союза.

Наследие

В 1989 году в городе Москве Святослав Николаевич инициировал создание Советского фонда Рерихов, который с 1991 года стал называться Международным центром Рерихов. Выполняя волю родителей, в марте 1990 года художник передал фонду бесценное наследие, которое семья Рерихов копила долгие годы. В него вошли не только картины, но и другие предметы изобразительного и прикладного искусства, библиотека, архив и личные вещи. Именно эти вещи стали основой экспозиции негосударственного музея им. Н. К. Рериха, работа которого строится на принципах, заложенных великим художником и мыслителем, Святославом Рерихом. Именно поэтому данное заведение часто называют «Музей Святослава Рериха».
30 января 1993 года художник покинул этот мир.

Источник