Ценность иконы всегда была выше, чем печатного издания книги. При ее написании художник всегда вкладывает душу, частичку себя. Можно смело сказать, что икона - это уникальное произведение, с молитвой и чистыми помыслами в сердцем созданное. Нельзя выделить какую-то одну и сказать, что она лучше остальных написана. Стиль и техника написания икон подвергались изменениям. Еще до тех времен, когда не произошел раскол церкви, на нее влияла западноевропейская живопись.
История иконописи
Во второй половине 17 века, когда «официальная» церковь отошла от древлеправославной веры, старообрядцы выступили в защиту древнерусского и византийского канона написания икон. Они отвергали новшества и придерживались древних традиций. Старообрядцы и никониане по-разному изображали на иконах крест. На маковках церквей в руках святых у старообрядцев изображен восьмиконечный крест, и никакие другие. Равно как и изображение новых святых, которые признаны Русской православной церковью после распада.
Старообрядцы на иконах всегда рисовали двоеперстие, а аббревиатуру Иисуса Христа обозначали как «ИС. ХС». В то же время в никоновском нововведении используется «ИИС. ХС» - значение имени Иисус Христос.
Художники-староверы начинают написание иконы с выбора специально обработанной доски (наборного щита), которая соединена шпонкой. Поверх нее натягивается льняная ткань, которую прогрунтовывают, шлифуют и только после приступают к написанию. Написание иконы - это целая наука, а у староверов еще и определенный порядок, старые традиции. Поэтому краски используются только темперные и не допускают смешения техник. Часто доски используются с разделительным углублением (ковчегом). Изображение лица отличается темными красками, что свойственно староверам.
Стоит отдать должное их труду и стараниям, потому что большинство тех древних икон, которые сохранились до наших дней - это их заслуга. Самые ценные образцы находятся в коллекции, частном владении. И это большой подарок, когда в церковь или православные музеи передаются экспонаты, которым несколько веков.
Что означает термин "намоленные иконы"
Случается, что человек очень просит о помощи, читает молитвы перед иконой, и когда он получает решение своей проблемы, выделяет ее среди остальных. Церковь не рекомендует этого делать, так как образ является всего лишь проводником между человеком и Богом, святыми, которые просят о молящемся перед Всевышним. В народе о таких иконах еще говорят - намоленные. К ним часто съезжаются толпы верующих в надежде, что именно они решат проблему.
Исключение из этого правила может быть одно - обращение к оригинальным чудотворным иконам Богородицы: «Казанской», «Смоленской», «Владимирской», «Феодоровской» и другие. Если бы вся сила была только лишь в иконе как таковой, то она могла бы «защищать» себя от краж и порчи. Однако повсеместно встречаются истории о том, как похищали даже большие иконы, которые находились в церкви, а не только маленькие образа.
Использование литья в производстве образов
У старообрядцев, которые часто скитались от одного места к другому, образа ломались, падали, трескались, и они пришли к тому, что литые иконы, складни, кресты будут более практичными. Создавались целые школы по обучению данному ремеслу. Такие иконы часто были небольшими по своим размерам и имели много надписей по бокам. Орнаменты и узоры выполнялись с помощью стекловидной эмали.
На знаменитых иконах старообрядцев можно встретить изображение не одного святого, а сразу нескольких. Это был своеобразный способ экономии денег на покупке для староверов и возможность продать их больше в одни руки. Поэтому на одной иконке помещалось до 8 изображений святых. Единение религии и образа жизни для староверов было основополагающим. Иконой крестили, провожали в дальнюю дорогу или последний путь.
Самый главный образ
"Спас Нерукотворный" - это икона, которая особенно почитается православной церковью. Согласно церковному преданию, история ее создания относит нас к тому времени, когда Иисус ходил по земле и творил благие дела. В небольшой стране Озроена, столицы Эдессы, что располагалась на юго-востоке от Палестины, был царь Авгарь. Он страдал от неизлечимой проказы, и до него дошли слухи о нахождении в Иерусалиме человека, который творил чудеса. Царь истинно уверовал в дар Иисуса Христа как сына Божьего и отправил с письмом своего живописца Ананию с мольбами о помощи ему в исцелении.
