В сокровищнице русской письменности летописи занимают особое место. Они представляют собой особый вид исторического повествования, который разделен по годам. В Средние века летописи существовали в разных странах. Но особое распространение они получили именно на Руси. Некоторые исследователи даже делают попытки доказать, что этот вид исторических произведений был на Руси единственным. Однако следует учитывать, что кроме летописей существовали и исторические произведения, которые писались без разделения на годы. Только в XVI в. летописная форма уступает место другим формам исторического рассказа.
Ипатьевская летопись считается основным источником информации по истории Южной, или Киевской, Руси. Она была обнаружена русским историком Николаем Карамзиным в Ипатьевском монастыре Костромы в XVIII веке. Считается, что рукопись, открытая Карамзиным, была написана в XV веке. С 1810 года Ипатьевская летопись хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.
Структура
Ипатьевская летопись включает в себя три отдельные части, расположенные в хронологическом порядке. Первая часть посвящена истории Киевской Руси до 1110 года. Эта работа известна как начальная летопись – «Повесть временных лет» (ПВЛ). Следующая часть является ее продолжением и известна как Киевская летопись. Она начинается с того места, где заканчивается ПВЛ, и продолжает повествование до 1200 года. Последняя часть известна как Галицко-Волынская летопись, она охватывает период с 1200-го по 1292 год. Эта часть Ипатьевской летописи непосредственно относится к Галицко-Волынскому княжеству, государству, сформировавшемуся после раздела Киевской Руси.
Сохранившиеся списки
Ипатьевский свод является общерусским летописным сводом южной редакции конца XIII — начала XIV в. Ипатьевский список этой летописи считается древнейшим. Кроме того, список ПВЛ, составляющий эту рукопись, является вторым по древности (его превосходит только список Лаврентьевской летописи, относящийся к 1377 г.).
Летопись сохранилась в 5 списках:
- Ипатьевском списке (первая четверть XV в.). Список завершают записи, касающиеся пинских и степанских князей 1292 г.
- Хлебниковском списке (XVI в.), созданном на юго-западных территориях. Был сделан с того же оригинала, что и Ипатьевский, однако в некоторых местах есть более правильные чтения. Кроме того, список восполняет некоторые пробелы, которые встречаются в Ипатьевском списке.
- Погодинском, который относится к XVII в. Его окончание было утрачено.
- Краковском списке конца XVII в., сделанном с более ранней рукописи латиницей. В нем есть окончание, которое отсутствует в предыдущем списке.
- Ермолаевском списке, относящемся к концу XVII – началу XVIII века.
Происхождение
Название летописи связано с местом хранения самого древнего списка – Ипатьевским монастырем. Однако сама она является списком южнорусского летописного свода, относящегося к концу XIII века. Ипатьевская летопись включает в себя два памятника: киевский свод, датируемый 1198 годом, и галицко-волынское (непогодное) повествование, являющееся его продолжением. При этом последние записи оригинала Ипатьеской летописи относятся к пинско-туровскому княжеству. Ученые полагают, что киевский и галицко-волынский своды были объединены во Владимире-Волынском во время правления князя Владимира Васильковича (1269-1288).
Обе части летописного свода достаточно сложны по своему составу. Киевская летопись была создана в Выдубицком монастыре в Михайлово. Она основывалась на предыдущих киевских великокняжеских сводах, семейной хронике рода Ростиславичей из Смоленска, черниговской летописи князя Игоря Святославича, владимирской летописи Всеволода Большое Гнездо. Галицко-Волынская летопись также составлялась на основании нескольких источников.
Проблемы изучения
Несмотря на то что Ипатьевская летопись изучается на протяжении длительного времени, до сих пор существуют спорные вопросы, связанные с распределением материала по различным источникам и с атрибуцией текстов. Описания ее списков нуждаются в уточнении. Также проблематичным остается соотношение списков летописи. Кроме того, если более позднее воспроизведение Ипатьевского списка летописи было выполнено на хорошем уровне, то Хлебниковский, Погодинский и Ермолаевский были воспроизведены со значительными неточностями.
Исследователи по-разному подходят к вопросам происхождения, состава и формирования текста летописного свода. У этой летописи мало сходных черт с другими литературными памятниками.
Возможные источники
Сводом Ипатьевскую летопись называют потому, что она включает в себя несколько отдельных летописей, последовательно включенных в ее структуру.
Существует еще одно мнение относительно ее состава - филолога и лингвиста А. А. Шахматова. По его мнению, она включает в себя четыре источника:
- Общерусский летописный свод, происхождение которого относят к началу XIV в., а местом составления называют Суздальскую область. Его рассматривают как один из источников, на основе которого писались Ипатьевская, Лаврентьевская летописи и летописный свод Московского княжества 1479 года. Однако в настоящее время ученые сомневаются в том, что этот общий источник существовал. Наличие связи между летописями объясняют тем, что в период XII-XIII веков южнорусское летописание в значительной мере влияло на владимирские летописи. Поэтому существование протографа учеными отрицается.
