Он называл кино «видом искусства и одновременно цирком, ярмаркой, путешествием на корабле безумцев, приключением, иллюзией и миражом». А жизнь, как и положено итальянцу, для него была сочетанием волшебства и земных благ. Неизлечимый гедонист, Федерико Феллини считается одним из самых уважаемых режиссеров всех времен. К 27-летию со дня смерти мастера вспоминаем его биографию.
Вклад в искусство
Федерико Феллини преуспел в самом сложном искусстве. Он создавал признанные критиками произведения, которые стали неотъемлемым элементом истории кинематографии и в то же время завоевали толпы поклонников по всему миру. Кадры из «Сладкой жизни», распечатанные на постерах, висят в каждом втором итальянском ресторане, по этому фильму написаны серьезные научные работы, он также фигурирует во всевозможных рейтингах постановок всех времен.
Как Федерико Феллини стал классиком?
Ключ к пониманию успеха Феллини - его невероятная чувствительность. Выдающийся режиссер в глубине души никогда не переставал быть ребенком. Хотя в его фильмах затрагиваются фундаментальные проблемы, они показывают взгляд маленького мальчика. Им нельзя отказать в их сказочной атмосфере и юморе, но для режиссера они также являются формой разговора с самим собой и с миром.
И хотя Феллини опровергал утверждения о том, что он вплетал в свои работы автобиографические элементы, по таким картинам, как «Амаркорд» или «Восемь с половиной», проще всего узнать и понять мастера, создавшего их.
Биография
Хотя Рим является главным действующим лицом величайших кинохитов Феллини, режиссер постиг этот город только будучи взрослым мужчиной. Он родился не в столице Италии, а в прибрежном городке Римини, 20 января 1920 года, и был старшим из трех братьев и сестер.
Отец мальчика был постоянно отсутствующим коммивояжером, мама - домохозяйкой. Маленький Федерико с ранних лет обладал задатками художника. Он с энтузиазмом рисовал воображаемых персонажей и создавал театры. Чтобы иметь возможность беспрепятственно посвятить себя своей страсти, он бросил школу.
Феллини был очарован цирком. Став взрослым, он утверждал, что однажды присоединился к труппе, но через месяц полиция привезла его домой. Нет сомнений в том, что цирк стал очень важным источником вдохновения для взрослого Феллини. В его фильмах были персонажи из труппы странствующих артистов: гномы, клоуны, странные женщины и мужчины.
Провинциальный Римини быстро стал слишком тесным для юного Федерико. Поэтому он сначала отправился во Флоренцию, где писал рассказы и создавал карикатуры, опубликованные в местном сатирическом журнале. Однако Феллини пробыл в столице Тосканы недолго. Он полностью влюбился в Рим.
Джульетта Мазина
Он знал, что Рим - его место на земле, и встреча с талантливой актрисой только укрепила его в этом убеждении. Джульетта Мазина появлялась в радиоэфире, для ее спектаклей Феллини писал сценарии. Видимо, он влюбился в нее с первого взгляда. Их привязанность продлится следующие 50 лет. Союз не разрушили предательства и даже трагедии, которые судьба преподносила их паре.
Мазина забеременела вскоре после свадьбы, но их счастье длилось недолго. Актриса так упала с лестницы, что у нее случился выкидыш. Однако через некоторое время ей удалось родить здорового мальчика. Злые чары, казалось, были разрушены. Однако вскоре выяснилось, что настоящий удар еще впереди. Маленький Пьер-Федерико не дожил и до месяца. Он умер от энцефалита. Федерико и Джульетта были настолько подавлены, что никогда больше не решались заводить ребенка. Они решили, что им хватит друг друга. Они искали утешения в кино.
Работа как терапия
Для убитого горем Феллини лучшей терапией была работа. Вскоре в его карьере случился настоящий прорыв. Все благодаря Роберту Росселлини. Режиссер сначала пригласил Федерико на премьеру своего фильма «Рим, открытый город», а затем для совместной работы над сценарием следующего фильма «Пайза». Именно благодаря Росселлини Феллини понял, что хочет быть режиссером. Он хотел сформировать свой собственный художественный язык.