Ему пришлось долго ходить по пятам за Иисусом, не раз пытался он срисовать его лик, но ничего не выходило. Чудесным образом лицо Иисуса постоянно преображалось. На Ананию уже нашло отчаяние, что никогда ему не передать письма, но тут Иисус попросил своего апостола Фому привести его к нему. Не спросив ни слова, Христос назвал причину его визита и имя живописца. В знак благодарности за преданность и верность царя Иисус попросил Ананию принести убрус - четырехугольный платок. Затем он умыл свое лицо и утерся убрусом. Божественный лик отпечатался на том платке, вода превратилась в краски, и нерукотворный образ сохранился на нем.
Живописец отвез платок царю Авгарю, и когда он его раскрыл, комната озарилась ослепительно-ярким светом. Царь пал ниц перед образом Христа с любовью и верой и тут же почувствовал облегчение. Немного позже, после таинства крещения, он полностью исцелился, выйдя из купели с чистой душою и телом. Двенадцать столетий (до 1204 года) на православном Востоке "Нерукотворному образу" поклонялись верующие. До тех пор, пока он не был похищен венецианцами-крестоносцами из Константинополя. Как только корабль вышел в Мраморное море, разразилась страшная буря, и корабль потонул вместе со святыней.
Благо на тот момент существовали копии, срисованные с "Нерукотворного образа". Созданные византийскими мастерами иконы, в числе которых и образ Богородицы, были привезены в Киевскую Русь, когда она обратилась в православную веру.
Иконостас дома
Со старинных времен существует традиция создания иконостаса дома. Первым делом, войдя в новый дом, с собой брали икону, чтобы оградить его стены от зла и нечисти. Порой их количество было больше, чем в небольшой церкви, так старались себя оградить от неприятностей верующие. Считалось, что должно быть три основных иконы в квартире: Спасителя, Божьей Матери и Николая Чудотворца. И уже по ходу жизни они дополнялись венчальными, праздничными, образами святых покровителей.
В день крещения у каждого появляется свой заступник, имя которого он носит. В честь такого события принято дарить мерные иконы. Конечно, здесь больше идет речь о детях. Считалось, что она может всю жизнь защищать своего обладателя и оберегать, если обращаться к ней с молитвой и чистыми помыслами.
Существуют такие понятия, как родовая и семейная икона. Они разные по смыслу и написанию. Первая передается из поколения в поколение, может быть очень древней. А вторая содержит образа святых всех членов семьи, а в центре - наиболее почитаемого святого.
Исцеляющие образа
Для большинства тех, кто много или тяжело болеет, икона - это возможность обратиться с мольбой о помощи. И есть такие, к которым принято обращаться в трудные минуты. Многим верующим известен Пантелеймон целитель и Великомученица Варвара, чудотворцы Дамиан и Косма. При обращении к образу Богородицы - иконе «Неупиваемая Чаша» - молятся об избавлении от зависимостей (наркомании, алкоголизма, курения). История ее возникновения берет свое начало еще с 1878 года. Старый солдат прибыл из Тульской губернии в Серпуховский женский монастырь с целью найти эту икону и исцелиться. Он страдал запоями и по этой причине потерял способность ходить. В этот монастырь привел его повторяющийся сон, в котором он видел старца, повелевшего явиться именно в это место для исцеления.
От своего дома до Серпухова ему предстояло проползти 100 км, Владычица смилостивилась над ним и навела его на дом старушки. У нее солдат пробыл два дня, за это время старушка помогла ему немного окрепнуть, мазала ноги целебной мазью, и дальше он пошел, опираясь на костыль. Когда он добрел до монастыря и рассказал о своем тяжелом пути в Серпухов, то попросил о направлении его к иконе «Неупиваемая Чаша», но о ней никто не знал. Услышав, что сама Богородица помогал ему, люди отправились ее искать. Солдат же отправился к мощам преподобного Варлаама, который основал монастырь, и узнал в нем того старца из своего сна.
Тем временем в коридоре, который соединял ризницу с Георгиевской церковью, обнаружили старую, написанную в византийском стиле икону. На доске была изображена Богородица, а перед нею младенец Иисус в чаше. Повернув образ обратной стороной, служители монастыря увидели надпись: «Неупиваемая Чаша». Ее тут же вынесли в церковь и отслужили молебен, во время которого солдат почувствовал облегчение и стены монастыря покинул уже здоровым, а желания выпить спиртное у него больше не возникало.