- Киевский свод, относящийся к 1199 году. Местом его составления был Михайловкий Выдубицкий монастырь в Киеве.
- Черниговская летопись.
- Галицко-Волынская летопись.
Ипатьевский список
Включает в себя 307 листов. В XVII веке находился в Ипатьевском монастыре в Костроме. Об этом есть запись на обратной стороне первого листа.
Также были обнаружены и другие приписки, сделанные в этом монастыре. По мнению Н. П. Лихачева, рукопись относится примерно к 1425 году. Один из исследователей летописи А. А. Шахматов, говоря о происхождении списка, указывал на одну из северных областей Руси, скорее всего, в Пскове. Оригиналом, по его мнению, послужила южнорусская летопись.
Языковые особенности этот летописного свода до сих пор еще изучаются, однако есть свидетельства того, что рукопись могла быть написана в одной из западнорусских областей.
Основной отличительной особенностью Ипатьевского списка является то, что в Галицко-Волынскую летопись была внесена хронологическая сетка. Сличение с Хлебниковским списком позволило установить, что в первоначальной рукописи, с которой делался Ипатьевский список, хронологической сетки не было.
Копии Ипатьевского списка
В архивах хранятся две копии Ипатьевского списка. Одна рукопись, хранящаяся в Российском государственном архиве древних актов, выполнена на 346 листах, судя по одинаковому почерку, ее писал один человек. Запись сделана на голубой бумаге и датирована 1814 годом. На последнем листе есть запись, сделанная писцом:
С оригинала сего летописца переписывал коллежской регистратор Петр Большаков. Оной список сверял с оригиналом коллежский советник и кавалер Иван Ждановский.
На первом листе есть еще одна запись:
Сия летопись, Волынскою называемая, подарена в Библиотеку Архива 1816 года. А. Малиновский.
В библиотеке Российской академии наук хранится еще одна копия Ипатьевской летописи. Дата ее создания – 1819 год. Ее сделал археограф В. Г. Анастасович. В рукопись включены элементы Хлебниковского и Ермолаевского списков.
Хлебниковский список
Рукопись включает 386 листов. Ее владельцем некоторое время был купец П. К. Хлебников из Коломны. На переплете и на первом листе в филигранной технике выполнен герб города Ярославля. На первом листе списка перечислены князья, которые правили в Киеве до 1240 г., когда город взял Батый. В списке есть вставки чистых листов, которые имеют обозначение постраничной нумерации. На некоторых из них есть водяной знак рольной фабрики Мосолова, относящийся к 1750-м годам. В период с 1753-го по 1756 год на страницах было сделано много пометок. Часть из них оказалась срезана при переплетении, таким образом, список был переплетен после 1756 года.
Основную часть списка написали в конце 50-х — начале 60-х годов XVI в. Ее писал один писец, кроме одного небольшого фрагмента на 226-м листе. Рукопись была написана южнорусским языком и имеет типичные языковые особенности. На южнорусское происхождение указывают также приписки, сделанные уже в следующем столетии.
К XVII в. некоторые листы списка были утрачены, часть из них казалась перепутана. Вместо утерянных листов были добавлены новые, их переписывали с какого-то другого списка.
Содержание летописи
Первая часть Ипатьевского свода, ПВЛ, была известна ученым раньше. Однако события, описанные в этой летописи, относящиеся к 1118-1198 гг., имели большое значение для изучения того, как развивалась Русь на протяжении XII века.
Впервые оригинал Ипатьевской летописи был издан в 1843 году. Он включен во второй том «Полного собрания русских летописей». На основании анализа документов из Ипатьевской летописи ее использовали как основной источник при изучении политического развития Руси в XII веке, состава и размещения древнерусских городов в описываемый период, при перечислении князей рода Рюриковичей, которые правили в этот время, при изучении отношений между древнерусскими княжествами и приазовскими и причерноморскими кочевниками.
Также летопись включает в себя много материала, связанного с историей церкви. В летописи описывается положение церкви, которая представлена как отдельная организация, православное духовенство описывается как отдельная социальная группа.
Киевский свод летописи содержит много самой разной информации о Руси XII в. При этом часто изложены различные аспекты, относящиеся к одному и тому же сюжету. Некоторые фаты, изложенные в летописи, считаются редкими, их сложно найти в каких-либо других источниках.
Литературное наследие
В русском летописании много самых разных выражений, которые впоследствии стали русскими пословицами. Из Ипатьевской летописи можно привести хотя бы некоторые из них:
Когда Бог хочет наказать человека, то лишает его разума.Лучше лечь костьми на родине, чем быть в почете на чужбине.Один камень много горшков перебьет.Войны без убитых не бывает.Не в силе Бог, а в правде.
Таким образом, все это указывает на то, что Ипатьевская летопись может рассматриваться как исторический источник, сохранивший до наших дней информацию, касающуюся древнерусских князей, жизни людей, политических событий, внешней политики, политического и церковного устройства.