Фильмы Феллини
Свой первый фильм - сладостно-горькую комедию-драму «Огни варьете» - он снял в сотрудничестве с Альбертом Латтуадой. Следующий, «Белый шейх», он поставил сам. В истории молодой замужней женщины, очарованной героем фотокомиксов, мы уже видим черты, характерные для более поздних работ Феллини: социальную сатиру, а также элементы фантастики, сопоставленные с реалистичным образом провинции.
Другая картина, «Маменькины сынки», это история о группе молодых людей, вступающих во взрослую жизнь в прибрежном городке. Вы можете увидеть здесь вдохновение родного Римини. Картина была тепло принята, она выиграла награду Венецианского кинофестиваля.
Настоящий успех был еще впереди
Федерико ценил Мазину не только как жену и доверенное лицо. Заметив ее актерский талант, он взял ее на роль Джельсомины в своем следующем фильме «Дорога». Хотя члены съемочной группы опасались, что Феллини будет тяжело работать с женой, что неизбежно навредит постановке, быстро выяснилось, что они ошибались.
Режиссер собственноручно подстриг жене волосы, сделав ее похожей на чучело. Он также был глухим к ее жалобам на то, что воротник поношенной военной куртки врезался ей в шею. Однако это стоило жертв. Именно роль Мазины во многом способствовала успеху фильма. История наивной, но доброй и чуткой Джельсомины и брутального артиста цирка Зампано покорила сердца публики и критиков. Фильм принес Феллини первый «Оскар» в карьере.
Поэтому следующий фильм «Ночи Кабирии» не мог обойтись без супруги. История проститутки с добрым сердцем, мечтающей о настоящей любви, написанная специально для Джульетты, повторила успех «Дороги». Феллини получил второй «Оскар», а Мазина получила «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах за лучшую женскую роль.
«Сладкая жизнь»
Несмотря на большой успех «Ночи Кабирии», Феллини не снял жену в своем следующем фильме. Возможно, потому что при съемках «Сладкой жизни» режиссер выбрал совсем иную эстетику, нежели в случае с его более ранними картинами.
«Сладкая жизнь» была рассказом не о пригородах и провинциях, а о жизни сливок общества, посетителей самого роскошного района Рима. Но фильм был близок к тому, чтобы вообще не появиться на свет. Продюсер Дино Де Лаурентис отказался от проекта, после того как Феллини не позволил Полу Ньюману сыграть главную роль. Феллини тогда заявил: «Мне нужен актер с менее известным лицом для моего фильма». Де Лаурентиса сменил Анджело Риццоли, и фильм был снят. Но на этом проблемы не закончились.
Еще до того как «Сладкая жизнь» вышла на экраны, поднялась шумиха. Сообщество L'Osservatore Romano призвало католиков не ходить на этот фильм, потому что смотря его, они якобы подвергают свою бессмертную душу проклятию. Даже Роберто Росселлини, бывший наставник Феллини, назвал картину «мрачным дерьмом». Режиссер и продюсер могли обоснованно опасаться, что их предприятие закончится неудачей. Однако в день премьеры оказалось, что волна критики сработала как лучшая реклама. Кинотеатры были переполнены. В итоге «Сладкая жизнь» получила Золотую пальмовую ветвь и "Оскар" за костюмы.
Закат жизни
Федерико и Джульетта оставались вместе до конца. Феллини, который всю жизнь был ипохондриком, наконец, серьезно заболел. Он не чувствовал себя достаточно сильным, чтобы поехать за границу на большой гала-концерт. Видимо, слова таксиста убедили его передумать: «Фефе, ты должен поехать! Ради Италии!». И он, конечно же, поехал с Джульеттой. Через год после церемонии пара отметила 50-летие свадьбы.
Сразу после торжественного ужина Феллини почувствовал себя плохо. Ранее у него уже было несколько сердечных приступов. Он умер 31 октября 1993 года. На похороны великого режиссера пришло 70 тысяч человек.