«Живая шляпа» Носова – детский литературный хит на все времена. Довоенные ребята прекрасно знали и обожали его. Однажды выступление Николая Николаевича перед школьниками вызвало такой восторг, что в воздухе летали гардеробные номерки, не смолкал топот ног и аплодисменты до тех пор, пока Носов не ушел. С того времени прошло уже восемьдесят лет, а рассказ продолжает оставаться одним из любимых бестселлеров детей в детских садах и начальной школе.
Когда писался рассказ
«Живая шляпа» Носова была написана в 1938 году. Это период раннего творчества молодого автора. Рассказ впервые прозвучал в кружке молодых писателей при издательстве, а напечатан был в «Мурзилке», как и несколько других маленьких произведений: «Заплатка», «Огурцы» и др.
Первый сборник рассказов, включающий и «Живую шляпу», вышел только после войны, в 1945 г. Издавался этот шедевр на нескольких языках:
- английском;
- польском;
- испанском;
- немецком;
- французском;
- финском;
- ирландском;
- малагасийском (государственный язык о. Мадагаскар).
Языки четырнадцати советских республик, естественно, подразумеваются. В 1952 году В. Катаев пишет предисловие к сборнику, включавшему «Живую шляпу» Носова. В 2013 году Министерство образования РФ включило рассказ в список сотни произведений, рекомендованных к самостоятельному прочтению.
Герои «того» времени
Как начинается история Носова «Живая шляпа»? Герои Вовка и Вадик сидят дома одни. Для нашей современности ситуация нетипичная, поскольку за ребенка, пребывающего без присмотра, отец и мать несут административную ответственность.
Судя по тому, чем ребята заняты, а они раскрашивают картинки, можно предположить, что это явно не подростки, а дети гораздо младше. Алла Сурикова сняла фильм по рассказу Носова «Живая шляпа», где снимались пятилетние мальчики. Это одна из особенностей советского времени – дети большую часть времени проводили одни.
Второй особенностью, которая тоже просматривается в рассказе, является то, что дети очень самостоятельны. Когда возникает проблема, маленькие люди решают ее сами, а не бегут докладывать взрослым и просить помощи. Сначала они прячутся от шляпы на диване, а затем запираются в кухне. В ход идут лыжная палка и клюшка для самообороны.
Когда шляпа не оказывает сопротивления, дети начинают вести атаку и кидать картошкой. Одно меткое попадание – и интрига разрешается переворачиванием шляпы. Кстати, Вовка ведь вначале собирался уходить домой, когда испугался шляпы, но остался, товарища не бросил и слабость свою преодолел. Более того, как раз он предложил перейти от обороны к нападению на шляпу – набрать картошки и вести бой.
Дети довоенные и современные
«Живая шляпа» Носова дает нам представление о детях довоенного (и послевоенного) времени. Они были относительно свободны от опеки родителей. Матери и немногочисленные отцы, уцелевшие после репрессий и войны, целыми днями работали.
Ребята росли самостоятельными и предприимчивыми людьми, что особенно ярко демонстрируют герои других произведений Носова, Мишка и Коля. Они переполнены идеями: переделывают телефон в телеграф, учат азбуку Морзе, устраивают новогодние вечеринки без участия взрослых, изготавливают по книгам инкубаторы, бенгальские огни, отправляются на электричке на дачу или в лес рубить елки и т. д.
Трудно представить, чтобы большинство современных детей, которые даже уроки не делают без руководства родителей, вело такую яркую жизнь, полную собственных проектов. Они заняты в кружках и у репетиторов и совсем не имеют свободного времени, чтобы думать, создавать и фантазировать.
Есть мнение, что для успешной самореализации в современном мире детям необходимы:
- коммуникация;
- кооперация;
- креативность;
- критическое мышление.
Как раз эти компетенции присущи советским школьникам, что иллюстрируют носовские рассказы. Нынешним же учащимся остается догонять своих ровесников из прошлого.