Нечаянная Радость
Многие иконы в христианстве помогают исцелиться, обрести утраченное здоровье. Когда спрашивают, к какой именно стоит подойти, ответить можно так: к любой. Прошение от чистого сердца будет услышано Всевышним, и если будет на то Его воля, человек обретет здоровье. Одна из особо почитаемых среди православных верующих - «Нечаянная Радость». История ее тоже связана с исцелением, скорее духовным, чем физическим. Жил один грешник, всю свою жизнь он был разбойником, но при этом трепетал перед Богородицей. Однажды собираясь на греховное дело, мужчина снова обратился с молитвой к иконе. Вдруг необъяснимый страх окутал его, и перед ним явился живой образ Божьей Матери, а у младенца на руках, боку и ногах открылись кровоточащие язвы.
Грешник упал наземь и воскликнул: «О, Госпожа, кто это сделал?!» Ответ ему был дан, что это он и остальные грешные люди всему виной, которые распинают ее сына своими грешными поступками. Это потрясло его до глубины души, и грешник стал каяться и молить о прощении. После этого мужчина перестал грешить, начал вести праведный образ жизни. Таким образом, Божья Матерь подарила ему нечаянную радость и оставление грехов. Эта история и послужила основанием для написания иконы.
У кого просят о хранении очага, семьи
Очень часто семьи сталкиваются с проблемами в личной жизни, теряются, сбиваются с одного пути, а все потому, что теряют веру и перестают хранить верность друг другу. В тяжелую минуту стоит вспомнить, что в православной церкви существует отдельный вид икон, и их значение - сохранение семьи. К таковым относятся святые мученики Адриан и Наталия, Петр и Феврония, святые евангелисты Марк, Матфей, Лука, Иоанн Богослов.
Одна из тех семей, которые позже стали примером любви и верности для многих - князь Петр и Февронья. Об их преданности друг другу многие могут только мечтать. Но сколько они испытаний за свою любовь перенесли! И даже смерть не могла их разлучить. Отмечалось не раз, что при попытке захоронения их в разных гробах через какое-то время монахи обнаруживали их в одном и вместе. Это послужило поводом для их совместного погребения.
Церковные образа
Приходя в собор, храм или в церковь, многие видят на стенах росписи, иконостас, врата алтаря, все вокруг в иконах. Они все имеют разное значение, но единый смысл - передать прошение от страждущего к Богу. Православные обращаются не только с просьбами, но и для благодарности. Можно не знать названий икон, все равно образы, которые на них нарисованы, говорят сами за себя. В старину, когда многие были неграмотными, изучали в церкви по образам Евангелие. И в то же время нельзя считать, что иконы в церкви - это всего лишь картинки. Их назначение позволяет явить миру невидимого Бога, который предстал перед верующими в образе Иисуса. Как говорил о себе Христос: «Видевший Меня видел Отца».
Нельзя представить себе церковь без икон, они неотъемлемая часть всего пространства храма и непременные участники богослужения, равно как и Евангелие.
Венчальная пара
Тем, кто решился на таинство венчания, необходимо знать, что существует определенный набор икон, которые должны быть при совершении таинства. Это образ Богородицы (находится в руках невесты) и Спасителя (в руках жениха). Они очень символичны и во время венчания означают, что мужчина принимает на себя роль креста семейной жизни, так называемой малой церкви; женщина же становится хранительницей и защитницей, несущей верность, добро и величайшую материнскую любовь.
Принято ставить их в доме с восточной стороны: с правой стороны - образ Христа, с левой - Богородицы. В былые времена венчальные иконы передавались в качестве благословения от родителей к детям.
Николай Чудотворец, заступник странствующих
Те, у кого жизнь связана с постоянным перемещением, командировками, часто просят заступничества перед иконой Николая Чудотворца. О его чудесной силе известно испокон веков. Жил Николай еще в 3-4 веке, был милосердным и благочестивым епископом города Миры Ликийские. В годы жизни о нем уже ходили сказания, он мог исцелить, спасти от смерти невинных, утихомирить непогоду. Согласно церковному преданию, сохранившиеся нетленными мощи святого источали миро, которое помогло исцелиться многим.
Одно из чудес после его смерти случилось в 1812 году, когда во время отступления Наполеона из Москвы взорвалась Никольская башня на Московском Кремле. Над его вратами была помещена икона, названия которой чужеземцы не знали, неведомо было им и о ее силе. Стены в момент взрыва покосились, но устояли, вышибло двери и окна. Нетронутым остался не только образ, но и стекло, его прикрывавшее.
Все мореплаватели, путешественники обращаются к Николаю угоднику, зная, что он попросит Всевышнего о помощи и заступничестве во время долгого пути.