На нашей планете есть такое место, где темно, очень холодно и бродят белые медведи. И именно там стоит маленькая хижина, в которой застряли две женщины - Суннива Сорби и Хильде Фалун Стрем. В мае они должны были вернуться домой, к своим родным и близким.
Но из-за пандемии коронавируса их поездка затянулась на неопределенный срок. Но женщины не отчаиваются, они уверены, что это даст науке бесценную возможность собрать данные, к которым ранее не было доступа. К тому же, возможно у них получится лучше понять, как меняется наш климат. Позитивный настрой и страстная влюбленность в свою работу позволяют двум женщинам жить в сложных условиях совершенно без мужчин.
Кто они
Последние девять месяцев 55-летняя Стрем и 59-летняя Сорби жили в хижине в Бамсебу. Это в Арктике, между Норвегией и Северным полюсом. Они работают как гражданские ученые и собирают данные и образцы для исследователей по всему миру. Например, информация о снеге и льде отправляется в Норвежский полярный институт, а наблюдения за облаками помогают информировать ученых из НАСА. Помимо этого, они делятся своими взглядами с глобальной аудиторией на своем сайте.
Кстати, это впервые за всю историю исследований, когда женщины живут в этой хижине 30-х годов прошлого века без мужчин. Вместе с ними на площади в 20 квадратных метров живет их собака Эттра. Из-за пандемии, которая распространяется на весь мир, их миссия будет продолжена на неопределенное время.
Изначально они планировали покинуть полюс в мае, но узнавая мировые новости из социальных сетей, они поняли, что у них это вряд ли получится. В итоге они получили официальное сообщение, что движение транспорта в этой части мира остановлено. Корабль, который должен был их забрать, просто не придет.
Последние 23 года Стрем живет на Шпицбергене, Арктическом архипелаге, а Сорби родом из Британской Колумбии, Канада. Женщины ждали, что, когда закончится их девятимесячная научная миссия, они смогут увидиться с близкими, друзьями и коллегами. Им было сложно принять новости о продлении миссии. Ведь, скорее всего, они пробудут в Арктике до сентября.
Планы на будущее
Сорби и Стрем - настоящие исследователи, несмотря на все новости, они планируют продолжить сбор данных. Теперь у них есть возможность получить материалы оттуда, откуда это нереально было сделать в более холодное время года. Например, на днях лед всей фьордной системы сломался и начал таять.
И теперь у женщин есть доступ к соленой воде, что означает, что они могут собирать образцы фитопланктона для ученых. Если бы ученые покинули Арктику, эти данные и образцы никто бы не собирал.
В последние годы многие туристы становятся гражданскими учеными, это стало популярным явлением. Но из-за пандемии все маршруты в Арктику приостановлены. Поэтому, только Сорби и Стрем могут достать необходимые образцы.
Научная работа
Женщины собирают данные для семи различных научных организаций. Часть из них очень ценная для изучения глобального потепления. Ведь норвежский архипелаг испытывает на себе самые серьезные последствия изменения климата. Потепление в Арктике сейчас наступает почти в два раза быстрее, чем во всем мире. Ледники тают с катастрофической скоростью, такого еще никогда не наблюдалось ранее.
Стрем прожила в этом регионе более двадцати лет, и она не понаслышке знает, как меняется наш мир. Все девять месяцев женщины наблюдали за погодой и дикой природой, фиксировали смены облаков, северное сияние и движение морского льда. Теперь они смогут собирать данные о фитопланктоне и соленой воде. С помощью этих данных ученые смогут проследить реакции и изменения в этом важном регионе.
Например, женщины видели белого медведя, охотящегося на северного оленя. Ранее животное не нападало на столь маловероятную добычу. Ученые полагают, что белые медведи могут адаптироваться, поскольку тюленям и другим животным становится все труднее находить пищу и охотиться, природная среда их обитания становится непригодной для жизни.
Изменения климата
Еще одна миссия Сорби и Стрем - разжечь дискуссию о проблемах и последствиях изменения климата. Многие люди и даже главы государств не воспринимают всерьез эту проблему, а эти женщины могут рассказывать об изменениях, которые они видят своими глазами.
Кроме работы с учеными и исследователями, Стрем и Сорби связываются по видеосвязи с множеством детей. За время своей миссии они провели более пяти тысяч видеозвонков.
Сложность жизни в Арктике
По словам ученых, самым сложным в их путешествии стало соседство с белыми медведями и сильный мороз. Они не могут выйти из хижины, не надев на себя множество теплых вещей, без сигнальных ракет и винтовки. Возможно, людям со стороны кажется, что ежедневные задачи женщин не такие уж и сложные. Но на самом деле даже простое действие требует больших затрат времени и сил.
Как только Стрем и Сорби просыпаются, им нужно разжечь дровяную печь, чтобы поддерживать тепло в хижине. Они готовят завтрак и моют посуду, собирают данные за день, пишут и тренируются. Но все это на самом деле требует больших усилий. У них нет стиральной и посудомоечной машины, а выйти из хижины можно, лишь надев на несколько теплых вещей. Воду они получают, растапливая лед, а чтобы обогреть дом, нужно рубить дрова.
Это и так непростые задачи, а если еще и погода плохая, сложно себе представить. Сложнее всего то, что в этих широтах длинные ночи, иногда женщины не видят солнца сутками.
Изоляция
Сейчас люди по всему миру сидят дома больше обычного, но Стрем и Сорби понимали, на что они идут, и заранее готовились к самоизоляции. Перед отъездом в Бамсебу они работали с инструктором, выполняли особые упражнения. Теперь то же самое проходят люди по всему миру. Женщины советуют всем периодически выходить из социальных сетей, заботиться о своих близких, признавать свои ошибки и быть добрее.
Недавно Стрем читала книгу, где упоминалось путешествие в Арктику. Автор упомянул, что на Северном полюсе нет места для женщин и детей. Сорби сразу же прокомментировала, что она хочет написать этому человеку письмо. Ведь эти женщины смогли многим доказать, что не только мужчины могут путешествовать в такие регионы.
Женщины очень скучают по дому, близким, горячему душу, капучино и теплым булочкам с корицей.