Что это иерархия? Это слово имеет несколько оттенков значения, но они очень близки друг к другу и связаны с понятием строгой системы подчиненности. Иерархия присуща многим областям человеческой деятельности. Существуют, например, церковная, правовая иерархия, иерархия человеческих потребностей, служебная. О них мы и поговорим в нашей статье.
Слово в словаре
Как правило, в словарях приводится три значения этого слова. В них иерархия – это:
- Порядок, согласно которому, строится подчинение низших должностей (а также различных чинов и званий) на производстве, в управлении, в армии.
- Расположение чего бы то ни было от низшего к высшему и наоборот.
- В собирательном значении то же самое, что иерархи, то есть священники самого высокого ранга в церковной традиции.
Считается, что это понятие пришло в европейские языки из праиндоевропейского, где оно образовалось от двух основ – «страсть» и «начальство». В русский язык оно попало из древнегреческого и буквально переводится, как «власть первосвященника». Таким образом, понятие иерархии первоначально было связано с религиозной сферой, а затем проникло и в другие области жизни.
Святой Дионисий об иерархии
Понятие иерархии введено христианским святым Дионисием на страницах его труда «Ареопагитик». Дионисий был афинским мыслителем, учеником апостола Павла, первым епископом Афин, жившим в I веке нашей эры.
Согласно его трактовке, иерархия – это единство созданных богом разумных существ, к которым относятся люди и ангелы. Возглавляет его Богочеловек – Иисус Христос, и создано оно для того, чтобы под воздействием Божественной благодати приблизиться к Богу, воссоединиться с ним.
Принцип соподчиненности
Иерархии присуща соподчиненность, которая установлена Создателем и является основополагающим принципом, согласно которому сосуществуют разумные существа. То есть, в мире все является созвучным, стройным, согласованным друг с другом. Но при этом не теряется своеобразие, присущее отдельным элементам системы, которые слагаются в живую гармонию.
По мнению Дионисия, одним из убедительных подтверждений указанного факта служит то, что даже бесы (падшие ангелы) вынуждены соблюдать в своей среде подчиненность. Хотя они и пытаются изменить Божественный миропорядок, извратить его.
Структура божественной иерархии
Началом и источником иерархии является Святая Троица как причина всего сущего. Ангелы и люди – это две следующие за ней ступени, высшие. Кроме того, существуют еще три низших уровня иерархии, к которым относятся неразумные существа – животные, растения и неживая природа. При этом и ангелы, и люди внутри своих ступеней также подлежат иерархическому разделению.
Так, ангелы имеют девять чинов, наивысшим из которых являются серафимы. Они, как и следующие за ними херувимы и престолы, наиболее приближены к Богу, непосредственно от него получают просвещение и являются посредниками между ним и людьми. Иисус Христос также назван ангелом, несущим людям все, что он слышал от Бога Отца. Вместе с тем он является основателем церковной иерархии, которая образована из множества людей, живущих единой Божественной жизнью.
Церковная иерархия
Главное отличие ангельской и церковной иерархии – это присущее второй из них открытие перспективы обожения (приближения к Богу) так называемого тварного мира, насколько это вообще возможно. С этой целью иерархия церкви наделена священнодействиями, среди которых в качестве «начала обожения» выступает таинство крещения.
А в самом главном таинстве – евхаристии (причащении) – каждый из христиан постоянно соединяется со Всевышним. Третье по важности – это таинство мира – помазание, посредством которого христианину даруется «вселение Духа Богоначального».
Сам чин церковной иерархии образуется таинством рукоположения. В него включаются посвящающие и посвящаемые.
Посвящающие – это:
- епископы;
- священники;
- дьяконы.
А к посвящаемым относятся:
- монахи;
- миряне, или священный народ;
- оглашенные (готовые к принятию крещения), кающиеся и одержимые.
Модель человеческих потребностей
Сегодня в теории менеджмента широкое применение имеет теория иерархии потребностей, созданная американским психологом Абрахамом Маслоу в середине прошлого века. Эта теория включает в себя модель потребностей, которая в общеупотребительной практике, в виде упрощенного варианта изложения идей психиатра, носит название «Пирамида потребностей», или «Пирамида Маслоу». Она имеет форму схематичной пирамиды, состоящей из семи ступеней. Интересным является тот факт, что в работах самого Маслоу она отсутствует.
Приведем классификацию семи основных приоритетов потребностей.
- Самый низкий уровень в иерархии – это физиологический. В него входят жажда, голод, необходимость сна, соблюдения гигиены и так далее.
- Потребность обеспечения собственной безопасности, предполагающая избавление от состояния страха, неуверенности, чувства опасности.
- Необходимость ощущать себя принадлежащим к определенному кругу людей, коллективу, будь то семья, друзья, сослуживцы, а также быть любимым.
- Потребность чувствовать уважение окружающих, их признание и одобрение.
- Жажда познания окружающей действительности, стремление к овладению умениями и навыками.
- Потребность в эстетическом удовольствии, заключающемся в созерцании гармонии, красоты и порядка.
- Наивысший уровень – стремление к самореализации, к осуществлению своих целей, к разностороннему личностному росту.
Условность модели
Маслоу считал, что по мере того как удовлетворяются низлежащие потребности, находящиеся на более высоком уровне приобретают все большую актуальность. Однако это не следует понимать таким образом, что новая потребность приходит на место предыдущей, лишь когда предыдущая удовлетворена в полном объеме.
Кроме того, потребности не располагаются в такой строгой последовательности, как это указано выше. Это лишь отражение общей закономерности, тогда как у разных людей вполне могут наблюдаться варианты расположения потребностей. Как считал Маслоу, наивысшей стадии самореализации достигают не больше чем 2% из всех людей.
Эта теория, несмотря на популярность, неоднократно подвергалась критике, которая зиждилась на ее недостаточной обоснованности, отсутствии эмпирических исследований и сложности проверки результатов.
Правовая иерархия РФ
Современное российское право характеризуется наличием строгой иерархии по юридической силе законов и других правовых актов. Ей присущи два направления – вертикальное и горизонтальное.
Первое касается распространения норм права от Конституции до документов, издаваемых отдельными ведомствами. В этом виде иерархии законодательство разделяется на федеральное, действующее на всей российской территории, и региональное, действующее в субъектах РФ.
Второе представляет собой акты одинаковой юридической силы, которые по-разному действуют в разных обстоятельствах. Например, акты регионов, действующие только в каждом из них. Или федеральные законы, среди которых могут быть те, что имеют приоритет в той или иной сфере государственного регулирования.
Далее рассмотрим иерархию нормативно-правовых актов, действующую в первом, вертикальном направлении, на федеральном уровне. Выглядит она следующим образом (по мере убывания юридической силы):
- Основной закон – российская Конституция.
- Законы РФ, принимающие конституционные поправки.
- Федеральные конституционные законы, касающиеся вопросов, прямо предусматривающихся в Конституции.
- Договоры и соглашения, носящие международный характер.
- Федеральные российские законы.
- Указы президента России и его распоряжения.
- Правительственные постановления и распоряжения.
- Приказы и инструкции министерств и ведомств.