Актриса Ия Арепина сияла на киноэкранах Советского Союза в 60-е годы двадцатого века. Ее карьера насчитывает тридцать картин. За съемки в одной из них звезда имела честь стать лауреатом кинофестиваля в Каннах. Кроме того, хрупкая блондинка с озорным взглядом серых глаз считалась одной из самых притягательных женщин тех лет. А биография и личная жизнь Ии Арепиной интересуют поклонников по сей день.
Детские годы
Актриса появилась на свет 2 июля 1930 года в городке Ардатове, который в тридцатые годы принадлежал Мордовскому округу. Родители девочки были простыми крестьянами. У актрисы было шесть сестер и брат. Как и любой многодетной семье, Арепиным жилось трудно. Особенно во время Великой Отечественной войны. Дети в эти страшные годы узнали, что такое лепешки из лебеды и гнилого картофеля. Маленькая Ия буквально грезила кинематографом. Чтобы купить билет на очередную премьеру, девочка тайком от матери продавала то, что росло на домашнем огороде. Еще у Ии Арепиной обнаружился талант к рисованию. Но желание стать артисткой взяло верх.
Учеба
После окончания школы смелая девушка приехала покорять в Москву. Здесь в биографии Ии Арепиной наступили желанные перемены. Решив поступать во ВГИК, будущая звезда подготовилась основательно. Выщипав свои светлые брови, она нарисовала широченные черные дуги, которые совершенно не подходили к прическе - двум белокурым хвостикам. Парадный свитер девушки был по-деревенски подпоясан ремнем. На ногах - огромные шерстяные носки. Но необычнее всего был выбранный репертуар: речь революционера Павла Власова из повести М. Горького "Мать". Своим суровым монологом и нелепыми бровями Арепина так рассмешила комиссию, что была принята на курс Василия Васильевича Ванина. Поначалу однокурсники посмеивались над Ией. Но отзывчивая и незлобивая провинциалка быстро заслужила всеобщую любовь за непосредственность и яркую индивидуальность.
Первые роли
Первые спектакли Ия Арепина сыграла, учась в институте. Ей досталась роль Снегурочки в одноименной пьесе Островского и роль Шурки в пьесе М. Горького "Егор Булычев и другие". Тогда же появились и первые приглашения в кино. В 1953 году студентка сыграла роль Вари в драматической картине Леона Саакова "Степные зори".
В следующем году на экраны страны вышла картина Иосифа Хейфица "Большая семья". Роль Тони, которая являлась внучкой главы семейства Журбиных, досталась Ие Арепиной. Личным достижением начинающей актрисы стало участие в этом фильме. Ей довелось поработать со звездами советского экрана: Сергеем Лукьяновым, Борисом Андреевым, Верой Кузнецовой, Алексеем Баталовым, Кларой Лучко, Сергеем Куриловым, Вадимом Медведевым. За лучший актерский состав фильм был награжден на кинофестивале в Каннах.
Конец пятидесятых
После окончания ВГИКа в 1954 году Ия Арепина пришла работать в московский Государственный театр киноактера, посвятив ему более тридцати лет своей жизни. Кроме того, в пятидесятые стали выходить картины, в которых актриса играла следующие роли:
- студентка в фильме Станислава Ростоцкого "Земля и люди";
- невеста Алеши Поповича Аленушка в былине Александра Птушко "Илья Муромец";
- дочь смотрителя маяка Марийка в драме Григория Крикуна "Девушка с маяка";
- роль Дуняши в совместной русско-индийской картине "Хождение за три моря";
- артистка цирка Мими в драме Константина Юдина "Борец и клоун";
- сестра главного героя Полинка в драме Юрия Музыканта "Всего дороже";
- озорная сельская девчонка Настенька в киноповести Михаила Ершова "Под стук колес";
- невеста главного героя Стася Яновская в киноповести Владимира Корш-Саблина "Красные листья";
- Вера в военном драматическом фильме Леона Саакова "На дорогах войны".
Расцвет карьеры
Самой главной ролью в своей жизни Ия Арепина считала воплощение образа Маши Мироновой в экранизации повести Александра Пушкина "Капитанская дочка". Ее партнерами по фильму стали Сергей Лукьянов и Олег Стриженов. Актриса стала узнаваемой и популярной, к ней пришла настоящая слава. В этом же 1959 году вышли еще две картины с ее участием: "Хмурый Вангур" и "Особый подход". В первом фильме Арепиной досталась одна из главных ролей - студентки Наташи. Во втором актриса сыграла заведующую детским садом. Далее последовали следующие роли:
- одна из главных ролей - Варенька Бутырлина в экранизации рассказа Льва Толстого "После бала";
- роль Инги в драме Виктора Соколова "Когда разводят мосты";
- роль Анны в картине "Каждый осенний вечер";
- небольшая роль в киноэпопее Сергея Бондарчука "Война и мир";
- эпизод в мелодраме Александра Володина "Происшествие, которого никто не заметил";
- мать Романа в фильме для школьников "Мальчишки - народ хороший";
- сестра главного героя в драме "Калина красная", снятой Василием Шукшиным;
- роль Аглаи в фильме Ольги Козновой "Транзит на север";
- роль врача в драме Рубена Мурадяна "Здесь мой причал";
- небольшая роль в детективе Андрея Разумовского "Предварительное расследование";
- мать главного героя в научно-фантастической драме Константина Осина "Что-то с телефоном";
- учительница в комедии Владимира Храмова "Печники";
- эпизод в драме Александра Воропаева "На пороге";
- роль жены Филиппа Кузьмича в социальной драме Александра Воропаева "Не забудь оглянуться";
- эпизод в мелодраме Олега Кавуна "Бег по солнечной стороне".
Непристойное предложение
У актрисы могло быть гораздо больше ролей. С середины семидесятых ее практически перестали снимать. Произошло это из-за наговоров отвергнутого поклонника. Один из режиссеров, работающих с Ией Арепиной, предложил звезде свое покровительство за предоставление интимных услуг. На одной из репетиций оскорбленная актриса поругалась с режиссером. За срыв работы ей сделали строгий выговор. А в киношной среде стали поговаривать о чрезмерной скандальности Арепиной. Никому из режиссеров не захотелось связываться с такой актрисой.
Мужчины и дети
Личная жизнь Ии Арепиной складывалась не просто. В первый раз артистка вышла замуж за кинорежиссера Юлия Куна, знакомство с которым состоялось на съемках картины "Степные зори". Лауреат Сталинской премии сразу покорил сердце начинающей актрисы. Он был на шестнадцать лет старше Арепиной. В браке постоянно бушевали страсти. Ведь оба супруга пользовались большим успехом у противоположного пола. После рождения сына Юлия пара развелась.
Вторым избранником актрисы стал человек, далекий от искусства. Вадим Мильштейм работал синхронным переводчиком. Арепина надеялась, что второй муж сможет обуздать ее пылкий нрав. Но и этот брак вскоре распался. Сама актриса позже призналась, что с ее характером трудно встретить свою половинку.
Ия всегда выбирала самых завидных женихов. Она влюблялась в них с полной потерей себя. И требовала того же от избранника. Но избалованные женским вниманием красавцы были слишком эгоистичны. Они не могли дать актрисе желаемое. Поэтому,после второго брака Арепина не спешила под венец. Она очень мечтала родить дочь. И после тридцати нашла отца для будущего ребенка. Так появилась на свет дочь Лада, которую актриса воспитывала одна.
Уход из жизни
Пережив нелегкие браки, неудачи в карьере, забвение со стороны зрителей, Ия Арепина потеряла здоровье. Болезни начали преследовать актрису с начала девяностых годов. Сердечные недомогания переросли в два серьезных инфаркта. Затем затяжная простуда обернулась астмой. В результате организм актрисы, которой было немного за семьдесят, не выдержал. Актрисы не стало в 2003 году. Прощание с советской звездой не было пышным. На похоронах были исключительно родственники. При жизни актриса хотела найти последний приют в родном Ардатове, но родные распорядились иначе. Погребение состоялось на Николо-Архангельском кладбище в Москве.